double arrow

Эволюция «незаконченного животного»

Мы выросли с внушенной мыслью, что человек – вершина мирозданья. Но это, мягко говоря, не совсем так. Еще в начале двадцатого века Шри Ауробиндо весьма четко сформулировал свое видение эволюционного места человека: «Хотя человек и более велик, чем растение или животное, он не является по своей природе совершенным, подобно растению и животному». И позже: «Человек не есть предельная точка эволюции, человек – это переходное существо» /79/.

Почти век спустя специалист по истории социологии Теодор Росцак повторил мысль Шри Ауробиндо, назвав человека «незаконченным животным» /40/. Известный исследователь еврейских мистических традиций профессор Гершом Шолем /134/ также считает, что «человек – совершенствующая сущность в структуре космоса». Собственно, в том, что человек эволюционирует, нет ничего неожиданного. Еще в 1835 году, уезжая с Галапагоских островов, где он задумал свою теорию эволюции, Дарвин сказал: игуаны не всегда останутся игуанами и человек не всегда останется тем же человеком.

Но Дарвин говорил об эволюции тела, в его теориях нет ни слова о Душе. Позже Елена Блаватская впервые на Западе высказала мысль о том, что человек находится в процессе моральной, интеллектуальной, духовной, а также

физической эволюции. Сегодня же эволюция принимает новый характер, ее острие сместилось из физической плоскости в плоскость психосоциальную и духовную /85/.

Каждая душа в силу врожденной потребности, со временем покидает целостную систему… подобно тому, как моллюск покидает свою прекрасную, но уже ставшую тесной раковину, потому что та не позволяет ему больше расти, и начинает постепенно наращивать себе новый дом… И все же мы противимся новому переходу. Мы никак не можем расстаться со своими друзьями. Мы не можем отпустить своих ангелов. Мы просто не понимаем, что те улетают лишь для того, чтобы их место заняли архангелы.

Ральф Уальдо Эмерсон

Таким образом, благодаря реинкарнации человек может бессчетное количество раз получать новый духовный опыт для своей эволюции. Причем как на земле во время очередного воплощения, так и в тонких мирах после очередной смерти тела. В этом контексте реинкарнация перестает быть бесцельным круговоротом рождений и смертей и делает жизнь осмысленным восхождением.

Меня всегда поражала вера христиан в то, что дальнейшую судьбу человека (рай или ад) решает лишь одна-единственная, маленькая жизнь. Едва ли человек способен достичь совершенства и проявить свой духовный потенциал за этот срок. Невозможно за одну жизнь научиться быть милосердным, благородным, отважным, терпеливым, умеющим безусловно любить и прощать, быть миролюбивым, бескорыстным, развить свой интеллект и характер и т. д. Кроме того, за эту маленькую жизнь нужно усвоить множество переживаний, печальных, болезненных и радостных уроков, которые предлагает душе земное существование. Реально ли сделать все это за одну жизнь? А если нет, то, как же можно после ее окончания судить еще не успевшую созреть человеческую душу?

Эволюция, по мнению Шри Ауробиндо, не имеет ничего общего с тем, чтобы становиться «святее» или «интеллектуальнее», ее смысл заключается в том, чтобы становиться сознательнее.

 

«Из жизни в жизнь, – писал он, – за фронтальным существом безмолвно растет психическое – через многообразие восприятий нашего тела, возбудителей наших ощущений, посредством неисчислимого количества мыслей, которые шевелятся в нас. Оно растет, когда мы растем, и растет, когда мы падаем, через наши страдания и радости, наше добро и зло: все это – его щупальца –антенны для восприятия мира. Когда распадается этот внешний аппарат, психическое сохраняет лишь суть своих переживаний, основные тенденции, которые становятся все более рельефными и формируют за фронтальным существом зародыш психической личности*. На последнюю оказывают особое влияние определенные результаты предыдущей жизни…

Некоторые переживания будут преобразованы в следующей жизни в особые таланты, специфические проблемы, во врожденные влечения, в необъяснимые страхи и непреодолимую притягательность… Итак, каждая жизнь представляет собой один тип опыта (можно думать, что мы имеем много переживаний, но это всегда одно и то же переживание, один тип опыта). Путем накопления многих типов опыта психическое постепенно обретает некоторую индивидуальность, которая становится все более сознательной и широкой» /79/.

 

Вслед за Шри Ауробиндо эту мысли повторяет французский палеонтолог и теолог П. Тейяр де Шарден, развивший учение В. И. Вернадского о ноосфере. По его мнению, эволюционное движение биосферы Земли направлено не только в сторону изменения лика планеты, но и в сторону качественно нового состояния человечества – возрастанию его сознания.

Сказанное, конечно, должно восприниматься только как смысловой каркас

идеи. Что же касается существа и механизмов реинкарнации, то к ним необходимо относиться как к бесконечно сложным процессам, законы и детали которых сегодня еще трудно представимы для нашего земного разума. Очень точно когда-то заметил Фридрих фон Шеллинг: «Вопрос заключается в следу-

 

___________________________________
* Психическая, или подлинная личность, выражает уникальность судьбы каждого человек. Так в разных жизнях человек может быть мореплавателем, музыкантом, революционером, христианином, мусульманином, атеистом, но при этом в каждой из жизней в нем будет проявляться все тем же, присущим ему образом, любовь, побеждающая энергия, радость, или чистота, придающие особый колорит тому, что он предпринимает. И каждым разом эти особенности его самовыражениябудут становиться все более определенными, очищенными и широкими /79 /.


ющем: «до какой точки мы должны расширить нашу мысль, чтобы она была пропорциональна феномену?» Пока что наш разум не набрал требуемую высоту, но все же уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что представления об эволюционирующей душе делают невозможным ее перерождение на более низких эволюционных уровнях, например в растениях. Каждая реинкарнация должна иметь вертикальную составляющую, поднимающую душу и сознание к более высоким уровням совершенства (восходящая спираль).

Что же все-таки в нас бессмертно?

Выдающийся американский транс-медиум Артур Форд вспоминал, как однажды один из зрителей заявил, что будет и дальше участвовать в этом медиумистическом сеансе, если Форд гарантирует ему, что вызовет Сократа. «Я вызову вам Сократа, – ответил Форд, – если вы гарантируете, что представленная вам личность будет непременно тем Сократом, каким вы его себе представляете» /93/. В этом небольшом диалоге содержится смысл одного из важнейших аспектов реинкарнаций – фактор развития личности.

Вопрос о том, является ли личность в каждом новом своем воплощении, той же самой личностью человека, ушедшего от нас прежде, задается довольно часто. И это понятно. Ведь человеческому сознанию трудно примириться с безвозвратным растворением нашего индивидуального «Я» в каком-то обезличенном информационно-энергетическом поле. Иначе говоря, мучающий всех вопрос состоит в том: в персонифицированном ли виде существует наша душа в посмертной жизни и новом ее воплощении?

К сожалению, ответ не может быть утешительным. Личность постоянно меняется, сохранение идентичной личности – нонсенс. Личность как речная вода. Каждое мгновение для фиксированного наблюдателя – это вода новая. Помните: «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», так и с личностью. Но что же тогда объединяет эти бесконечные рождения и смерти, бесконечные смены образа и даже расы? Какое отношение они имеют к прежней личности, если они совсем другие? Может ли человек, хотя бы с оговорками, говорить о бессмертии своего «Я»? И что, вообще такое «Я»? Такие вопросы вполне естественны, на часть из них можно найти относительно удовлетворительные ответы.

Буддийские священные тексты дают очень доступное описание этого процесса обусловленности. Тибетский лама Сагъял Ринпоче приводит по этому поводу знаменитые ответы буддийского мудреца Нагасены на вопросы царя Милинды.

 

«Царь спросил Нагасену: «Когда кто-то рождается вновь, то он тот же самый, кто умер, или иной?

Нагасена ответил: Он не тот же самый, и не иной… Скажи мне, если зажечь лампу, она может давать свет в течение всей ночи?

– Да.

– А пламя, которое горит во время первой стражи ночи, является ли тем же самым пламенем, что горит во второй… или в последней страже?

– Нет.

– Означает ли это, что есть одна лампа в первую стражу ночи, другая – во вторую и еще другая – в третью?

– Нет, потому что свет исходит всю ночь из одной лампы.

– Повторное рождение очень похоже на это: одно явление возникает, а другое одновременно прекращается. Поэтому первое действие сознания в новом существовании как не является тем же, что последнее действие сознания в предыдущем существовании, так и не является чем-то иным».

 

При каждом новом воплощении иногда сохраняются свойственные усопшему шрамы, родинки, но не существует заметной преемственности прошлой личности в физическом, ментальном и биопсихическом ее статусе. Короче говоря, с точки зрения постороннего наблюдателя, в каждой реинкарнации воплощается совершенно другой, чем прежде, человек.

Так существует ли что-либо, объединяющее эти бесконечные мистерии воплощений, то, что позволяет, пусть с оговорками, говорить о «бессмертии» ушедшей от нас личности? Да, существует. Этими сущностями являются сознание и сохраненная в подсознании память об опыте прошлых жизней. Если удастся найти доступ к этому скрытому кладезю памяти (об этом чуть позже), вполне реально отследить пути и картины духовной эволюции данной личности.

Но возможно ли это? Ведь, как правило, обычный человек решительно не помнит свои прошлые жизни. В лучшем случае его сознание сохраняет лишь какие-то неясные, фантомные ощущения или расплывчатые фрагменты прош-лого. Мифические боги древних греков погружали души умерших в Реку Забвения или же давали им выпить воду из реки Безмыслия, с тем, чтобы при последующих рождениях они не помнили свои прежние жизни. Аналогичные сюжеты есть и в манускриптах христианских гностиков.

Но, видимо, в этом процессе «стирания» памяти все же бывают исключения. Так, Гюстав Флобер в письме к Жорж Санд (1866 г.) писал:

 

«Мне кажется, что я жил всегда! И у меня есть воспоминания, уходящие в прошлое вплоть до фараонов. Я ясно вижу себя в разных профессиях и в разных жизненных обстоятельствах. Моя настоящая личность есть результат моих утерянных личностей. Можно было бы объяснить многое, если знать нашу истинную генеалогию».

 

Пифагор помнил, что в прошлых жизнях был посвященным сыном Меркурия, звавшимся Италидом и жившим во времена аргонавтов. В следующих воплощениях он воевал под Троей под именем Антенорида и был убит младшим сыном Атрея, затем был Эфорбом Троянским, сыном Понфоя. Интересно, что Пифагор точно описал щит Эфорба, который позже был обнаружен в Микенах в храме Геры Аргивской вместе с троянской добычей. В последующем Пифагор был Гермотимусом, рыбаком из Дели по имени Пиррус, проституткой по имени Алсе и т. д.

Прозванный «спящим пророком» Эдгар Кейси (1877-1945), который оставил записи о более чем 140 тысячах сеансов по исследованию прошлых жизней своих пациентов и лечивший их сообразно полученным сведениям, также помнил некоторые свои воплощения. В состоянии транса он утверждал, что был переселенцем из Корнуэлла по имени Джон Бейнбридж, родившимся в 1742 году. Был скаутом и сражался с индейскими племенами в Америке, жил в Форте Диарборн, недалеко от современного Чикаго. Впоследствии погиб, спасая жизнь молодой женщины /53/.

Подобных примеров относительно ясных воспоминаний о прошлых жизнях известно немало. Исследования, проведенные в Северной Индии в 70-х годах, показали, что приблизительно один человек из пятисот помнит свою предыдущую жизнь. Однако память о ней, иногда довольно явная, сохраняется в основном только в детстве или возникает при приближении смерти. В других случаях для этого необходимо открыть канал в подсознание человека, для чего весьма результативно используются различные психотехники (регрессивный гипноз, техники Раджа-Йоги и холотропного дыхания, разные виды медитаций, звуковые сигналы определенной частоты и др.). Многое из этого арсенала уже достаточно давно широко применяются в психиатрической практике.

Таким образом, из жизни в жизнь переходят не физические и витальные проявления данной личности, а ее наиболее тонкий уровень сознания и память, хранящие разнообразный опыт прежних существований и связывающие их воедино.

Зачем же тогда стирается память о прошлых жизнях? Большинство авторов, считают огромным благом и любезностью природы тот факт, что мы не помним свои прошлые рождения. Ведь эволюция человека была бы весьма затруднена, если бы мы несли столь невероятный груз, в том числе и крайне негативных воспоминаний. Новое воплощение должно быть минимально подвержено воздействию прошлого образа жизни. Но это требование не означает полного уничтожения полученного опыта. Прежние воспоминания, после селекции, сохраняются на неосознанном уровне, причем от воплощения к воплощению передаются не столько детали, сколько итоговые память и опыт.

Вообще-то, сортировка и частичное «стирание» воспоминаний начинаются уже в настоящей жизни.

 

«Если мы попытаемся охватить всю нашу жизнь единым взглядом, – писал Шри Ауробиндо, – то что, в самом деле, остается от нее? Серая масса с двумя или тремя яркими, выделяющимися на общем фоне образами; все остальное стирается, исчезает. То же самое происходит и с душой и ее прошлыми жизнями. Иначе говоря, существует обширная сортировка воспоминаний. И на протяжении долгого времени закон забвения действует чрезвычайно мудро, поскольку, если бы нам пришлось … вспомнить наши предыдущие жизни и возможности, эти воспоминания постоянно угнетали бы нас. Даже в этой, настоящей жизни слишком много бесполезных воспоминаний стоит на пути нашего прогресса, ибо они запирают нас в пределах все той же внутренней позиции, того же противоречия, того же отрицания или протеста, в пределах той же жизненной ориентации. Нам нужно забывать для того, чтобы расти» /98/.

 

Аналогичную мысль почти через полвека высказал профессор Гедес Макгрегор / 122/:

 

«Если бы я вспомнил сотни своих воплощений, начиная от жизни крестьянина в Вавилоне, включая жизнь королевского шута при дворе Филиппа Красивого, не говоря уже о недолгой жизни в работном доме Англии времен Диккенса и трагической жизни русской княжны, то вряд ли можно от меня ожидать, что я вынесу всю их тяжесть и при этом получу пользу от еще одного воплощения на земле… Лишение памяти становится обязательным для нового развития и нового роста, ибо именно груз памяти, со всем чувством вины, раскаяния, сердечной болью прошлого мешает истинному росту в наши дальнейшие годы… Одной из величайших милостей является способность забывать… Когда жизнь полна событий и память человека завалена воспоминаниями, нам необходимо открыть чистый лист, чтобы начать все заново».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: