Семинар 3 Основные тенденции развития современной науки

МОДУЛЬ 1. Современные проблемы науки

Семинар№1. Наука в современном мире (4 ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Наука и ее роль в развитии общества. Наука как система знания, наука как деятельность, наука как социальный институт

2. Наука и мировоззрение. Мифология, религия, философия, наука как основные типы мировоззрения.

3. Современная классификация наук и ее отражение в образовании.

4. Понятие парадигмы. Циклы развития науки (по Куну).

 

Задание:

1. Оформить обобщающую схему «Современная классификация наук».

 

2. Заполнить таблицу «Характеристика основных философских направлений»

 

Философские направления Характеристика направления Представители Влияние на развитие науки
1. Неокантианство      
2. Позитивизм      
3. Прагматизм      
4. Экзистенциализм      

 

Литература:

1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М, 2010.

2. Золотухин В.Е. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов. – М., Ростов н/д: МарТ, 2006 – 96 с.

3. Ильина Н.Ф. Современные проблемы науки и образования: учебно-методическое пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / ККИПК РО, 2012. 97 с.

4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие для магистрантов и аспирантов. – М.: Логос, 2004. – 328 с.

5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И. Философия науки: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Март, 2006. – 496 с.

6. Кун Т. Структура научных революций. М.,2001.

7. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие [Текст] / Авторы-составители: Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2015. – 200 с.

8. Ясницкий Л.Н. Данилевич Т.В. Современные проблемы науки: учебное пособие.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 295 c.

 

Ресурсы Интернет:

Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru.

Словари и энциклопедии на Академике // Академик. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

Словари на Яндексе http://slovari.yandex.ru/

Сайт ресурса «БиблиоРоссика»: www.bibliorossica.сom.

Сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

Сайт электронного научного журнала «Современные проблемы науки и образования». – Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5082


 

Семинар 2. Наука и общество: проблемы взаимодействия (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Критерии науки и научности знания.

2. Сциентизм и антисциентизм. Классическая, неклассическая, постнеклассическая картины мира.

3. Смена типов научной рациональности. Проблемы этики науки. Социальная ответственность ученых.

4. Роль государства и международных организаций в развитии науки и правовом регулировании научной деятельности.

 

Задание:

1. Заполнить сравнительную таблицу:

  Период развития науки Краткая характеристика Особенности проявления в социально-гуманитарных науках
Классический      
Неклассический      
Постнеклассический      

 

Литература

1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М, 2010.

2. Золотухин В.Е. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов. – М., Ростов н/д: МарТ, 2006 – 96 с.

3. Ильина Н.Ф. Современные проблемы науки и образования: учебно-методическое пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / ККИПК РО, 2012. 97 с.

4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие для магистрантов и аспирантов. – М.: Логос, 2004. – 328 с.

5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И. Философия науки: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Март, 2006. – 496 с.

6. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценностное и научное понимание. М.,2001.

7. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М..2000.

8. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие [Текст] / Авторы-составители: Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2015. – 200 с.

9. Ясницкий Л.Н. Данилевич Т.В. Современные проблемы науки: учебное пособие.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 295 c.

 

Ресурсы Интернет:

Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru.

Словари и энциклопедии на Академике // Академик. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

Словари на Яндексе http://slovari.yandex.ru/

Сайт ресурса «БиблиоРоссика»: www.bibliorossica.сom.

Сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

Сайт электронного научного журнала «Современные проблемы науки и образования». – Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5082


 

Семинар 3 Основные тенденции развития современной науки

 

Вопросы для обсуждения:

1. Дифференциация и интеграция науки.

2. Аксиологизации и синергетизм науки.

3. Тенденция экологизации научного знания.

4. Тенденция информатизации науки.

5. Роль научных школ в подготовке ученых.

 

1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М, 2010.

2. Золотухин В.Е. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов. – М., Ростов н/д: МарТ, 2006 – 96 с.

3. Ильина Н.Ф. Современные проблемы науки и образования: учебно-методическое пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / ККИПК РО, 2012. 97 с.

4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие для магистрантов и аспирантов. – М.: Логос, 2004. – 328 с.

5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И. Философия науки: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Март, 2006. – 496 с.

6. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Интеграция и дифференциация наук, их связь с образованием // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9. – С. 86-87.

7. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М..2000.

8. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие [Текст] / Авторы-составители: Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2015. – 200 с.

9. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г., Петров А.Г., Казанкин Р.В., Дмитриева М.Б. Научная школа как структурная единица научной деятельности / Препринт #WP/2011/288– М.: ЦЭМИ РАН, 2011. – 73 с.

10. Ясницкий Л.Н. Данилевич Т.В. Современные проблемы науки: учебное пособие.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 295 c.

 

Ресурсы Интернет:

Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru.

Словари и энциклопедии на Академике // Академик. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

Словари на Яндексе http://slovari.yandex.ru/

Сайт ресурса «БиблиоРоссика»: www.bibliorossica.сom.

Сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

Сайт электронного научного журнала «Современные проблемы науки и образования». – Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5082


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: