Составить с данными словами предложения, употребив их в разных значениях в зависимости от ударения

Практическая работа № 2

Тема. Орфоэпические (акцентологические) нормы

Норма времени: 2 часа.

Цели занятия: закрепить орфоэпические (акцентологические) навыки; сформировать умения применять полученные знания на практике; привить навыки самостоятельной работы с учебным материалом и словарями; приобрести навыки пользования орфоэпическими словарями; продолжитьпривитиепотребности пользования словарями; привести студентов к осознанию необходимости соблюдения языковых норм.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Студент должен уметь:

- анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- выявлять орфоэпические ошибки и недочёты в речи.

Оснащение рабочего места: словари; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Средства обучения: папка для практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи»; орфоэпические и орфографические словари русского языка, словари ударений русского языка, словари трудностей русского языка,

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык, 1993.

  1. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь рус­ского языка. - М., 2005.
  2. Новый орфографический словарь русского языка/ Ситникова М.А. – Изд.2-е – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
  3. Орфоэпический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1983 и др. издания.
  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.- 6-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз., 1987.
  6. Современный орфографический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2007.
  7. Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008.
  8. Словари.Ру http://www.slovari.ru
  9. Словарь образцового русского ударения/М.А.Штудинер. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.

 

1. Выберите один из вариантов. Запишите слова, правильно поставив в них ударение.

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
алфавит, бармен, досуг, дремота, звонит, инсульт, квартал, мышление, начать, оптовый, отрочество, путепровод, свекла, средства, танцовщица, факсимиле, эксперт, августовский, аналог, бюрократия, вероисповедание, жалюзи, завсегдатай, запасный, квашение, ломота, маркетинг, мусоропровод, отчасти, оцененный, посоленный, пуловер, торты, ходатайство, акциз, алкоголь, баловать, джинсовый, договор, завидно, каталог, километр, красивее, намерение, обесценение, плесневеть, статуя, творог, феномен, флюорография, щавель, банты, корысть, кремень, кухонный, мастерски, менеджмент новорожденный партер, полиграфия, предложить, премировать, приняли, стенография, туфля, украинец, шофер, фетиш.

 

Составить с данными словами предложения, употребив их в разных значениях в зависимости от ударения.

О б р а з е ц: о тзыв о книге – отз ы в из командировки.

Атлас, ирис, видение, передохнуть.

 

3. Выберите тот же вариант, как и в 1 задании.

Распределить и записать слова в 3 столбика в зависимости от произношения согласного перед гласным Е: твердо, мягко, возможны варианты.

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
агрЕссия, акадЕмия, анЕстЕзия, бассЕйн, бизнЕсмЕн, брюнЕт, бутЕрброд, бухгалтЕрия, дЕвальвация, дЕкан дЕмисезонный, дЕфиле, игрЕк, компЕтЕнция, компьютЕр, конгрЕсс, контейнЕр, крейсЕр, лазЕр, лотЕрея мЕнЕджер, миксЕр, музЕй, ОдЕсса, патЕнт, прЕсса, прогрЕсс, регрЕсс, свитЕр, сЕрвис сЕссия, стратЕгия, тЕмп, тЕндЕнция, тЕрапевт, тЕрмин, тЕрмос, фланЕль, шинЕль, яхтсмЕн
         

 

4. Выберите тот же вариант, как и в 1 задании.

Списать слова и подчеркнуть те из них, в которых после мягких согласных и шипящих на месте Е произносится [О].

  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4  
афЕра, белЕсый, бесхрЕбетный, блЕклый, бытиЕ, ведЕрный, смЕтливость, двоежЕнец, жЕлчь, житиЕ, забытьЕ, запечатлЕнный, истЕкший кровью, львиный зЕв, манЕвр, никчЕмный. одновремЕнный, опЕка, шофЕр, стартЕр, шЕрстка, опЕка, осЕдлость, отЕкший, свЕкла, смЕтливость, стартЕр, смЕтка.
               

 

5. Записать в скобках транскрипцию [ЧН], [ЧТ] в зависимости от произношения сочетаний ЧН и ЧТ.

Выберите тот же вариант, как и в 1 задании.

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
  антиЧНый, будниЧный, булоЧНая, взятоЧНик, горчиЧНик, греЧНевый, двоеЧНик, девиЧНик, КузьминиЧНа, единиЧНый, конеЧНо, копееЧНый, ЛукиниЧНа, молоЧНик, нароЧНо, ниЧТожество, очеЧНик, горниЧНая, подсвеЧНик, порядоЧНый, прачеЧНая, пустяЧНый, пшениЧНый, сердеЧНый, сказоЧНый, ИльиниЧНа, сквореЧНик, скуЧНый, сливоЧНый, съемоЧНый, троеЧНик, улиЧНый, ФоминиЧНа. ЧТо-то, шапоЧНый, яиЧНица.  
                 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: