Международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности

1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время МП оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются. Примеры для России – введение моратория на смертную казнь в связи с вступлением в Совет Европы и подписанием Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека; внедрение в Трудовой кодекс норм ряда основополагающих конвенций Международной Организацией Труда.

2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования.

3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.

6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи.

 

Процесс создания норм международного права. Универсальные и локальные нормы, императивные и диспозитивные нормы. Основные принципы международного права, отрасли и институты. Система международного права.

Традиционные процессы создания норм международного права путем международных договоров и международных обычаев остаются основными. При этом в связи с ускорением темпов жизни договорный процесс формирования норм как наиболее быстрый стал решающим.

Все более возрастает значение международных организаций в создании норм международного права. Это выражается в увеличении числа международно-правовых норм, принимаемых международными организациями (юридически обязательные резолюции международных организаций), повышении роли резолюций-рекомендаций международных организаций в процессах формирования норм международного права, в значительном повышении роли международных организаций в подготовке проектов международных договоров, в принятии текстов этих договоров и т.д.

В мировой науке международного права имеется некоторое различие мнений по вопросу о создании обычных норм международного права, о значении резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в нормообразовании и по некоторым другим вопросам формирования норм международного права. Однако эти споры касаются в основном теоретических проблем и оказывают сравнительно мало влияния на практику, где речь идет, как правило, о конкретных источниках международного права.

Широко принятая в нашей доктрине теория согласования воль государств исходит из того, что в межгосударственной системе, состоящей прежде всего из суверенных и равноправных государств, обязательные для этих государств правовые нормы могут создаваться, как правило, только по согласованию между ними.

процесс создания норм международного права имеет две стадии: согласования воль государств относительно содержания правила поведении и согласования их воль относительно признания его в качестве юридически обязательного.

Содержание воли государства составляет его международно-правовая позиция. Она включает общее отношение государства к международному праву, его прогрессивному развитию и соблюдению принципов и норм, представление о характере международного права, его роли в обществе, принципы и нормы, за внедрение которых в международное право государство выступает, понимание принципов и норм действующего международного права и т.д.

Согласованность и взаимообусловленность воль государств — две существенные черты процесса создания норм международного права. Если согласованность воль говорит об их направленности на признание определенного правила в качестве правовой нормы, то взаимообусловленность означает взаимосвязанность воль государств. Это принцип взаимности, который закладывается при создании норм международного права и проявляется в процессе их функционирования.

В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Это юридическое равенство имеет большое значение, хотя оно отражает лишь один аспект отношений государств в данном процессе. Юридическое равенство государств является важнейшим принципом любой международной конференции, на которой разрабатываются международные договоры.

Каждое государство вправе самостоятельно определять свою международно-правовую позицию. При голосовании о принятии текста договора на международной конференции каждое государство имеет один голос.

Юридическое равенство государств в процессе формирования норм международного права означает, что большинство государств не может создавать нормы, обязательные для меньшинства, не имеет права пытаться навязывать эти нормы другим государствам. Исключением являются юридически обязательные резолюции международных организаций, принимаемые большинством голосов членов организации

Теория согласования воль государств находится в определенной преемственной связи с буржуазной классической теорией соглашения, которая была господствующей во второй половине XIX и начале XX в. Так же как и буржуазная теория соглашения, она исходит из того непреложного факта, что в условиях существования суверенных государств, над которыми нет вышестоящей власти, способной диктовать им нормы права, единственным способом создания обязательных для государств норм может быть лишь соглашение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: