double arrow

Школьное естествознание и методика его преподавания в России



 

Период События
XVIII век   1782- 1786         Период реформирования народного образования. Открыта первая учительская семинария для подготовки учителей. Опубликован Устав народных училищ, разработанный под руководством Ф.И. Янковича де-Мириёво. Вышел отечественный учебник естествознания «Начертание естественной истории» В.Ф. Зуева.  
XIX век             1832-1844                     60-70-е гг.     Народные училища преобразуются в гимназии, введены 3 типа школ, учительская семинария преобразована в педагогический институт. Учебник В.Ф. Зуева заменен учебником А.М. Теряева. Издан учебник И.И. Мартынова «Три ботаника». Вышел в свет учебник И. Кастальского «Начальные основания ботаники для юношества». Распоряжением Ученого комитета сокращено время на изучение естествознания. «Естествознание» исключено из учебного плана всех учебных заведений. А. Любен опубликовал свои главнейшие труды по методике ботаники и зоологии. А. Любен представил ряд положений с рекомендациями по наблюдению природы. Естествознание восстановлено в учебном плане реальных училищ. Естествознание восстановлено в кадетских корпусах и женских школах в виде курса «Естественной истории». Написан учебник по ботанике В.И. Далем. Естествознание восстановлено в мужских гимназиях. Изданы учебники по зоологии, ботанике и минералогии. Вышел учебник Любена по зоологии и антропологии. Учение Чарлза Дарвина об историческом развитии органического мира. Издан учебник А.П. Богданова по зоологии в соответствии с биологическим направлением Издан учебник по ботанике Н.И. Раевского на основе идей Любена. На основе идей Любена издан учебник А.Н. Бекетова. Учебник «Элементарный курс зоологии» Карла Карловича Сент-Илера. Проведены школьная реформа, естествознание было изъято из младших классов гимназий, а в старших классах его положение оказалось неопределённым. Официальными органами поддерживались традиции прошлого метафизического подхода к изучению естествознания. Большинство педагогов-натуралистов мыслили в этом направлении. Основное направление в развитии школьного естествознания в России названо «любеновским» по имени германского методиста Августа Генриха Любена.  
XX век                       1920-1921             20-30-е гг.           Снова стали преподавать естествознание в школе в младших классах. Вышел в свет учебник зоологии М.А. Мензбира, написанный в духе биологического направления на эволюционной основе. Создана программа по общежитиям природы Д.Н. Кайгородова. В.В. Половцов перевёл на русский язык учебник анатомии человека О. Шмейля – последователя Ф. Юнге. В.В. Половцов перевёл учебник зоологии германского методиста О. Шмейля. Вышла первая отечественная методика общая методика естествознания В.В. Половцова «Основы общей методики естествознания». Появился курс зоологии для средней школы В.М. Шимкевича и учебник по анатомии и физиологии В.А. Герда.Б.Е. Б.Е. Райков выдвинул опытно-исследовательский метод. Вышел краткий учебник зоологии Б.Е. Райкова «Человек и животные» Опубликован первый «Учебный план единой трудовой школы». Народный комиссариат по просвещению решил создать общесоюзные программы. Б.Е. Райков установил имя автора первого русского учебника по естествознанию – В.М. Зуева и особо отметил его роль в школьном естественно-научном образовании в России. I Всероссийский съезд по естественно-историческому образованию резко отрицательно высказался о комплексных программах ГУСа. Второе дополненное и переработанное издание книги В.В. Половцова «Основы общей методики естествознания». Велись поиски новой структуры биологического образования. Проблемой биологического образования стало осуществление единства теории и практики. Исследовательский методсменился на метод проектов, согласно которому школьники должны будут изучать биологию в процессе выполнения работ по животноводству и растениеводству. Регулярное издание журнала «Биология и химия в школе». Регулярное издание журнала «Биология в школе». Организована Академия педагогических наук России, создание научно-исследовательских институтов, в которых разрабатывались методики обучения биологии. Решаются вопросы школьного биологического образования – содержание школьного предмета «Биология». Были опубликованы труды по истории методики обучения биологии и пути ее развития как самостоятельной научной дисциплины. Круг изучаемых проблем заметно расширился за счет включения вопросов вузовской подготовки студентов в области методики обучения биологии.
50-70-е гг.         1960-61       70-е гг.     80-90-е гг.   Понимание противоречий процессов обучения основам современной биологии и познавательной способности учащихся, с одной стороны, привело к существенному сокращению учебного материала до его оптимального уровня, а с другой стороны – способствовало развитию поиска новых (инновационных) технологий в организации учебного процесса. Учёные под руководством Н.М. Верзилина сформулировали методическую теорию развития биологических понятий. Школы перешли на новую программу по биологии, составленную с учётом требований закона о связи школы с жизнью, и новые или переработанные учебники. Министерство просвещения РСФСР объявило конкурс на создание новой программы по биологии. Наметился ряд проблем по методике обучения биологии, которые решались путём специальных теоретико-экспериментальных исследований. Новые задачи, поставленные перед общим биологическим образованием, обозначают новый круг общеметодических и частнометодических (предметных) проблем. Их решение и определит качество развития школьного биологического образования в России в XXI веке. Создание новых учебников и УМК. Дифференциация обучения. Разработка новых программ и стандартов. Во второй половине 90-х гг. с целью наиболее полного удовлетворения интересов и склонностей учащихся, учёта социально-экономических региональных особенностей школ Министерство образования РФ проводило активную деятельность по разработке нового содержания образования. В области биологического образования произошла смена целевой ориентации на более чёткое обозначение приоритетов его развивающей функции, осуществления преемственности на всех этапах образования. Закон «Об образовании» предоставил учителям право выбора программ и учебников из числа вошедших в Федеральный перечень. Круг изучаемых проблем заметно расширился за счёт включения вопросов вузовской подготовки студентов в области методики обучения биологии.

Наука – это неустанная






многовековая работа мысли

свести вместе посредством

системы все познаваемые

явления нашего мира

Альберт Эйнштейн



Сейчас читают про: