Ошибки в установлении консультативного контакта

1. Ошибка «маски» - Консультант демонстрирует собственое превосходство, перегружает професиональной речью.

Маска сопереживания – если не соответствует внутренему состоянию.

Причины – неувереность, выгорание, неприязнь к клиенту, личные переживания.

Рекомендации- можно преодолеть оставаясь искренним.

2. Ошибка подмена эмпатии симпатией к клиенту.

3. Ошибка структурирования время консультирования.

4. Ошибка позиции (над, под, на равные)

Ошибки в осуществлении консультативного взаимодействия.

1. Ошибка осуждения

2. жалость – снисхождение сильного к слабому, сочувствие есть уважение.

3. поучение и нотации

4. советы

5. запугивание

6. утишение

- обнадёживание

- усугубление

- обесценивание

Технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения.

1. неверное заключение о сути проблемы клиента.

-ошибки совершаются консультантом в силу недостаточно точной информации полученой от клиента в ходе консультации, особенно на стадии диагностики или исповеди.

- ошибки допускаемые по причине не полной информации полученой от клиента.

- ошибки допускаются пс- консультантом по причине собственной склонности делать преждевременные выводы, ещё до того как будет собрана вся необходимая информация о клиенте или от клиента.

- ошибки допускаемые в силу неправильной интерпретации фактов которые допустил человек.

2. неверные рекомендации

- односторонние рекомендации – неполнота информации, невнимание консультанта, поспешность консультанта в выводах, односторонние теоретические ориентации.

- в целом правельные но практически полностью не выполняемые рекомендации консультант клиенту.

3. неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций полученых от консультанта.

-неправильные действия пораждабт неправильное понимание или недопонимание

- неправильные действия пораждают нежелательные поступки

- объективно невозможно вести себя так как рекомендует пс-консультант

 

Первый этап проблемного анализа. Анализ жалобы клиента. Субъектный, объектный локус жалобы. Самодиагноз происхождения и развития проблемы. Психологический запрос, связанный с консультацией. Подтекст жалобы (скрытое содержание).

Анализ содержания жалобы клиента

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОКУСА ЖАЛОБЫ:

ü Субъектного (на кого жалуется: интернальный, экстернальный локус)

ü Объектного (на что жалуется)

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

- на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

- на ролевое поведение, не соответствующее полу, возрасту, статусу мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п., - свое или других людей;

- на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

- на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т. п. ребенка; отсутствие эмоциональность, решительность и т. п. супруга);

- на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

- на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

- на ребенка (его поведение, развитие, здоровье);

- на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», «все не так»);

- на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения («нет взаимопонимания, любви» и т. д.);

- на самого себя (свой характер, способности, особенности и т. д.);

- на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или семьи бабушек и дедушек.

ВЫЯВЛЕНИЕ

САМОДИАГНОЗ – это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. ЗАПРОС – конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос, скорее всего, будет «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы

Самые распространенные самодиагнозы:

- «индивидуальное своеобразие» - понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт, а не конкретных мотивов в ситуации;

- «собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения, в том числе как воспитателя, супруга;

- «собственная личностная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассивность и т. п., и как следствие – неправильное поведение;

- «влияние третьих лиц» - родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имевшее место в прошлом;

- «неблагоприятная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. – для себя или супруга;

- «направление» («Меня к вам направили…», и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПРОСА КЛИЕНТА (чего хочет клиент от консультации)

.

· Построение консультантом первого варианта терапевтической задачи;

· Уточнение (новое формулирование) психологического запроса.

Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основным стратегиям их отношения к ситуации:

- изменить ситуацию;

- изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации;

- выйти из ситуации;

- найти новые способы жить в этой ситуации;

Запросы «Я хочу, чтобы он (она, они, это) изменился, тогда мне станет лучше» не являются конструктивными, и требуют переформулирования.

Можно выделить следующие виды запросов:

- Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, неправда ли?», «Я – хороший человек, неправда ли?», «Мое решение правильно, неправда ли?»);

- Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?»);

- Просьба об информации («Что известно об этом?»);

- Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»);

- Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?»);

- Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его поведения в его собственных интересах («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»);

- Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «Заставьте его больше любить и уважать меня»).

4. ПРОЯСНЕНИЕ ПОДТЕКСТА ЖАЛОБЫ (ее скрытого содержания) происходит уточнение информации, недосказанной клиентом, вытекающий из подтекста жалобы (через анализ невербальных компонентов общения, рефлексирование переживаний).

Иногда скрытое содержание жалобы не совпадает с явным. Несовпадение может быть:

1. по ЛОКУСУ.

2. по САМОДИАГНОЗУ.

3. по ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

4. при АНАЛИЗЕ ЗАПРОСА.

ü Следует отметить, что скрытое содержание жалобы – это не бессознательное вытеснение, а лишь недоговоренное содержание.
ü Для перевода скрытого содержания жалобы в явное, используется техники задавания вопросов, уточнения, резюмирования.

Используемые техники:

· задавания вопросов;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: