Отечественные авторы не признавали этого деления, считая, что у него нет практического применения

Послереволюционные авторы считают, что все договоры нормоустанавливающие (создают общие нормы).

Б. Международный обычай

Международный обычай, а точнее, обычные нормы международного права продолжают играть значительную роль в современном международном праве. О характере этих норм сказано ранее в настоящей главе.

Ст.38 статута говорит, что ООН признаёт юридическую практику всеобщеобязательной для субъектов МП. Эта практика создаётся спонтанно: в определённой ситуации государство вынуждено действовать сходу, определённым образом. В подобных ситуациях другие государства действуют аналогично, следовательно, складывается практика. Требования к ней:

- складывается из повторения действий государствами в аналогичных ситуациях,

- длительность (определённый срок): раньше на связи между государствами уходили столетия, теперь процесс ускорился),

- непрерывность.

Все эти требования относительны.

Пример: когда запускали первый искусственный спутник Земли, ни одно гос-во не выразило протест, следовательно, сложилась международная практика, что спутник может вращаться над всеми гос-вами (а самолёт – нет).

Т.о. международный обычай – «молчаливое согласие государств», следовательно, при спорах оно труднодоказуемо, т.к. нигде не закреплено. Вот международный договор – явно выраженное соглашение. Где чётко прописаны все права и обязанности сторон, к тому же, он быстрее ратифицируется, следовательно, он выгоднее, чем международный обычай.

Ни один международный договор не собрал в себя всех участников-государств Международной организации, а пробелы, возникающие при этом, закрываются международным обычаем.

Норма, содержащаяся в международном договоре, может стать международным обычаем для третьего государства, если оно молчаливо согласится с положениями этого договора.

Общее МП ныне договорно-обычное право.

Общие принципы права

К числу источников международного права ст. 38 Статута Международного Суда относит также «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». В литературе имеется большое различие мнений по вопросу о характере и значении общих принципов права в международном праве. Можно считать, что общие принципы права — это общие юридические правила, которые используются при применении конкретных правовых норм, определяющих права и обязанности субъектов права. Многие из общих принципов, если не большинство, пришли из римского права.

 

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

Система международного права представляет собой комплекс его отраслей и институтов. Отрасль международного права - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большей степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Отраслями международного права являются: право международных договоров; дипломатическое право, международное морское, воздушное, космическое, атомное право, природоохранное право; право вооруженных конфликтов; гуманитарное и другие отрасли права.

 

Источники международного права: международный договор, международный обычай. Роль Международного суда ООН, резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и актов международных конференций в создании новых норм международного права. Кодификация международного права.

Термин «источник права», согласно общей теории права — это форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, закон, указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства и т.п.).

В каких же формах может выражаться соглашение между субъектами международного права об их международных обязательствах, т.е. каковы источники международного права?

Основными источниками международного права являются:

1) международный договор – письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения;

2) международный обычай – правила поведения субъектов меж- дународного права, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы.

Вспомогательными источниками международного права являются:

1) решения международных судебных органов;

2) доктрина международного права;

3) резолюции – рекомендации международных организаций;

4) национальное законодательство и национальная судебная практика, которые должны приниматься во внимание при характеристике международно-правовой позиции государства.

Прежде всего одним из основных источников является международный договор, понимаемый как письменное соглашение между субъектами международного права, регулируемое соответствующими нормами общего международного права.

Следующим основным источником является международный обычай, который в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». В этом определении речь идет, во-первых, о практике государств, во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и, в-третьих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о молчаливом соглашении государств, сообщающем указанному поведению качество международно-правовой нормы.

Например. Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника и молчание государств означали появление обычной нормы о праве безвредного пролета в космосе над территорией иностранных государств.

 

После Второй мировой войны под эгидой Организации Объединенных Наций и других универсальных международных организаций была проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием. В результате были заключены многие универсальные конвенции в сфере дипломатического и консульского права, правопреемства государств, права международных договоров, морского права и некоторые другие, т. е. конвенции, кодифицирующие обычные нормы общего международного права.

В функцию Генеральной Ассамблеи, согласно ст. 13 Устава ООН, входит содействие прогрессивному развитию и кодификации международного права. Эту свою функцию Генеральная Ассамблея осуществляет, в частности, с помощью Комиссии международного права, являющейся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи.

Согласно выработанному Генеральной Ассамблеей Положению о Комиссии международного права, выражение «прогрессивное развитие международного права» употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств; выражение «кодификация международного права» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины (ст. 15).

Конечно, удобнее толковать и применять международные договоры, чем обычай. Однако последний при этом не теряет своего значения, поскольку для государств — участников кодификационных конвенций действуют нормы этих договоров, а для государств-неучастников они продолжают действовать в качестве обычноправовых.

 

Наука международного права. Развитие международного права в СССР, других странах. Вклад в развитие науки международного права ученых западных и развивающихся стран. Роль международных конференций (на правительственном и неправительственном уровне), симпозиумов и совещаний в прогрессивном развитии международного права и международных отношений.

Предметом науки международного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы международного права.

В ее задачу входит выявление причин принятия тех или иных норм международного права, их целевого назначения, особенностей, эффективности действия, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.), с внутригосударственным правом.

Она исследует также сущность конкретных международно-правовых институтов, взаимосвязи между ними, тенденции их развития. При этом нормы международного права изучаются в процессе их реализации, в связи с конкретными общественными отношениями, на которые они воздействуют, поэтому в предмет международно-правовой науки входят также международные правоотношения.

Большое внимание уделяется истории развития конкретных международных норм и институтов

И, наконец, российская наука международного права занимается исследованием зарубежной международно-правовой науки

Таким образом, предмет российской науки международного права образуют следующие компоненты: нормы и институты международного права, отношения, регулируемые этими нормами и институтами, тенденции развития международно-правовой системы и вопросы ее взаимодействия с внутригосударственным правом, зарубежная наука международного права.

Российская международно-правовая наука является неотъемлемой частью мировой международно-правовой науки Вклад отечественных ученых в ее развитие трудно переоценить

В конце XIX—начале XIX вв. В. Ф. Малиновский выдвинул ряд важных положений о международно-правовых мерах охраны международного мира и безопасности, послуживших одними из оснований для разработки права международной безопасности Примерно в это же время Л. А. Комаровский разработал теоретические основы деятельности международных судов

Советские ученые принимали активное участие в разработке проектов многих международных договоров, являлись членами международных органов.

На проводимых ежегодно заседаниях Российской Ассоциации международного права обсуждаются проблемы прогрессивного развития международного права, реализации международно-правовых норм.

Российские ученые представлены в Международном Суде ООН, Комиссии международного права, комитетах по правам человека, других международных органах, оказывают существенное влияние на мировую политику, играют важную роль в формировании международной позиции РФ

 

Роль международных конференций в развитии международного права окружающей среды.

Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются конференции, двусторонние и многосторонние, правительственные и неправительственные. Ежегодно в мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам. В зависимости от целей они служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных и практических проблем.

Особый интерес и особое международное значение имеют две конференции, проведенные под эгидой ООН.

Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения в конце 60-х гг., Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой о проведении международной конференции, на которой были бы обсуждены и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды.

В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, которая приняла Декларацию принципов и План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.

В целом эта Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации международного природоохранительного сотрудничества.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила перед ней задачи:

предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;

рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.

Результатом деятельности Международной комиссии, которую возглавляла премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд, стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее» (Our Common Future), представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. (переведен и опубликован в России издательством «Прогресс» в 1989 г.)

Основной вывод данной Международной комиссии состоял в необходимости достижения устойчивого социально-экономического развития, при котором решения на всех уровнях принимались бы с полным учетом экологических факторов. Выживание и дальнейшее существование человечества определяют мир, развитие и состояние окружающей среды. Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

 

Тема 4. Соотношение международного и внутригосударственного права

Взаимное влияние и взаимодействие международного права и внутригосударственного (национального) права. Влияние внутригосударственного права на международное право в ходе его исторического развития. Роль и влияние внутригосударственного права РФ и других стран на прогрессивное развитие международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: