Практическая работа № 2
Тема. Орфоэпические (акцентологические) нормы
Норма времени: 2 часа.
Цели занятия: закрепить орфоэпические (акцентологические) навыки; сформировать умения применять полученные знания на практике; привить навыки самостоятельной работы с учебным материалом и словарями; приобрести навыки пользования орфоэпическими словарями; продолжитьпривитиепотребности пользования словарями; привести студентов к осознанию необходимости соблюдения языковых норм.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
|
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Студент должен уметь:
- анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- выявлять орфоэпические ошибки и недочёты в речи.
Оснащение рабочего места: словари; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Средства обучения: папка для практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи»; орфоэпические и орфографические словари русского языка, словари ударений русского языка, словари трудностей русского языка,
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык, 1993.
- Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.
- Новый орфографический словарь русского языка/ Ситникова М.А. – Изд.2-е – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
- Орфоэпический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1983 и др. издания.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.- 6-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз., 1987.
- Современный орфографический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2007.
- Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008.
- Словари.Ру http://www.slovari.ru
- Словарь образцового русского ударения/М.А.Штудинер. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.
1. Выберите один из вариантов. Запишите слова, правильно поставив в них ударение.
|
|
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
алфавит, бармен, досуг, дремота, звонит, инсульт, квартал, мышление, начать, оптовый, отрочество, путепровод, свекла, средства, танцовщица, факсимиле, эксперт, | августовский, аналог, бюрократия, вероисповедание, жалюзи, завсегдатай, запасный, квашение, ломота, маркетинг, мусоропровод, отчасти, оцененный, посоленный, пуловер, торты, ходатайство, | акциз, алкоголь, баловать, джинсовый, договор, завидно, каталог, километр, красивее, намерение, обесценение, плесневеть, статуя, творог, феномен, флюорография, щавель, | банты, корысть, кремень, кухонный, мастерски, менеджмент новорожденный партер, полиграфия, предложить, премировать, приняли, стенография, туфля, украинец, шофер, фетиш. |
Составить с данными словами предложения, употребив их в разных значениях в зависимости от ударения.
О б р а з е ц: о тзыв о книге – отз ы в из командировки.
Атлас, ирис, видение, передохнуть.
3. Выберите тот же вариант, как и в 1 задании.
Распределить и записать слова в 3 столбика в зависимости от произношения согласного перед гласным Е: твердо, мягко, возможны варианты.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |
агрЕссия, акадЕмия, анЕстЕзия, бассЕйн, бизнЕсмЕн, брюнЕт, бутЕрброд, бухгалтЕрия, дЕвальвация, дЕкан | дЕмисезонный, дЕфиле, игрЕк, компЕтЕнция, компьютЕр, конгрЕсс, контейнЕр, крейсЕр, лазЕр, лотЕрея | мЕнЕджер, миксЕр, музЕй, ОдЕсса, патЕнт, прЕсса, прогрЕсс, регрЕсс, свитЕр, сЕрвис | сЕссия, стратЕгия, тЕмп, тЕндЕнция, тЕрапевт, тЕрмин, тЕрмос, фланЕль, шинЕль, яхтсмЕн | |
4. Выберите тот же вариант, как и в 1 задании.
Списать слова и подчеркнуть те из них, в которых после мягких согласных и шипящих на месте Е произносится [О].
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | ||||
афЕра, белЕсый, бесхрЕбетный, блЕклый, бытиЕ, ведЕрный, смЕтливость, | двоежЕнец, жЕлчь, житиЕ, забытьЕ, запечатлЕнный, истЕкший кровью, львиный зЕв, | манЕвр, никчЕмный. одновремЕнный, опЕка, шофЕр, стартЕр, шЕрстка, | опЕка, осЕдлость, отЕкший, свЕкла, смЕтливость, стартЕр, смЕтка. | ||||
5. Записать в скобках транскрипцию [ЧН], [ЧТ] в зависимости от произношения сочетаний ЧН и ЧТ.
Выберите тот же вариант, как и в 1 задании.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |||||
антиЧНый, будниЧный, булоЧНая, взятоЧНик, горчиЧНик, греЧНевый, двоеЧНик, девиЧНик, КузьминиЧНа, | единиЧНый, конеЧНо, копееЧНый, ЛукиниЧНа, молоЧНик, нароЧНо, ниЧТожество, очеЧНик, горниЧНая, | подсвеЧНик, порядоЧНый, прачеЧНая, пустяЧНый, пшениЧНый, сердеЧНый, сказоЧНый, ИльиниЧНа, сквореЧНик, | скуЧНый, сливоЧНый, съемоЧНый, троеЧНик, улиЧНый, ФоминиЧНа. ЧТо-то, шапоЧНый, яиЧНица. | |||||