Оценка подлинности драгоценных камней

 

Попытки подделывать драгоценные камни предпринимались еще в глубокой древ­ности. Египтяне первыми стали фальсифицировать дорогие камни путем изготовле­ния имитаций из стекла и глазури. В 1758 г. химик Иозеф Штрассер из Вены изобрел особый сорт стекла, который можно было с успехом шлифовать и гранить, причем такое ограненное стекло внешне выглядело почти как бриллиант. И хотя импера­трица Мария-Терезия запретила изготовление и сбыт этого стекла, имитирующего алмаз, все же оно (под названием «страз») проникло через Париж на европейский рынок ювелирных камней.

Крупными центрами производства женских украшений из стекла издавна явля­ются Яблонец и Трновец в Чехословакии. Их традицию частично перенял Нойгаб-лонц (Бавария, ФРГ). Для модных украшений используется дешевое тонкое (дутое) стеекло, для имитации ювелирных камней - свинцовое стекло, или флинтглас, с высоким светопреломлением. В тех же целях используются фарфор, синтетические смолы и пластмассовые изделия. В большинстве своем все эти имитации только по цветовому облику похожи на драгоценные камни; прочие физические свойства, осо­бенно твердость и «огонь» (сверкание) настоящих драгоценных камней, удовлетвори­тельно подделать никогда не удавалось. Поэтому люди веками стремились научиться искусственно создавать камни, совершенно одинаковые с природными. В конце XIX в. эта мечта стала явью: французскому химику Огюсту Вернейлю удалось разра­ботать промышленный способ синтеза рубинов.

В ювелирной торговле искусственные (синтетические) камни не считаются имита­циями; их рассматривают как особую группу наряду с природными драгоценными камнями. Однако при их продаже в обязательном порядке требуется указывать, что это синтетические (искусственные) камни. Однако, если имитацию выдают за на­туральный природный самоцвет, это является одним из видов фальсификации.

Можно выделить несколько способов имитации:

1. Выдача менее ценных самоцветов за более драгоценные;

2. Изготовление имитаций драгоценных камней из стекла (стразы);

3. Изготовление имитаций драгоценных камней из пластических масс;

4. Изготовление составных ювелирных камней;

5. Изготовление реконструированных ювелирных камней;

6. Культивированный жемчуг.

Имитацию производят с помощью природных материалов, по­этому ее следует отличать от искусственного выращивания синтети­ческих камней — заменителей натуральных.

Слово «синтетический» означает, что минералы синтезированы в лабораторных условиях из их химических составляющих. Синтети­ческая разновидность камней, встречающихся в природе, имеет тот же химический состав, что и природный камень, за исключением небольшого различия в содержании примесей. Кроме того, к синте­тическим относят и материалы, полученные искусственно, но не имеющие аналогов в природе. Примерами может служить фианит, иттрий-алюминиевый гранат и др. Одним из классификационных признаков для синтетических камней служит способ их получения.

Доля искусственных и синтетических камней в современном юве­лирном бизнесе довольно велика, и задача эксперта заключается не только в том, чтобы знать об ассортименте и наиболее важных свой­ствах таких материалов, но и уметь отличать их от натуральных кам­ней.

Нельзя не сказать и о необходимости оценки ювелирных камней с точки зрения выявления применения каких-либо способов их облагораживания.

Чистые и обладающие яркой, красивой окраской камни встречаются в природе крайне редко, чаще всего природные камни далеки от совершенства, содержат включения, имеют невыразительную окраску. Все это значительно снижает их ювелирные качества. Для улучшения внешнего вида природных камней их подвергают специальной обработке - облагораживанию.

Облагораживанием называют различные способы обработки камня (за исключением огранки и полировки), которые улучшают его внешний вид (цвет, чистоту, прозрачность) или повышают прочность.

Свойства, приобретаемые камнем при облагораживании, характеризуются таким важным показателем, как устойчивость. Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет своих свойств (цвет, чистоту, прочность) при нормальном ношении в ювелирном изделии, ремонте, огранке, полировке или чистке (некоторые облагороженные камни требуют особых правил ношения и ухода).

К наиболее распространенным методам облагораживания относятся:

- термическая обработка (отжиг),

- термодиффузионное прокрашивание,

- облучение и пропитка различными веществами (например, смолами).

Термическая обработка - нагрев в специальной печи с последующим охлаждением - позволяет улучшить природный цвет или прозрачность ювелирного камня. Свойства, приобретенные камнем после такой обработки, являются устойчивыми и с течением времени не изменяются.

Сапфиры и рубины обычно подвергают термической обработке для удаления включений, а также для улучшения цвета или изменения оттенков. Например, сапфиры Шри-Ланки и Кашмира сероватого цвета считались непригодными для огранки, однако при отжиге в определенных условиях они приобретают синюю окраску и широко применяются в ювелирном деле.

Для некоторых ювелирных камней, таких как танзанит, аквамарин, голубой циркон и цитрин, облагораживание является неотъемлемой частью производственного процесса, правда, при продаже факт облагораживания чаще всего не афишируется.

Разновидностью термической обработки является применяемый для алмазов НРНТ (High Pressure High Temperature) метод, который позволяет в одних случаях обесцвечивать коричневые алмазы, а в других - изменять окраску алмазов с коричневой на яркую желто-зеленую или канареечно-жел тую. Такой отжиг производится при высоких давлениях и высоких темпера турах с использованием специальной аппаратуры, применяемой при выра щивании кристаллов синтетического алмаза. Алмазы, обработанные таким способом, впервые появились на рынке в начале 1999 года. Цвет, приобретаемый алмазом при НРНТ-обработке, с течением времени не изменяется.

Термодиффузионное прокрашивание п рименяется для улучшения природного цвета камней, чаще всего рубинов и сапфиров. Методика облагораживания состоит в том, что при нагревании в поверхностный слой камня вводятся красители. В результате цвет камня становится более насыщенным. Этот метод обладает одним недостатком - впоследствии камень нельзя полировать, поскольку существует риск повредить или удалить окрашенный слой.

Облучение о бычно применяется для изменения окраски таких камней, как алмаз, топаз, кварц и др. Для этого камни подвергаются воздействию одного или нескольких типов излучений.

Для облучения ювелирных камней применяются различные типы излучения - ультрафиолетовое, рентгновское, гамма-излучение и др., либо потоки энергетических частиц - электронов, протонов, нейтронов, альфа-частиц.

Алмазы под воздействием облучения меняют цвет на голубой, голубовато-зеленый или темно-зеленый, а при последующей термической обработке - на янтарно-желтый, коричневато-красный, сиреневый или сине-зеленый.

Светло-голубые топазы в результате облучения становятся ярко-голубыми (в настоящее время большинство представленных на рынке ярко голубых топазов подвергалось облучению). С помощью облучения или отжига и их комбинации можно добиться практически любой окраски топаза: бесцветной, зеленоватой, коричневой, розовой и др.

Облучение широко применяется для получения дымчатых, зеленовато-желтых кварцев из бесцветных, а также аметистов из бледно окрашенных цитринов. Последующий отжиг позволяет получать цитрины, зеленые бесцветные кварцы из аметистов, а также голубые, зеленые и бесцветные кварцы из дымчатых разновидностей.

Облучение применяется также для получения синего и серо-стального (черного) жемчуга.

Цвет перечисленных выше облученных камней обычно не изменяется с течением времени, однако следует соблюдать осторожность при ремонте ювелирных изделий с подобными камнями и не подвергать их сильному нагреву.

Пропитка (заполнение трещин) эффективна для облагораживания камней с трещинами, выходящими на поверхность. Для пропитки применяются различные красящие и бесцветные вещества - масла, смолы, жидкие стекла. В результате трещины становятся менее заметными, улучшается окраска и прочность камня. Чаще всего пропитке подвергают изумруды, алмазы, рубины, сапфиры, опалы и бирюзу.

Для некоторых камней с заполненными трещинами следует избегать очистки в ультразвуковой ванне и воздействия различных видов растворителей.

Помимо перечисленных выше существует много других более или менее распространенных методов облагораживания, таких как сверление лазером алмазов с целью удаления включений, покрытие ювелирных камней различными видами лаков, эмалей, красителей или напыление/наращивание пленок для улучшения внешнего вида (например, изменения цвета).

Стоимость облагороженных камней и природных отличается в несколько раз, и зависит от способа облагораживания исходного материала и конечного результата. Например, если светло-розовый облагороженный бриллиант 1,3 кар. С чистотой 3 стоит примерно 5000 долл., в сырье был коричневого цвета и его цена не превышает 3000 долл. Природные розовые камни редки и стоят очень дорого. Недавно на аукционе природный насыщенно розовый бриллиант весом 5 карат побил рекорд цены на аналогичные камни. Его стоимость составила 10 миллионов долларов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: