Психодиагностическое интервью

Психодиагностическое интервью определяется как метод получения информации о человеке в ходе живого диалога (очной беседы), в котором психолог задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (имеется в виду направленность, последовательность и форма постановки вопросов).

В литературе представлено несколько видов диагностического интервью в соответствии со следующими критериями: предварительно разработанный план (программа и стратегия) и стандартизации [Шванцара с соавт., 1978].

1. Управляемое интервью (программированное; имеет устойчивую стратегию; инициатива полностью на стороне интервьюера):

· стандартизованное (структурированное; заранее заданная, устойчивая стратегия и тактика);

· частично стандартизованное (устойчивая стратегия; тактика значительно более свободная);

· свободное (устойчивая стратегия, по крайней мере в основных чертах; тактика совершенно свободная).

2. Неуправляемое интервью (непрограммированное; инициатива на стороне отвечающего).

В клинической практике стандартизованное (структурированное) интервью, в котором заранее сформулированы все вопросы психолога и даны возможные ответы вариантов испытуемого, применяется довольно редко. Большинство медицинских психологов отдает предпочтение менее валидным, но при этом более естественным, частично стадартизованным (полуструктурированным) видам интервью.

Следует отметить, что структурированное интервью дает возможность хорошей квантификации понятий и сравнения разных испытуемых, обеспечивает уверенность в том, что будут заданы все необходимые вопросы, ограничивает непреднамеренное воздействие психолога на испытуемого, требует меньше времени для проведения, а также меньшего клинического опыта при обработке результатов. Недостатком структурированного интервью является то, что оно может восприниматься испытуемыми (особенно детьми и подростками) как напоминающее экзаменационный опрос, как не вполне естественная процедура, ограничивающая непосредственные реакции и стимулирующая защитные механизмы.

Используя свободное интервью, можно получить помимо диагностической информации, содержащейся в ответах испытуемого, много дополнительных сведений о поведении и эмоциональности испытуемого; оно способствует поддержанию психологического контакта с испытуемым; отличается значительным психотерапевтическим содержанием, обеспечивая при более высокой спонтанности испытуемого появление значимых диагностических признаков.

Примерную структуру диагностического интервью можно представить следующим образом [Шванцарассоавт., 1978]:

· введение (привлечение пациента к сотрудничеству)

· свободные, неуправляемые высказывания пациента

· общие вопросы («Что вы можете рассказать о своем детстве?»)

· подробный (детальный) расспрос

· завершение с попыткой ослабить напряжение, вызванное ситуацией исследования и выражением признательности пациенту.

Вопросы интервью бывают трех видов: [Шванцара с соавт., 1978]

· прямые - непосредственно касающиеся исследуемого предмета («Ты боишься грозы?»);

· косвенные - опосредованные, частично снижающие опасность внушения или симуляции («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

· проективные - учитывающие идентификацию пациента с определенной группой либо с отдельным лицом («Дети боятся грозы?»).

Таким образом, психодиагностическое интервью является формализованным вариантом клинической беседы, сохраняя все ее основные преимущества и ограничения, а также особенности интерпретации результатов и межличностного взаимодействия с испытуемым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: