Б) Методические рекомендации при подготовке ответов на вопросы семинарского занятия

ЗАНЯТИЕ 4. РЕФОРМЫ ПЕТРА I И НАЧАЛО МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

Учебные вопросы:

Предпосылки петровских преобразований и реформаторская деятельность Петра I.

Петровские преобразования и европеизация России.

Россия при приемниках Петра I (1725-1762 гг.).

 

Темы докладов, сообщений и рефератов

1. XVII в. – начало поворота к Западу.

2. Сословия в России. Политические и юридические нормы.

3. Формирование личности Петра I.

4. Пётр I и царевна Софья.

5. Великое посольство и его влияние на развитие России.

6. Северная война.

7. Сенат и Синод.

8. Коллегии.

9. «Табель о рангах».

10. «Юности честное зерцало».

11. Персидский поход Петра I.

12. Петровская Академия наук.

13. Культура Санкт-Петербурга.

14. Дворцовые перевороты.

15. Правление Елизаветы Петровны.

 

Время для доклада – 10-15 минут.

Литература:

Основная литература

1. История России в новейшее время, 1985-2009 гг.: учебник для бакалавров вузов/ [А. Б. Безбородов и др.]; отв. ред. А. Б. Безбородов; РГГУ. - М., 2010.

2. Новейшая отечественная история. XX - начало XXI века: в 2 кн.: учебник / ред. Э. М. Щагин. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2008.

3. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для студ. вузов, бакалавров / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; ред. Н. И. Павленко. - 5-е изд. - М., 2011.

4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; ред. А. Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2010.

5. Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. - М., 2008.

Дополнительная литература

1. Дворниченко А.Ю. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. - М.: Проспект, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: учебное пособие / М. Н. Зуев. - М.: Высшее образование, 2007.

3. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]. - 3-изд., перераб. и доп. - М., 2006.

4. История России: В 2 т.: учебное пособие. Т. 1. С древнейших времён до конца XVIII в. / А. Н. Сахаров, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин; ред. А. Н. Сахаров. - М., 2007.

5. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлова, Б. Н. Флоря; Под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2009.

6. Отечественная история. / Учебник. / Под ред. Р.В. Дегтяревой и С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007.

Рекомендованные интернет-ресурсы

1. http://www.history.ru

2. http://www.allrus.info

3. http: //www.hrono.ru

4. http: //www.istorijarossii.narod.ru

5. http: //www.istoria.ru

6. http: //www.sovetika.ru

7. http: //www.praviteli.org

Методические указания студентам по подготовке к семинару

А)Общие указания

1) Подготовку к семинару рекомендуется начинать с доработки конспек­та лекций, а затем, с учетом имеющейся литературы, последовательно от­рабатывать учебные вопросы в соответствии с заданием.

Каждый обучаемый при необходимости может подготовить в своем конспекте краткие ответы (тезисы) на вопросы семинарского занятия. Объем ответа, на вопрос определяет сам обучаемый. Структура от­вета на вопрос предполагает раскрытие категориальных характеристик, его содержания, выход на практику, а также краткий вывод. Продолжи­тельность ответов на вопросы задания - до 10 минут.

2) Знать ответы на контрольные вопросы (при желании в своих конспектах составить краткие тезисы ответов на контрольные вопросы.

3) Подготовиться к дискуссии по логическим заданиям и проблемным вопросам (при желании в своих конспектах составить краткие тезисы ответов на логические задания и проблемные вопросы)

 

Б) Методические рекомендации при подготовке ответов на вопросы семинарского занятия

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо исходить из того, что российская история первой четверти XVIII века – сложный и противоречивый период. Основной причиной, вызвавшей к жизни бурную реформаторскую деятельность этой эпохи, был структурный кризис, охвативший русское общество уже в XVII в. Государство, сложившееся ещё в Московский период, оказалось в совершенно новых геополитических и экономических условиях, и при этом оно не соответствовало тем задачам, которые ему предъявляла эпоха.

Готовясь к первому вопросу, важно понять, насколько была необходима модернизация российского общества, выяснить причины отставания России от передовых стран Европы. Для этого необходимо найти ответы на следующие вопросы:

Ø каким было состояние российской промышленности к моменту восшествия Петра I (см. приложение 1) на престол?

Ø как влияло на развитие России отсутствие выхода к незамерзающим морям?

Ø какой была российская армия в конце XVII в., по какому принципу она формировалась?

Ø чем характеризовалось внутреннее состояние государства после смерти царя Алексея Михайловича?

Ø какими были взаимоотношения России с соседними государствами?

Для правильного понимания причин острой борьбы, предшествовавшей приходу к власти Петра I, изучите и расскажите о внутреннем положении российского государства после смерти царя Федора Алексеевича (см. приложение 2) Для этого уясните:

· какие группировки существовали при дворе, кто их возглавлял и чьи интересы они представляли?

· почему двое царствование Петра I и Ивана V (см. приложение 3) было компромиссом между этими группировками?

· какую роль в борьбе за царский трон играла царевна Софья Алексеевна (см. приложение 4)?

Для правильного понимания личности Петра I, важно понять обстановку в которой рос будущий император и людей, повлиявших на становление его характера. В ходе своего ответа расскажите о:

v ранних годах жизни Петра I;

v какое влияние оказало на молодого царя Немецкая слобода?

v какую роль в судьбе будущего императора сыграли его друзья-иностранцы Ф.Лефорт (см. приложение 5), П.Гордон (см. приложение 6) и Я.Брюс (см. приложение 7), в дальнейшем ставшие его сподвижниками?

Далее необходимо проследить, как постепенно формировался из русских приближенных круг лиц, близких Петру I по духу и делам. В этой связи необходимо дать характеристику личности будущих «птенцов гнезда Петрова»:

· Головина Ф.А. (см. приложение 8)

· Головкина Г.И. (см. приложение 9)

· Меншикова А.Д. (см. приложение 10)

· Репнина А.И. (см. приложение 11)

Рассказывая о первых самостоятельных действиях Петра I в начальный период царствования, объясните:

ü почему борьбу за выход к морю он начинает на юге?

ü какими были результаты двух Азовских походов (см. приложение 12)?

Приступая к изучению реформаторской деятельности Петра I, прежде всего, уясните:

ü в чем видел Петр главные задачи своего правления?

ü какими методами, по его мнению, можно было преобразовать Россию?

ü какими отличительными чертами характеризовалась российская модель модернизации?

При изучении реформ армии и флота, необходимо понять, что они проводились в ходе Северной войны (см. приложение 13) и были направлены на решение ее задач. Чтобы правильно разобраться в этом ответьте на вопросы:

Ø что явилось причиной войны и какие задачи она должна была решить?

Ø в чем были причины первых неудач русской армии?

Ø какие битвы и почему были решающими?

Ø что получила Россия по Ништадскому мирному договору 1721 г.

Проводимы в ходе Северной войны реформы были очень важны для России.

В первую очередь было необходимо проведение военной реформы (см. приложение 14), поэтому обратите внимание на то:

  1. как изменился принцип комплектования армии?
  2. какие появились новые рода войск?
  3. как шла подготовка офицерских кадров?
  4. как создавался российский военный флот.

В годы правления Петра I произошли кардинальные изменения в экономике России. Чтобы правильно их понять, определите основные направления социально-экономических преобразований (см. приложение 15) и ответьте на вопросы:

1) что представляли собой политика меркантелизма и протекционизма, проводимая Петром?

2) как развивалась российская промышленность и в чем была специфика петровских мануфактур?

3) как развивалась торговля и финансовая система России в этот период?

4) в чем состоит значение указа «О единонаследии» (см. приложение 16)?

5) какое значение имело принятие закона «Табель о рангах»( см. приложение 17)?

6) какие преобразования были проведены в социальной сфере?

В ходе изучения указанной литературы для подготовки к ответу на первый вопрос семинарского занятия, уясните, в чем заключался принцип камерализма, который лежал в основе содержание реформ государственного устройства ( см. приложение 18), проводимых Петром I, и ответьте на вопросы:

· какое значение для дальнейшего реформирования страны имело создание Сената?

· почему система приказов была заменена коллегиями, в чем состоит разница между ними?

· с какой целью он создает в государственном аппарате?

· какую роль в утверждении абсолютизма сыграл указ о создании должности фискалов (см. приложения19), церковная реформа и созданный Петром Святейший Синод?

Рассматривая вопрос о реформированию административной системы российского государства необходимо учесть, что административные реформы были, прежде всего, обусловлены военными интересами государства.

Кардинальному реформированию административной системы способствовал ряд факторов:

1) во-первых, огромное число создавало неразбериху и путаницу в управлении.

2) во-вторых, местная администрация в уездах не справлялась с задачей сбора денежных податей с населения.

3) в-третьих, несоразмерность уездов – административных областей государства (езды были очень разных размеров, от уездов- карликов, до уездов-великанов) затрудняла взимание налогов.

4) в четвертых, Боярская дума препятствовала проведению преобразований.

Система административных реформ выглядела следующим образом:

1) В 1708 – 1710 гг. было проведено новое административное деление страны на 8 губерний (Московская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская, Ингерманландская).

2) 2 марта 1711 г. был создан Сенат. Фактически он заменил собой Боярскую думу. Являлся высшим судебным и административным органом власти. Сенаторы назначались царем. Все решения принимались коллегиально, т.е. большинством голосов.

Интересно, что его учреждение виделось сначала как временная мера на период отлучек царя из страны (создавался перед отъездом Петра в Прусский поход). Однако Сенат остался действовать на постоянной основе.

3) В 1717 – 1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII века пришли коллегии (близкие к позднейшим министерствам). Всего было создано 12 коллегий. Их преимущество состояло в четком разделении функций, порядок работы определялся специальными регламентами.Само название учреждения, а во многом и его структура и функции были заимствованы из Швеции.

4) Налоговая реформа. Вместо налога с каждого двора вводился подушный налог с каждого лица мужского пола. С целью учета нало- гоплательщиков было проведена перепись населения.

Подводя итоги административным реформам Петра I, можно сказать, что их результатом стала невиданная раньше централизация и бюрократизация управления. Новая государственная машина, в общем, работала гораздо эффективней старой, но в нее, по словам историка Е. Анисимова, «была заложена мина замедленного действия - отечественная бюрократия».

Продолжая ответ на первый вопрос необходимо всем уяснить, что в результате петровских преобразований на смену средневековой традиционалистской, основанной на религиозном мировоззрении культуре, пришла новая культура. Ее отличительными чертами были: светскость, рационалистическое начало, открытость и демократизм.

Вместе с тем, единая православная культура допетровских времен раскололась на «цивилизацию» – культуру дворянских верхов, и «почву» – культуру широких народных масс. В связи с этим, уясните:

ü какие реформы были осуществлены в области просвещения?

ü какие изменения произошли в быту и нравах российского общества?

ü как культурные преобразования отразились в облике новой российской столице – Санкт-Петербурге?

ü почему произошел раскол русской культуры и в чем он выразился?

Оценка преобразований, проведенных Петром 1, была и остается одной из сложных проблем отечественной исторической науки, поэтому, изучив соответствующий материал в учебнике, ответьте на вопросы:

v как оценивали российские историки личность и деятельность Петра I?

v какова ваша личная точка зрения на личность Петра I и его роль в истории России?

В заключении необходимо оценить масштаб личности Петра I и его личный вклад в ходе преобразований начала XVIII в. проходивших в следующих областях:

· Северная война, создание российской армии и флота;

· социально-экономические преобразования и реформы государственного управления;

· реформы в области культуры и быта;

· значение петровских преобразований для российского общества.

На рубеже XVII - ХVШ вв. в России предпринимались попытки преодоления отсталости от западноевропейских странам в экономическом, политическом и культурном развитии. Глубокие преобразования, осуществленные в первой четверти XVIII в. затронули все сферы жизни российского общества, определили вектор модернизационных процессов и были связаны с деятельностью царя-реформатора Петра I (1682 – 1725).

Северная война (1700 - 1721) за выход в Балтийское море определила темпы, содержание и последовательность петровских реформ, главным результатом которых было превращение Московского государства в Российскую империю – мощную европейскую державу, обладавшую самой многочисленной сухопутной армией и сильным военно-морским флотом.

При Петре I были заложены основы российской тяжелой промышленности, изменилась система государственного управления и социальная структура общества, быстро развивалась внутренняя и внешняя торговля, утвердилось светское образование и новая культура. Однако полностью преодолеть отставание от Европы не удалось: в России сохранялись феодальные отношения и крепостное право. В результате реформ российское самодержавие окончательно утвердилось как абсолютная монархия.

Рассмотрение второго вопроса подразумевает анализ сословно-бюрократической системы, которая укрепилась в России в годы петровских реформ и в условиях динамичной политической и социально-экономической жизни тех лет способствовала дальнейшему становлению абсолютизма в России первой четверти XVIII в.

Историк В.Г. Хорос указывает на три основные черты имперской модели модернизации развития России, характерной для XVII и особенно для XVIII в.:

1.Выборочное заимствование, главным образом для военных целей, технических и организационных достижений более развитых стран в обмен на сырье и сырьевые продукты.

2.Одновременное ужесточение эксплуатации собственного народа традиционными, до буржуазными методами.

3. Растущая централизация и бюрократизация управления.

В ходе ответа акцентируйте внимание на революционном характере преобразований Петра I.

Произошел буквальный разрыв с прошлым. Образцом мироустройства стали не патриархальные традиции Московии, а Западная Европа. Именно поэтому новая столица – Санкт-Петербург – строилась как копия западноевропейских городов и коренным образом отличалась от остальной страны стилем архитектуры и образом жизни.

Чтобы глубже понять причины противоречий процесса европеизации, надо обратить внимание на то, что, хотя Петр I стремился развивать самоуправление и независимость общества, все реформы приходилось проводить сверху, т.к. сословное общество в стране было слабо развито и не обладало ни инициативой, ни организацией для того, чтобы бороться за нововведения. Напротив, народ рассматривал реформы как своего рода новую повинность.

В результате, с ростом активности государства активность общества падала. «Догоняющее» развитие не превращало Россию в Европу, а исподволь увеличивало разницу между ними.

Обратите внимание: несмотря на то, что в петровскую эпоху произошел социокультурный раскол общества и дворянские верхи дистанцировались от народных масс, несомненно, положительным итогом сближения с европейскими образцами явилось формирование новых общественных идеалов: рост личного достоинства, расчетливость поведения, желание добиться успеха в своей социальной среде.

Это было характерно в определенной мере не только для дворянской, но и для народной культуры.

v Согласны ли Вы с тем, что культурные новшества, введенные Петром I, сыграли исключительно положительную роль в сближении России с Европой и в исторической судьбе самой России?

v Для какой части российского общества оказались приемлемыми эти нововведения? Кого они не коснулись?

v Как это сказалось на противостоянии российской элиты и большей части населения страны, главным образом крестьянства?

Изучая материал для подготовки ответа на второй вопрос подумайте и найдите ответы на следующие вопросы:

1. Какие сферы общественной жизни России начала XVIII в. были охвачены процессом модернизации в большей степени? Объясните причины этого явления.

2. Какой тип личности формировался в эпоху Петра?

3. Как Петр I решал проблему достижения «общественного блага»?

4. Чем петровское понятие «общественного блага» отличалось от трактовки, данной французскими просветителями?

5. Что такое регулярное государство?

6. Какую роль в механизме регулярного государства играет закон?

7. Как Петр I участвовал в законотворческом процессе? (см. приложение 20, приложение 21, приложение 22, приложение 23).

8. Как регламентация государства коснулась личной жизни россиян?

Продолжая рассматривать вопрос модернизации и сближения России и Европы, дайте ответы на следующие вопросы:

1) Как успехи России в Северной войне и создание регулярной армии и флота влияли на процессы модернизации?

2) Каким образом и в какой мере в России были реализованы западные концепции меркантилизма (итал. – купец, торговец - экономическая политика, сложившаяся в России в XVII в. и внедрявшаяся Петром I. Основана на преобладании вывоза товаров над ввозом по принципу: покупать дешевле, продавать дороже. Связана с политикой протекционизм а – защитой внутреннего рынка, установления высоких таможенных пошлин на ввозимые товары (Торговый договор 1653 г., Новоторговый договор 1667 и др.) и камерализма ( Этатизм, камерализм – политика, предполагающая проникновение государства во все сферы общественной и личной жизни, построение бюрократической машины, четко и функционально работающей, - идеологические основы петровских реформ государственного управления).

3) Соответствовала ли сложившаяся при Петре I политическая модель государства и социальная структура общества модернизированным образцам Запада? Обратите внимание на то, что Пётр Великий поставил перед Россией задачу «догоняющего» развития. Заимствуя опыт других стран, Пётр I стремился дать «ответ» на европейский «вызов».

4) В чем, по - Вашему, сущность культурного переворота петровской эпохи?

5) Можем ли мы сказать, что в это время одной из ценностей человеческой личности становятся знание и компетентность - важнейшие идеалы эпохи Просвещения?

6) Какие конкретно события культурной жизни произошли в царствование Петра I?

7) Кого из деятелей петровской эпохи мы можем назвать просвещенными людьми? (портрет В.Н.Татищев)

При рассмотрении вопроса, связанного с преобразованиями в социальной сфере, следует обязательно помнить, что создание и содержание армии, ведение Северной войны, многочисленные реформы требовали от страны огромных затрат, доходивших в петровское время до 80-85 % национального дохода. Этим объясняется введение новой системы налогообложения – подушной подати. Увеличение числа налогов – прямых и косвенных – вызвало ответную реакцию населения России – волнения и бунты в разных ее концах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: