МОДУЛЬ 1. Современные проблемы науки
Семинар№1. Наука в современном мире (4 ч.).
Вопросы для обсуждения:
1. Наука и ее роль в развитии общества. Наука как система знания, наука как деятельность, наука как социальный институт
2. Наука и мировоззрение. Мифология, религия, философия, наука как основные типы мировоззрения.
3. Современная классификация наук и ее отражение в образовании.
4. Понятие парадигмы. Циклы развития науки (по Куну).
Задание:
1. Оформить обобщающую схему «Современная классификация наук».
2. Заполнить таблицу «Характеристика основных философских направлений»
№ | Философские направления | Характеристика направления | Представители | Влияние на развитие науки |
1. | Неокантианство | |||
2. | Позитивизм | |||
3. | Прагматизм | |||
4. | Экзистенциализм |
Литература:
1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М, 2010.
|
|
2. Золотухин В.Е. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов. – М., Ростов н/д: МарТ, 2006 – 96 с.
3. Ильина Н.Ф. Современные проблемы науки и образования: учебно-методическое пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / ККИПК РО, 2012. 97 с.
4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие для магистрантов и аспирантов. – М.: Логос, 2004. – 328 с.
5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И. Философия науки: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Март, 2006. – 496 с.
6. Кун Т. Структура научных революций. М.,2001.
7. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие [Текст] / Авторы-составители: Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2015. – 200 с.
8. Ясницкий Л.Н. Данилевич Т.В. Современные проблемы науки: учебное пособие.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 295 c.
Ресурсы Интернет:
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru.
Словари и энциклопедии на Академике // Академик. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/
Словари на Яндексе http://slovari.yandex.ru/
Сайт ресурса «БиблиоРоссика»: www.bibliorossica.сom.
Сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Сайт электронного научного журнала «Современные проблемы науки и образования». – Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5082
Семинар 2. Наука и общество: проблемы взаимодействия (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Критерии науки и научности знания.
2. Сциентизм и антисциентизм. Классическая, неклассическая, постнеклассическая картины мира.
3. Смена типов научной рациональности. Проблемы этики науки. Социальная ответственность ученых.
|
|
4. Роль государства и международных организаций в развитии науки и правовом регулировании научной деятельности.
Задание:
1. Заполнить сравнительную таблицу:
Период развития науки | Краткая характеристика | Особенности проявления в социально-гуманитарных науках | |
Классический | |||
Неклассический | |||
Постнеклассический |
Литература
1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М, 2010.
2. Золотухин В.Е. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов. – М., Ростов н/д: МарТ, 2006 – 96 с.
3. Ильина Н.Ф. Современные проблемы науки и образования: учебно-методическое пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / ККИПК РО, 2012. 97 с.
4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие для магистрантов и аспирантов. – М.: Логос, 2004. – 328 с.
5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И. Философия науки: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Март, 2006. – 496 с.
6. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценностное и научное понимание. М.,2001.
7. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М..2000.
8. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие [Текст] / Авторы-составители: Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2015. – 200 с.
9. Ясницкий Л.Н. Данилевич Т.В. Современные проблемы науки: учебное пособие.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 295 c.
Ресурсы Интернет:
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru.
Словари и энциклопедии на Академике // Академик. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/
Словари на Яндексе http://slovari.yandex.ru/
Сайт ресурса «БиблиоРоссика»: www.bibliorossica.сom.
Сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Сайт электронного научного журнала «Современные проблемы науки и образования». – Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5082
Семинар 3 Основные тенденции развития современной науки
Вопросы для обсуждения:
1. Дифференциация и интеграция науки.
2. Аксиологизации и синергетизм науки.
3. Тенденция экологизации научного знания.
4. Тенденция информатизации науки.
5. Роль научных школ в подготовке ученых.
1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М, 2010.
2. Золотухин В.Е. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов. – М., Ростов н/д: МарТ, 2006 – 96 с.
3. Ильина Н.Ф. Современные проблемы науки и образования: учебно-методическое пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / ККИПК РО, 2012. 97 с.
4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие для магистрантов и аспирантов. – М.: Логос, 2004. – 328 с.
5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И. Философия науки: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Март, 2006. – 496 с.
6. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Интеграция и дифференциация наук, их связь с образованием // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9. – С. 86-87.
7. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М..2000.
8. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие [Текст] / Авторы-составители: Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2015. – 200 с.
9. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г., Петров А.Г., Казанкин Р.В., Дмитриева М.Б. Научная школа как структурная единица научной деятельности / Препринт #WP/2011/288– М.: ЦЭМИ РАН, 2011. – 73 с.
10. Ясницкий Л.Н. Данилевич Т.В. Современные проблемы науки: учебное пособие.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 295 c.
Ресурсы Интернет:
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru.
|
|
Словари и энциклопедии на Академике // Академик. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/
Словари на Яндексе http://slovari.yandex.ru/
Сайт ресурса «БиблиоРоссика»: www.bibliorossica.сom.
Сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Сайт электронного научного журнала «Современные проблемы науки и образования». – Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5082