double arrow

Тема 2.4. Изменение цветов от освещения


Цель урока:дать представление о поведении цвета от освещенности.

План урока:

1.Изменение цвета от освещения различными источниками света.

2.Световая и темновая адаптация.

3.Цветовое утомление

4.Цветовая индукция.

Студент должен:

знать: основные закономерности восприятия цвета: освещение, адаптацию, индукцию.

Ответы на вопросы плана урока:

1.В органе зрения существует 3 цветоощущающих аппарата: красный, зеленый, синий. Так же можно сказать, что глаз воспринимает не цвета, а длину волны, из которой эти цвета состоят. А все многообразие цветов, воспринимаемое глазом происходит благодаря сослагательному смешению трех основных вышеперечисленных цветов (см. рис.1). Цветовой тон - ощущение, которое определяется отношением красного, зеленого, синего цветов в цветоощущающем аппарате.

Рассмотрим кривые основных излучений (авторы теории Юнг, Ломоносов, Гольц) на рис.1. Обратите внимание на то, что площади кривых синего, зеленого и красного цвета равны.

рис.1

Из рисунка видно, что синий цвет обладает самой высокой возбудимостью. Это значит, что при уменьшении освещенности синий цвет пропадает самым последним. Подробнее: при нормальном дневном освещении рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра. При уменьшении освящения цветовой тон начинает смещаться. Остаются только красный, зеленый, синий, затем и они исчезают. Синий постепенно переходит в белесый, красный - в черный. Это явление называется явление Бецольда-Брюнне. При увеличении яркости происходит сдвиг светового тона к желтому и голубому (явление Эбнея). При освещении различными источниками света, а именно при свете лампы накаливания (теплый цвет) длинноволновые цвета становятся теплее и насыщеннее, светлота их повышается; коротковолновые (от голубого до фиолетового) - тускнеют, теплеют, становятся сероватыми (приглушенными). При свете люминесцентных ламп выигрывают коротковолновые цвета и холодные, зеленые: их насыщенность и яркость возрастает. Длинноволновые цвета теряют насыщенность, холоднеют и могут быть искажены фиолетовым налетом.

2. Световая адаптация - это снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения. Темновая адаптация - повышение чувствительности глаза к цвету при малой яркости. Хроматическая адаптация - снижение чувствительности глаза к цвету при более или менее длительном наблюдении его. Причем изменяются следующие характеристики: насыщенность цветов снижается или к цвету подмешивается серый, светлые цвета темнеют, темные - светлеют, теплые холоднеют, холодные теплеют.

3.Под воздействием цветового утомления цветовое ощущение может изменяться до неузнаваемости. Утомляющее действие цвета пропорционально ему количеству. В понятие "утомление" входит: функция цветового пятна, яркость, цветовой контраст, насыщенность, размеры пятна, время наблюдения. При прочих равных условиях наименьшее утомление будет у синего и желтого. Наибольшее - у красного и оранжевого.

4. Цветовая индукция - это изменение цвета под воздействием другого цвета. Существует два вида индукции: отрицательное и положительное влияние. При отрицательной индукции характеристики двух цветов изменяются в противоположном направлении, при положительной, характеристики сближаются. Прежде чем далее разбираться с индукцией, сперва следует рассмотреть понятие "контраста". Контраст - это мера индукции. Выделяют несколько видов контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону. Еще выделяют одновременную и последовательную индукцию. Одновременная: два цвета, попадающие в поле зрения изменяют свои характеристики. Последовательная: изменение цветовых ощущений в результате предшествующего воздействия на глаз другого цветового раздражителя. Основные закономерности отрицательной цветовой индукции: хроматические пятна на фонах изменяют свой цветовой тон в направлении противоположному цвету фона. На меру индукционного окрашивания влияют:

1) расстояние между пятнами: чем меньше - тем больше контраст;

2) четкость контура: четкий контур увеличивает яркостной контраст и уменьшает хроматический;

3) отношение яркости цветовых пятен: чем ближе значение яркости пятен, тем сильнее хроматическая индукция, и наоборот;

4) отношение площадей пятен: чем больше площадь одного пятна относительно площади другого, тем сильнее его индукционное окрашивание;

5) насыщенность пятна: чем выше насыщенность цвета, тем больше его индукционное влияние;

6) время наблюдения: лучше всего индукция воспринимается при беглом взгляде;

7) область сетчатки, фиксирующая цветовые пятна.

Чтобы избежать индукции надо: подмешивать цвет фона в цвет пятна, обводить объект темным, или черным контуром.

Вопросы для повторения:

1.Как изменяется цвет от освещения различными источниками света?

2.Что такое световая и темновая адаптация?

3.Что происходит под воздействием цветового утомления?

4.Что такое цветовая индукция?

Литература:

1. Алексеев С. С.: О колорите, М., 1974.

2. Беда Г. В. Живопись, М.: Просвещение, 1986.


Сейчас читают про: