философ Р. Декарт (1596 —1650). Декарт отдавалдолжное опытно-экспериментальным исследованиям в естественных науках, он неоднократно подчеркивал значение опыта в познании. Если в средневековой философии центральное место отводитесь учению о бытии — онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании — гносеология.
Бэкон и Декарт положили начало раскола всей действительности на субъект и объект. Субъект — это носитель познавательного действия, объект — это то, на что направлено это действие. Субъектом в системе Декарта является мыслящая субстанция — мыслящее «Я».
5. Познавательный процесс и учение о субстанции в системе Б. Спинозы Бенедикт Спиноза (1632—1677). Он, как и Р. Декарт, является сторонником рационализма. Достоверное знание возможно только на стадии рассудка или разума, составляющей второй вид познания. Он противопоставляет две формы познания: чувственную и рациональную.
Общие же понятия отражают объективные свойства самих вещей. Общими понятиями, по мнению Спинозы, являются, прежде всего, математические понятия
|
|
Вершиной достоверного знания является интуиция. Таким образом, Спиноза, также как и Декарт, оперирует понятием интеллектуальной интуиции. Однако в трактовке этой интуиции у этих философов Нового времени имеются определенные различия. У Декарта, как видно из предыдущего изложения, под интуитивным суждением понималось такое простое и отчетливое суждение, которое само по себе не оставляло сомнения в истинности мыслимого. У Спинозы же интуитивное суждение по своей сути является аналитическим суждением, в котором логическое сказуемое раскрывает признаки объекта. По мнению Спинозы, такие абсолютно бесспорные суждения совершенно не зависят от эмпирического обобщения, полного случайностей и противоречий, и спасают от всякого субъективизма.