double arrow

Светлотный и цветовой контрасты


 

Контраст по светлоте часто применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.

Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными.

               
   
 
   
 
   

 

 


 


На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется светлотным контрастом.

 

 

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона.

Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.


 

 

Все эти четыре квадрата одинаковые, но на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом - фиолетовый, на красном - зеленый, на зеленом - красный, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона.




Выполи упражнения по цветовому и светлотному контрасту, и насыщенности цветов, выбрав цвета по своему усмотрению.

 

Светлотный контраст

 

           
     

 

 


2. Цветовой контраст

 

 

3. Насыщенность цвета

 
 

 

 


Локальный цвет

 

Рассмотрите предметы в этой комнате, выгляните в окно. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко - желтое, трава - зеленная, пол - коричневый и т.д.

 

Локальный цвет предмета –это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.


Локальный цвет –основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний

 

 

Локальный цвет предмета может быть однотонным, но может состоять из разных оттенков. Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на ней появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока, обязательно приобретает оттенок зеленого цвета,



 

 

Натюрморт с желтым яблоком и зеленой драпировкой

Смешение цветов

 

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов. Существует три способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое. Основные цвета при механическом смешении – красный, синий и желтый. Если мы смешиваем все эти три краски, то получаем другие цвета

       
 
   
 

 

 


Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники – импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка. При рассматривании картины с определенного расстояния, мелкие мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета.

 

 

 

Поль Синьяк. Папский дворец в Авиньоне

 

Примеры смешения цветов

 
 

 


 

 

 

 

Выполни упражнения, используя различные приемы смешения цветов цветными карандашами и красками

 

       
   
 
   
 
   

 








Сейчас читают про: