Порядок приема, регистрации, учета и разрешения в органах внутренних сообщений о преступлениях

Приказ МВД России от 12.09.2013 №707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

Сообщения, заявления о происшествиях, поступающие от граждан в органы внутренних дел, могут быть подразделены на сообщение о преступлении и сообщения о происшествии и правонарушении. К сообщениям о преступлениях относятся:

- заявление о преступлении - заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении. Данные документы должны быть составлены в соответствии с требованиями уголовно – процессуального законодательства, в том числе осуществлено предупреждение заявителя об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос;

- сообщение о происшествии и правонарушении –сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

В органах внутренних дел, отделах (отделениях), поступающие от граждан сообщения о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, принимаются круглосуточно сотрудниками дежурных частей органов внутренних дел.

Кроме сотрудников дежурной части сообщения о происшествиях обязаны принимать начальники отделений полиции и их заместители, начальники следственных подразделений и их заместители во время личного приема граждан. Вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать все сотрудники отделения полиции. Сотрудник, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Отказ в принятии сообщения (заявления) о происшествии должностным лицом органа внутренних дел, а также не регистрация сообщений недопустимы и влекут за собой дисциплинарную ответственность и, в случаях установленных законом, уголовную.

Отказ в приеме заявления о преступлении либо происшествии может быть обжалован в органы прокуратуры либо в суд. Право подачи такого заявления в органы прокуратуры не ограничено формальными требованиями.

Сообщения о происшествиях могут поступать в органы внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования (Интернет), факсимильным и иным видом связи.

Сообщение о происшествии, поступившее в орган внутренних дел, должно быть незамедлительно зарегистрировано в дежурной части в Книге учета сообщений о происшествиях (далее КУСП), при этом на сообщении (заявление, протокол устного заявления, рапорте о получении сообщения по телефону «02», по телефону доверия, Интернет – сообщений, сообщений, полученных по почте или факсимильной связью) проставляется штамп о регистрации, куда вносится дата регистрации сообщения, наименование органа внутренних дел, фамилия лица, принявшего заявление и его подпись.

При получении письменного заявления либо при составлении протокола принятия устного заявления сотрудник дежурной части регистрирует заявление в Книге учета сообщений о происшествиях, одновременно оформляет талон – уведомление и выдает его заявителю. Дежурный ставит свою подпись, как в талоне – уведомлении, так и в талоне – корешке. Заявитель расписывается за получение талона – уведомления на талоне – корешке, проставляет дату и время его получения.

По сообщениям о происшествиях, принятых в круглосуточном режиме дежурной частью, требующих незамедлительного реагирования, проверка организовывается сотрудниками дежурных частей, по иным сообщениям – начальником органа внутренних дел. Им же определяется должностное лицо, уполномоченное на проверку и принятие решения по поступившему сообщению.

Должностное лицо, правомочное либо уполномоченное проводить проверку по сообщению о преступлении, с учетом содержащихся в нем сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:

1. по предотвращению и пресечению преступления;

2. по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.

3. по проведению розыскных и оперативно – розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или по «горячим следам» лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.

Сроки проведения проверок по сообщениям о преступлениях регламентированы ст. 144 УПК и составляют 3 суток, в связи с необходимостью проведения значительного числа проверочных мероприятий начальником органа внутренних дел срок может быть продлен до 10 суток. В случае необходимости производства по сообщениям о преступлениях документальных ревизий, проверок, исследований документов, предметов, трупов указанный срок может быть продлен прокурором до 30 суток. Срок исчисляется с момента его регистрации в КУСП.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

О принятом решении должно быть сообщено заявителю и разъяснен порядок его обжалования.

При этом, любое незаконное действие сотрудника органа внутренних дел по приему сообщения о преступлении его регистрации, проверке и принятии решения может быть обжаловано заинтересованным лицом в органы прокуратуры либо в суд.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: