double arrow

Способы обработки, отделки и огранки ювелирных камней

 

Как это ни странно, но необработанный драгоценный камень весьма непривлекателен и мало похож на восхитительно сверкающий самоцвет. Лишь специальная обработка превращает похожий на булыжник природный минерал в драгоценность. Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.

Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных камней включает в себя непосредственно огранку и резьбу по камню (гравирование).

Смысл огранки заключается в такой обработке камня, в результате которой его блеск и игра света будут особенно эффектны. Даже более того — хорошая огранка позволяет замаскировать небольшие недостатки камня и подать его в лучшем виде. Вот почему качество огранки имеет такое значение: профессиональная обработка увеличивает в стоимости минерал, а посредственная огранка, наоборот, обесценивает камень.

В большинстве случаев огранка (кроме кабошона) — это нанесение на поверхности драгоценного камня граней или фасетов, в результате чего отсекается все лишнее и образуется форма самоцвета. Грани необходимы для отражения и преломления света в структуре камня. Луч попадает на грань, проходит внутрь камня, отражается от других граней и создает волшебное сияние.

В ограненном камне различают:

- рундист - это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа;

- корону - это верхняя часть камня, находящаяся над рундистом;

- павильон - это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки;

- калету - это самая нижняя точка камня. При осмотре ряда камней вы можете ее не увидеть, что, вероятно, свидетельствует о возможном браке, но в том, что касается цветных камней, может возникнуть вопрос о замысле огранки.

Различают три типа огранки: кабошон, фасеточная, смешанная.

Одним из древнейших и самых простых способов обработки минералов является кабошон (рис.1), заключающийся в придании верхней части камня округленной формы. Данный вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди непрозрачных минералов, например, бирюзы, змеевика или малахита. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Кабошон чаще всего применяется для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры.

Рис.1. Вид огранки - кабошон

Кабошон бывает трех видов: двойной выпуклый, простой, двойной выпукло-вогнутый.

Простой - нижняя поверхность плоская. Чаще всего кабошоны имеют плоский низ и округлый верх.

Двойной выпуклый - обе поверхности верхняя и нижняя изогнуты.

Двойной выпукло-вогнутый - эффект линзы. Полыми кабошоны делают тогда, когда хотят ослабить интенсивность окраски. Такая форма применяется почти исключительно для темно-красного граната альмандина, или карбункула, который без полости выглядит почти черным.

Фасеточная огранка - форма, образованная плоскими многоугольниками. В фасеточной огранке весь камень обрабатывается в виде плоских граней. Фасеточная огранка имеет несколько разновидностей.

- фасетная;

- бриллиантовая (полная, упрощенная, огранка «восьмеркой»)

Ф асетная огранка применяется главным образом для прозрачных камней. Большинство разновидностей фасетных огранок относится к двум основным формам – бриллиантовой и ступенчатой.

Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой.

Рис.2. Виды бриллиантовой огранки

Обычно под бриллиантами подразумевают вообще огранённые алмазы. Но всё же собственно бриллиантами, в строгом смысле этого слова, называются алмазы, имеющие бриллиантовую огранку. Считается, что эта огранка наиболее полно выявляет игру и блеск камня. Она состоит из двух многогранных пирамид - полной и усечённой, сложенных основаниями, грани короны и павильона располагаются в несколько рядов, распространено трёхрядное размещение граней (так называемая, тройная бриллиантовая огранка). Чаще используются такие виды бриллиантовой огранки: полная - на 57 граней и упрощённая - на 17 граней (для очень мелких бриллиантов).

Рис.3. Полная бриллиантовая огранка- 57 граней

Впоследствии для сохранения большего веса и объема камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: "Звезда Кэра", так называемый "старый американский бриллиант", английский бриллиант, огранка "юбилейная" и так далее.

Рис.4. Видоимененные формы бриллиантовой огранки

Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются форма "маркиза" (или "челнок") и "панделок" (или каплевидная огранка).

Огранка «восьмеркой» имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».

Роза - фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают шесть или семь ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.).

Рис.5. Огранка «роза»

В настоящее время в виде «розы» или «розетты» ограняются алмазы величиной от 1 до 2 каратов. Верхняя часть её состоит из 24 граней. Такая форма сверху несколько напоминает своим видом бутон розы, чем и объясняется само её название.

Алмазы, огранённые розой, обычно составляют 1/5 стоимости алмазов, с бриллиантовой огранкой при том же весе и чистоте. Классические формы алмазов в виде бриллиантов и роз могут быть получены лишь на достаточно крупных кристаллах.

Камень, огранённый розой, называется алмаз, а не бриллиант.

Из-за плохой игры она теперь почти не используется.

Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») - простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.

Рис.6. Виды ступенчатой огранки

Огранка «площадкой» или «таблицей» - первая простейшая ступенчатая огранка. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Как правило, применяется для мужских перстней.

Рис.7. Ступенчатая огранка («лесенкой»)

Изумрудная огранка - ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда. Признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.

Ступенчатая (лестничная) огранка - простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту возрастает. Число фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней.

Огранка клиньями (клиньевая) — разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.

Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична, и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.

Гладкая шлифовка может быть ровной, выпуклой в виде кабошона или иметь форму шара. Гладкая шлифовка используется преимущественно для огранки агата и других непрозрачных драгоценных и поделочных камней. Там, где нужно только оптически оживить, проявить или украсить до того неприметную поверхность непрозрачного камня, достаточно чаще всего отшлифовать ровную поверхность.

Смешанная огранка представляет собой смесь фасетной огранки и гладкой шлифовки. В верхней части (или нижней) драгоценный камень имеет грани, а в другой своей части он гладкий, закругленный или плоский. Иногда встречаются формы огранки, при которых на одной и той же половине камня огранка является смешанной.

Глиптика - включает в себя изготовление гемм, то есть гравированных камней с углубленным (инталии – рис.1.8.) или выпуклым (камеи – рис.1.9.) изображением, а также изделий мелкой пластики и декоративных предметов.

Рис.1.8. Инталия Рис.1.9. Камея

Широко распространена была глиптика в античной Греции. Еще более высокого уровня она достигла во времена Древнего Рима. А вот позже, в средние века, в ее развитии наступает застой. Лишь в эпоху Возрождения в Италии вновь обращаются к искусству резьбы по камню. Сегодня оно опять популярно во всем мире. Им занимаются крупные художники, которые предлагают в своих работах интересные современные решения. В Европе центром камнерезного искусства слывет Идар-Оберштейн (ФРГ), откуда поступает свыше 90% всех западноевропейских резных камней.

Многие драгоценные камни очень восприимчивы к действию высоких температур: их цвет становится насыщеннее, а природные включения не столь заметны. Некоторые самоцветы даже меняют свой оттенок после такого обжига, например, золотистые топазы, фиолетовые танзаниты и т.п.

Воздействие облучением способно выявить более глубокий и интенсивный цвет драгоценного камня. Такой метод облагораживания часто применяют в случае с синими топазами, зелеными кварцами и т.д.

Дефекты на поверхности драгоценного камня можно замаскировать специальными восковыми или масляными составами, точно повторяющими цвет камня. Такая обработка делает камень более прозрачным и привлекательным, однако уход за такими минералами требует особой осторожности, так как можно очень легко повредить тонкую масляную пленку на поверхности. Также практикуется заполнение трещин и дефектов камня специальным свинцовым стеклом, которое визуально скрывает недостатки камня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: