На острове Корфу решили за нас

Парадоксальным образом значение транспортной системы Беларуси для региона, похоже, сохранится и после распада СССР. И связано это новое значение с образованием Европейского Союза. Одной из базовых экономических программ ЕС выступает развитие транспортных коммуникаций и в том числе сети трансевропейских транспортных коридоров между Западной и Восточной Европой. Беларусь превращается в один из самых важных транспортных узлов всей Европы. Программа развития европейской транспортной системы готовилась задолго до заключения в конце 1991 года Маастрихтских соглашений об образовании Европейского Союза. Однако официально была принята лишь в июне 1994 года во время Конференции глав государств ЕС на острове Корфу. Через полгода, в январе 1995 года во время конференции ЕС в городе Эссене она была окончательно утверждена и принята к финансированию.

Беларусь, согласно этой программе, становится страной, через которою пройдет основной и наиболее дорогостоящий коридор: железнодорожная и шоссейная дороги Мадрид (Лондон) -- Париж—Берлин—Варшава—Минск—Москва. Вокруг этой коммуникационной линии, словно вокруг станового хребта будут располагаться вспомогательные транспортные коридоры. Два из них пересекут территорию РБ с севера на юг: Клайпеда (Калининград) -- Минск—Бобруйск—Гомель—Киев—Одесса и Рига—Витебск—Бобруйск—Гомель—Киев.

Второй по значению и пропускной способности трансевропейской линией должен стать коридор Краков—Львов—Киев—Южная Россия. Третьей—небольшие по мощности дороги вдоль южного побережья Балтийского моря: Виа-Ганза (Щецин—Гданьск—Калининград—Клайпеда—Рига—Таллинн—Санкт-Петербург—Хельсинки) и Виа-Балтика (Варшава—Каунас—Рига—Тарту—Санкт-Петербург).

Транспортный коридор Берлин—Москва должен представлять из себя модернизированную согласно западным стандартам платный автобан с сетью мощных пограничных переходов и таможенных терминалов на границе Польши с Германией и Польши с Беларусью.

Железная дорога также должна быть модернизирована. В первую очередь скорость движения поездов по ней должна быть поднята примерно в два раза по сравнению с нынешней. Для этого, в частности предполагается построить самый мощный в Европе пункт по перестановке поездов с узкой колеи на широкую в Бресте. Во вторую очередь ожидается строительство самой длинной в мире сверхскоростной железной дороги с тем, чтобы поезда могли покрывать 1200 км между Москвой и Брестом в течение 4-6 часов вместо сегодняшних 10-12. На этом пути остановки будут, предположительно, только в Бресте, Минске, Смоленске. Не исключено и строительство параллельной дороги на магнитной подвеске.

Реализация этих проектов запланирована до 2010 года. Первые очереди модернизированных трасс должны вступить в строй уже в течение ближайших пяти лет.

Транспортные проекты ЕС вплотную увязаны со строительством двух газопроводов из Ямала в Германию (должны подать «ранний» газ в 1997 году) и со строительством сверхмощной ЛЭП, которая соединит энергетические системы ЕС с бывшим Единым Энергетическим Кольцом Советского Союза. Энергетический проект носит условное название энергомост «Восток—Запад». Он предусматривает сооружение многоподстанционной электропередачи Россия-Белоруссия-Польша - Германия постоянного тока пропускной способностью 4000 МВт и напряжением 500 КВ (протяженность 1800 км.). Уже в ближайшее время Россия приступит к строительству ЛЭП от Смоленской ГРЭС до Калининграда. Стоимость проекта предполагается в 1,3 млрд. долларов.

Фактически речь идет о превращении Беларуси в транспортный и энергетический перекресток объединенной Европы, от нормального функционирования транспортной и энергетической систем которого будет зависеть экономка множества гораздо более значимых и мощных, чем РБ, государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: