Общая правовая характеристика отдельных мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции

 

Общая правовая характеристика отдельных мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции: доставление; задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов

 

Доставление (ст.27.2 КоАП РФ) - это принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных п.8 и 10.1 ч.1 ст. 27.2 КоАП РФ, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Например, при нарушении правил пользования транспортными средствами, Правил дорожного движения, законодательства об охране окружающей среды, при выявлении нарушений таможенных правил и др.

 

Статья 27.2 КоАП РФ содержит перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление:

- должностные лица ОВД (полиции);

- военнослужащие внутренних войск МВД РФ;

- должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при ОВД;

- должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

- должностные лица военной автомобильной инспекции и др.

Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. В случае применения специальных средств (палка резиновая, наручники и т.д.) в протоколе о доставлении это должно быть зафиксировано. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Административное задержание (ст.27.3 КоАП РФ) - это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно, а так же обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.

Не подлежат административному задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого соответствующий документ (дипломатический паспорт,

Статья 27.3 КоАП РФ содержит перечень лиц, уполномоченных в пределах установленной компетенции осуществлять административное задержание:

- должностные лица ОВД (полиции);

- старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при ОВД;

- военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ и др.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Он может обжаловать административное задержание в вышестоящий орган или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить задержанному возможность обратиться с жалобой, как в устной, так и в письменной форме. Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии протокола.

Важным процессуальным действием при задержании является составление протокола (ст.27.4 КоАП РФ). В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут также вноситься объяснения задержанного. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

В соответствии с ч.1 ст.27.5 КоАП РФ этот срок не должен превышать трех часов.Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел или в иное служебное помещение. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления (но не более 24 часов с момента доставления).

Данная статья предусматривает в ряде случаев и более длительные сроки административного задержания. На срок до 48 часов для установления личности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил.

Несовершеннолетние в случае совершения правонарушения направляются в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел или в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Они должны содержаться отдельно от взрослых лиц.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ст.27.7 КоАП РФ). Осуществляются должностными лицами, указанными в ст.27.2, 27.3 КоАП РФ.

При производстве личного досмотра и досмотра вещей (ст.27.7 КоАП РФ) должны соблюдаться гарантии законности, так как применение названных мер связано с ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч.1 ст.22 Конституции РФ) и права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч.2 ст.35 Конституции РФ).

Законность при применении досмотра обеспечивается следующими гарантиями:

- досмотр производится только в связи с правонарушением и в предусмотренных законом целях;

- осуществлять досмотр могут только указанные в КоАП РФ уполномоченные лица;

- досмотру должно предшествовать предложение лицу, совершившему правонарушение, предъявить документы, вещи или другие предметы, явившиеся орудием совершения или предметом правонарушения, подтверждающие личность нарушителя;

- личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в специально отведенных помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены. Личный досмотр производится в присутствии двух понятых того же пола. При личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье, личное достоинство, сохранность полученных сведений, касающихся личности досматриваемого;

- досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов) осуществляется уполномоченными должностными лицами в присутствии понятых. В исключительных случаях, если есть достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут производиться без понятых. При досмотре вещей должны быть обеспечены их сохранность и конструктивная целостность;

- производство личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, должно оформляться протоколом либо соответствующей записью в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Вывод: Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связано с ограничением прав личности. Кроме того, следует отметить, что ряд мер носит личный характер: доставление, административное задержание, привод, другие - имущественный: досмотр вещей, изъятие вещей и документов и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: