дополнительной общеразвивающей программы

Дополнительной общеразвивающей программы

«Подготовка школьников к всероссийской олимпиаде по биологии»

(144 академических часов)

 

СОГЛАСОВАНО

Проректор по учебной работе и ДО

 

___________________ Д. Е. Иванов

 

«___» ______________ 2017 г.

 

Чебоксары 2017


Учебно-тематический план

дополнительной общеразвивающей программы

Цель: Повышение уровня знаний, умений навыков учащихся 5-10 классов для результативного участия школьников республики в этапах всероссийской олимпиады по биологии.

Категории слушателей: учащиеся 5-10 классы.

Трудоемкость: 144 академических часов.

Форма обучения: очная.

Задачи:

1. Обеспечение учащихся 5-10 классов знаниями, умениями, навыками, необходимыми для фундаментальной подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по биологии;

2. Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

3. Повышение качества выполнения олимпиадных заданий (увеличение числа участников, набравших более 50% от максимального количества баллов по предмету) и результативности участия делегации республики в заключительном этапе олимпиады.

 


    Наименование разделов, дисциплин и тем   Ф.И.О., ученая степень, должность   Всего часов (аудиторных) Самостоятельная работа Формы контроля
           
1. Модуль 1. Общие принципы подготовки к предметной олимпиаде по биологии Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ     Устный опрос
2. Модуль 2. Ботаника        
2.1. Понятие о стеле. Основные ткани. Анатомический анализ органов растений. Приготовление, зарисовка и описание поперечного среза стебля однодольных и двудольных растений. Способы окраски. Димитриев Ю. О., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
2.2. Приготовление, зарисовка и описание поперечного среза корня и листа однодольных и двудольных растений. Димитриев Ю. О., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
2.3. Цветок. Диаграмма и формула цветка. Типы соцветий. Плод. Типы плацентации. Приготовление, зарисовка и описание поперечных срезов плодов и семян однодольных и двудольных растений. Димитриев Ю. О., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
2.4. Знакомство с водорослями. Типы размножения и жизненные циклы. Особенности систематики. Рассмотрение одноклеточных и нитчатых водорослей под микроскопом, определение водорослей. Димитриев Ю. О., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
2.5. Мхи, Хвощи, Плауны, Папоротникообразные. Особенности анатомии и морфологии. Жизненные циклы. Работа с определителем растений. Димитриев Ю. О., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
2.6. Голосеменные и Покрытосеменные. Жизненные циклы. Особенности анатомии и морфологии. Признаки семейств Покрытосеменных. Работа с определителем растений. Димитриев Ю. О., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
2.7. Составление гербария растений. Работа с определителем. Димитриев Ю. О., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
3. Модуль 3. Зоология беспозвоночных        
3.1. Разнообразие простейших, знакомство с миксомицетами. Жизненные циклы простейших. Рассмотрение строения под микроскопом. Омельченко П.Н., аспирант кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
3.2. Губки, кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви. Изучение анатомии дождевого червя. Техника препарирования. Омельченко П.Н., аспирант кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
3.3. Моллюски, членистоногие, иглокожие. Определение членистоногих. Работа с определителем. Омельченко П.Н., аспирант кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
4. Модуль 4. Зоология позвоночных        
4.1. Оболочники, бесчерепные, рыбы. Особенности развития. Работа с определителем. Воронов Л. Н., д.биол.н., профессор кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
4.2. Земноводные, пресмыкающиеся. Особенности развития. Работа с определителем. Воронов Л. Н., д.биол.н., профессор кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
4.3. Птицы. Особенности развития. Работа с определителем. Определение птиц по голосам. Воронов Л. Н., д.биол.н., профессор кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
4.4. Млекопитающие. Особенности развития. Работа с определителем. Типы черепов и зубные формулы. Воронов Л. Н., д.биол.н., профессор кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
5. Модуль 5. Цитология и гистология        
5.1. Техника работы с микроскопом, микропрепаратами. Определение и описание тканей человека под микроскопом. Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
5.2. Определение клеточных структур. Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
5.3. Определение фаз митоза, мейоза. Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
5.4. Определение этапов эмбриогенеза Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
6. Модуль 6. Анатомия и физиология человека        
6.1. Понятие о ПД. Двигательные единицы. Принцип работы мышц. Электрофизиология клетки. Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
6.2. Синапсы. Вторичные посредники. Блокаторы рецепторов. Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
6.3. Работа сердца. ЭКГ. Электрическая ось сердца. Фонокардиография. Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
6.4. Определение, описание костей и органов человека.   Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
6.5. Современные методы исследования организма. Ультразвуковое исследование, рентгенография. Саперова Е. В., к.биол.н., доцент кафедры БиОМЗ     Устный и письменный опрос
7. Модуль 7. Биохимия        
7.1. Определение активности ферментов путем количественного измерения концентрации глюкозы. Иванова Т. А., преподаватель кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
7.2. Качественные реакции на белки, углеводы, витамины. Химические формулы. Уравнения реакции. Иванова Т. А., преподаватель кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
7.3. Определение активности амилазы слюны методом последовательных разведений Иванова Т. А., преподаватель кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
7.4. Углеводы, белки, жиры, АТФ, нуклеиновые кислоты: строение и функции. Качественные реакции для выявления основных групп соединений. Иванова Т. А., преподаватель кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
8. Модуль 8. Микробиология Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ      
8.1. Приготовление постоянных и временных препаратов. Методы окраски микробиологических препаратов. Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
8.2. Исследование и характеристика микроорганизмов в культурах (суспензиях пекарских дрожжей и рассоле квашеной капусты. Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
8.3. Приготовление фиксированных окрашенных препаратов культур микроорганизмов. Техника выполнения рисунка. Арестова И. Ю., к.биол.н., доцент кафедры БЭиХ     Устный и письменный опрос
9. Модуль 9. Генетика и молекулярная биология        
9.1. Множественный аллелизм. Эпистаз. Полимерия. Нехромосомное наследование. Основные типы мутаций. Хромосомные патологии и сопутствующие им заболевания. Знакомство с генной инженерией. Алексеев В. В., д.биол.н., профессор, декан ФЕО     Устный и письменный опрос
9.2. Особенности хранения и модификация ДНК. Понятие о эпигенетике. Генетический код. Регуляция работы генов. Куприянова М. Ю., к.биол.н., доцент, зав. кафедрой биологии и химии     Устный и письменный опрос
9.3. Особенности хранения ДНК. Регуляция работы ДНК. Генетический код. Транскрипция и трансляция. Куприянова М. Ю., к.биол.н., доцент, зав. кафедрой биологии и химии     Устный и письменный опрос
9.4. Основные классы ферментов в клетке. Метаболизм основных соединений. Способы получения энергии. Гликолиз. Цикл Кребса. Куприянова М. Ю., к.биол.н., доцент, зав. кафедрой биологии и химии     Устный и письменный опрос
9.5 Геном основных групп организмов. Особенности генома прокариот и вирусов. Геном эукариот. Куприянова М. Ю., к.биол.н., доцент, зав. кафедрой биологии и химии     Устный и письменный опрос
  ИТОГО        

 

 

Разработчик:

Доцент кафедры биологии и ОМЗ _____________________________ Е. В. Саперова

 

СОГЛАСОВАНО:

д.биол.н., профессор, декан

факультета естественнонаучного образования _____________________________ В. В. Алексеев

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: