Аристотель (384 — 322 годы до н.э.)

Аристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) – древнегреческий ученый и философ. Он родился в 384 г. до н.э. в Стагире (в связи с чем получил прозвище Стагирит), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского.

Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка. Он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграло определённую роль в его судьбе.

В 369 г. до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен. Впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора. Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

В 367 г. до н.э. в возрасте 17 лет Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Платона. В течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347г до н.э.), он был участником платоновской Академии. После нескольких лет обучения Аристотель сам начал преподавать в Академии и стал полноправным членом содружества философов-платоников. Работая вместе с Платоном, Аристотель стал самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относившимся к воззрениям своего учителя.

После смерти Платона в 347 г. до н.э. Аристотель вышел из Академии и переселился в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий. В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады была дочь, Пифиада. В 345 г. до н. э. Гермий выступил против персов, за что был свергнут ими и казнён. После смерти Гермия в 344г. до н.э. Аристотель был вынужден уехать в Митилины (остров Лесбос).

В 343 г. до н.э. Аристотель был приглашен Филиппом, царём Македонии, воспитывать его сына -Александра. После того как Александр Македонский взошел на престол, Аристотель в 335г. до н.э. вернулся в Афины и создал там свою школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа (от перипато — прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 г. до н.э. после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, обвинили в религиозном непочитании, и он был вынужден покинуть Афины. Умер Аристотель в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии.

Аристотель был наиболее влиятельным из диалектиков древности, основоположником формальной логики. Он был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Бехтерев В.М.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927), выдающийся русский невропатолог, психиатр, психолог и физиолог, основатель отечественной школы психиатрии.

Родился 20 января 1857 г. в селе Сарали Елабужского уезда Вятской губернии (ныне село Бехтерево Елабужского района Республики Татарстан) в семье мелкого чиновника. Успешно окончив Вятскую гимназию, Владимир в 1873 г. поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию (позже – Военномедицинская академия). По окончании учебы в 1878 г. Бехтерев начал работать на кафедре нервных и душевных болезней. Он защитил диссертацию и был избран приват-доцентом академии. В 1882 г. Бехтерев уехал на стажировку в Германию.

В 1885 г. молодой ученый вернулся в Казань, где был избран профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. Это учебное заведение являлось уже в то время одним из крупнейших русских университетов, блистало именами выдающихся ученых и было научным и культурным центром города. Бехтерев прекрасно поставил преподавание психиатрии в университете, широко развернул научную работу. В 1892 г. при Казанском университете было создано Общество невропатологов и психиатров, которое возглавил Бехтерев. Общество стало издавать первый в России специальный журнал "Неврологический вестник”. В 1893 г. Казанское неврологическое общество единогласно избрало Бехтерева своим почетным членом.

В том же году В.М. Бехтерев переехал в Петербург, став заведующим кафедрой психиатрии и невропатологии Военномедицинской академии. Однако связь с Казанью и университетом Бехтерев поддерживал многие годы, практически всю жизнь. В 1915 г. он был избран почетным членом ученого совета Казанского университета.

В столице Бехтерев развил кипучую деятельность: организовал первую в Петербурге клинику нервных болезней, при которой создал первое в России, если не во всем мире, нейрохирургическое отделение, заложив основы новой дисциплины – нейрохирургии. В 1899 г. Бехтерев был избран академиком Военномедицинской академии и награжден золотой медалью Российской академии наук. Он довершил организацию психиатрической клиники и создал лаборатории анатомии мозга, физиологии мозга, экспериментальной психологии. С 1897 г. В.М. Бехтерев основал кафедру нервных и душевных болезней в Петербургском женском медицинском институте (ныне I СанктПетербургский). Он организовал также ряд научных обществ и журналов и руководил ими. Сюда относятся журнал "Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии” (1895), журнал "Психология криминальной антропологии и гипнотизма” (1904). В это время достигает наивысшего расцвета научная деятельность В.М. Бехтерева. Под его руководством был подготовлен ряд докторских диссертаций, выросла плеяда блестящих молодых ученых, создана крупная психоневрологическая школа, получившая название петербургской. В 1907 г. Бехтерев основал психоневрологический институт, который представлял собой высшую школу нового типа. Сюда принимались без ограничения все лица, имеющие среднее образование.

Одним из важных направлений своей деятельности Бехтерев считал борьбу с пьянством. В 1912 г. он открыл антиалкогольный институт, лечил больных гипнозом.

После Октябрьской революции В.М. Бехтерев принимал участие в ряде комиссий по вопросам здравоохранения и народного образования. Он развил широкую организационно-практическую деятельность. Госпиталь для душевнобольных воинов он реорганизовал в психоневрологический институт. Организовал институт по изучению мозга и психической деятельности, воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей. В.М. Бехтерев создает и редактирует журналы, читает лекции в вузах, организует съезды по психоневрологии. В 1924 г. Бехтерев был привлечен к лечению В.И. Ленина. В 1927 г. был удостоен звания заслуженного деятеля науки. Вел большую работу в качестве депутата Петроградского совета депутатов.

24 декабря 1927 г. в возрасте семидесяти лет В.М. Бехтерев скончался.

Бэр Карл Максимович

 

Карл Эрнст, или, как его называли в России, Карл Максимович Бэр, родился 17 февраля 1792 года в местечке Пип, в Гервенском округе Эстляндской губернии. Отец Бэра, Магнус фон Бэр, принадлежал к эстляндскому дворянству и был женат на своей двоюродной сестре Юлии фон Бэр.

С Карлом занимались домашние учителя. Он обучался математике, географии, латинскому и французскому языкам и прочим предметам. Одиннадцатилетний Карл уже ознакомился с алгеброй, геометрией и тригонометрией.

В августе 1807 года мальчика отвезли в дворянскую школу при городском соборе в Ревеле. В первой половине 1810 года Карл окончил курс школы. Он поступает в Дерптский университет. В Дерпте Бэр решил избрать медицинскую карьеру.

В 1814 году Бэр выдержал экзамен на степень доктора медицины. Им была представлена и защищена диссертация "Об эндемических болезнях в Эстляндии".

Бэр отправился за границу, избрав для продолжения своего медицинского образования Вену.

Профессор Бурдах предложитл Бэру поступить к нему прозектором на кафедру физиологии в Кенигсбергском университете. В качестве прозектора Бэр открыл курс сравнительной анатомии беспозвоночных животных, носивший прикладной характер, так как он состоял преимущественно из показа и объяснения анатомических препаратов и рисунков.

В 1826 году Бэр был назначен ординарным профессором анатомии и директором анатомического института с освобождением от лежавших до сих пор на нем обязанностей прозектора.

В 1828 году появился в печати первый том знаменитой "Истории развития животных". Бэр, изучая эмбриологию цыпленка, наблюдал ту раннюю стадию развития, когда на зародышевой пластинке образуются два параллельных валика, впоследствии смыкающиеся и образующие мозговую трубку. Бэр считал, что в процессе развития каждое новое образование возникает из более простой предсуществующей основы. Таким образом, в зародыше появляются сначала общие основы, и из них обособляются все более и более специальные части. Этот процесс постепенного движения от общего к специальному известен под именем дифференциации. В 1826 году Бэр открыл яйца млекопитающих. Это открытие было им обнародовано в форме послания на имя Санкт-Петербургской академии наук, которая избрала его своим членом-корреспондентом.

Другая очень важная находка, сделанная Бэром, - это открытие спинной струны, основы внутреннего скелета позвоночных.

В конце 1834 года Бэр жил уже в Петербурге.

Из столицы ученый летом 1837 года совершил путешествие на Новую Землю, где до него не бывал ни один натуралист.

В 1839 году Бэр совершил поездку для исследования островов Финского залива, а в 1840 году посетил Кольский полуостров. Бэр с 1840 года начал издавать, вместе с Гельмерсеном, особый журнал при академии, под названием "Материалы к познанию Российской империи".

С 1841 года ученый был назначен ординарным профессором сравнительной анатомии и физиологии в Медико-хирургической академии.

В 1851 году Бэр представил Академии наук большую статью "О человеке", предназначенную для "Русской фауны" Семашко и переведенную на русский язык.

С 1851 года начинается ряд путешествий Бэра по России, предпринятых с практическими целями и вовлекших Бэра, кроме географических и этнографических исследований, в область прикладной зоологии. Он провел экспедиции на Чудское озеро и берега Балтийского моря, на Волгу и Каспийское море. Его "Каспийские исследования" в восьми частях весьма богаты научными результатами. В этом сочинении Бэра более всего интересна восьмая часть - "О всеобщем законе образования речных русел". Весною 1857 года ученый возвратился в Петербург. Теперь Бэр отдался преимущественно антропологии. Он привел в порядок и обогатил коллекцию человеческих черепов в анатомическом музее Академии, постепенно превращая его в антропологический музей. В 1862 году он вышел в отставку, при этом был избран почетным членом Академии.

18 августа 1864 года в Санкт-Петербургской академии наук состоялось торжественное празднование его юбилея. После юбилея Бэр посчитал свою петербургскую карьеру окончательно завершенной и принял решение перебраться в Дерпт. В начале лета 1867 года он переселился в родной университетский город.

16 ноября 1876 года Бэр скончался тихо, как будто уснул.

Вавилов Николай Иванович

 

Вавилов Николай Иванович (1887, Москва - 1943, Саратов) - ученый-агроном, генетик, биолог и путешественник, родился в большой купеческой семье. В 1906 окончил Московское коммерческое училище, но, не чувствуя склонности к продолжению отцовского дела, поступил в Московский с.-х. институт, где преподавали выдающиеся ученые: К.А. Тимирязев, Д.Н. Прянишников, В.Р. Вильяме и др. Здесь В. руководил основанным им студенческим кружком, проявив исключительные способности к науке. Еще будучи студентом, в 1910 он опубликовал первую научную работу "Голые слизни (улитки), повреждающие поля и огороды Московской губернии", получившую премию. Окончив в 1911 институт, он был оставлен для подготовки к профессорскому званию и работал на кафедре частного земледелия, одновременно сотрудничая на селекционной станции. В 1913 был отправлен в командировку в Англию, где занимался изучением иммунитета хлебных злаков, несколько месяцев проучился во Франции и Германии. Вернувшись в 1914, закончил диссертацию "Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям". В 1916 совершил свою первую экспедицию в Иран и на Памир, где обнаружил широкий диапазон изменчивости пшеницы. В 1917 В. был избран профессором агрономического ф-та Саратовского ун-та. Октябрьскую рев. он принял, будучи уже крупным ученым, работы которого по иммунитету культурных растений представляли большой теоретический и практический интерес. В 1921, несмотря на последствия первой мировой и гражданской войн, В. приступил к созданию мировой коллекции культурных растений. Ему удалось получить и перевезти в Россию богатые коллекции возделываемых в США растений. Личный контакт Вавилова с учеными способствовал получению новейшей литературы и семенного материала. Одержимый страстью к поискам, он организовал множество экспедиций и объездил 52 страны, став крупнейшим географом-путешественником. Созданная им коллекция культурных растений к 1940 достигла 200 тыс. образцов. В. часто употреблял выражение "причесывать землю", т.е. заниматься земледелием лучше, совершеннее. Но главным для него стало иное: "Раньше на первый план выдвигалось воздействие на среду: уход за землей, удобрение, обработка почвы, словом, именно земледелие. Но ведь главная наша цель в другом: в растениеделии, в растениеводстве. И достигать ее можно иначе. Воздействуя не только на землю, но и на само растение, на его природу. Подбирать сорта, улучшать их путем отбора, скрещивания, введения в культуру новых растений". В. получил новые виды картофеля, кукурузы, цитрусовых... Трудно указать культуру, улучшению которой Вавилов не уделил бы внимания. Он разрабатывал новые науки: селекцию - науку сортоведения и генетику - науку о законах наследственности и изменчивости. Собрав вокруг себя коллектив ученых-энтузиастов, В. подготовил условия для создания Всесоюзного института растениеводства (ВИР). Вавилов был президентом Всесоюзного географического общества и членом многих зарубежных научных обществ. Помимо ВИРа В. руководил Институтом опытной агрономии и Институтом генетики АН СССР. Он стал академиком и первым президентом Всесоюзной академии с.-х. наук. Ученый с мировым именем, поставивший целью своей жизни накормить человечество, стал одной из миллионных жертв сталинского тоталитаризма. Арестованный в 1940, Вавилов был осужден на 15 лет "за вредительство в сельском хозяйстве". Умер в тюрьме. Реабилитирован посмертно в 1955.

Вавилов состоял членом и почетным членом многих зарубежных академий: Аргентинской, Всеиндийской, Шотландской, членом Лондонского королевского общества, членом-корр. Чехословацкой академии сельскохозяйственных наук и Академии наук в Галле, почетным членом Американского ботанического общества, Линнеевского общества в Лондоне и др. В результате кампании против приверженцев генетики, развернутой Т. Д. Лысенко и поддержанной на самом высоком уровне, осенью 1940 г. В. был арестован; скончался Вавилов в Саратовской тюрьме и похоронен в общей могиле.

Вернадский Владимир Иванович


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: