Комплекс «кундалини—2»

СУЩНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ

Обычный землянин состоит из двух борющихся между собой существ — личности и сущности. Борьба между ними идет за энергию для роста. Сущность — это воплощенная в тонкие тела часть души. Только ради развития сущности человек принимает решение родиться здесь на суровой Земле в долине слез. Личность состоит из суммы информации, полученной человеком от родителей, в детском саду, в школе и институте, почерпнутой из книг и СМИ. Человеческая личность включает в себя также гордость, тщеславие, самомнение, мировоззрение, воображение о себе и окружающем мире. Это и так называемые «книжные знания», логические построения, основанные на научных законах, придуманных учеными-материалистами. Личность также составляют разнообразные желания, чувства и страхи, принятые человеком установки определенных правил жизни, верований, нормы поведения, различные табу и рамки, понятия о добре и зле. После смерти физического тела личность человека полностью исчезает, так как в реальном мире не существует ни законов Ньютона, ни эгоистической любви, ни добра и зла, ни прочей научной и религиозной чепухи, в которую верят 99,9% жителей Земли. После смерти у человека остается только его сущность. Но если всю свою жизненную энергию человек тратил на развитие личности, то его сущность за всю инкарнацию в физическом теле никак не выросла. Урок не усвоен: страдания, посылаемые человеку его душой, опять были неверно истолкованы. И человек, как глупый и ленивый второгодник, вновь посылается его духом учиться в ту же Земную школу, в тот же класс. И такая череда земных воплощений продолжается у большинства людей десятками тысячелетий. На улицах различных городов я часто встречаю людей, живших в Атлантиде и Гиперборее. Многовековая печаль струится из их проливных глаз, однако они нисколько не поумнели за промелькнувшие тысячелетия. Изменились декорации пьесы, измельчали актеры, однако фабула и сюжет драмы остались те же, что и во времена атлантов…

 

ВОСЕМЬ УМОВ ЧЕЛОВЕКА

В коконе ауры каждого воплощенного человеческого существа растут и уплотняются восемь основных умов, управляющих тонкими телами. В йоге умы человека называют чакрами. Три нижних ума — Муладхара, Свадхистхана и Манипура, — составляют основу личности. Это фундамент человеческого эго. Пять верхних умов — Анахата, Вишуддха, Аджна, Сахасрара и Нирвина управляют тонкими телами, которые составляют сущность человека, его подлинную суть. Эти тела не умирают после смерти физического тела. Если сказать точнее, медленно растворяются в пране только четвертое, пятое и шестое человеческое тело, но далеко не сразу, и не у всех. Восьмое тонкое тело является нижней составляющей человеческой души, оно бессмертно. Когда невежество понемногу рассеивается, человек начинает окультуривать свои дикорастущие тела. Культура сущности предусматривает непрерывное совершенствование землянина на физическом, этическом, чувственном, ментальном и кармическом планах, энергетический рост во всех восьми тонких телах человека. Ведь и в самом слове «Культура» заключен смысл йоги — культ у Ра. Ра — так называли в Атлантиде космический Разум, приходящий на Солнце из других созвездий. Этот Космический Разум — РА — иногда воплощается на Земле в виде Учителей человечества. РА подарил лемурийцам знания Хатха йоги и Тантра йоги, атлантам Он дал техники Лайа йоги, Мантра йоги и Раджа йоги.

Хочу заметить, что йога стяжает все добродетели настоящей культуры: классическая музыка, живопись Ренессанса, божественная поэзия Кришны. Музыка, основанная на повторениях различных звуков, отстоящих друг от друга в шкале вибраций в отношениях расстояний «Золотого сечения» (числа Фибоначчи), вызывает по закону резонанса благотворные изменения в тонких телах слушателей. Живопись, использующая в сочетаниях красок и сюжетов спирали «Золотого сечения», положительно воздействует через шестое тело на остальные тонкие составляющие сущности зрителя. Стихи, сочиненные поэтом, понимающим изначальное энергетическое значение каждого звука, по закону резонанса способны лечить больных и питать силой слабых. Такая красивая школа настоящей культуры называется Мантра йога.

 

ЧАКРЫ И НАДИ

 

В человеческом организме существуют сотни больших и малых энергетических вихрей. В йоге они называются чакрами. Я вижу в человеческом теле восемь основных чакр и двадцать шесть меньших центров. Там, где астральные энергетические каналы перекрещиваются 21 раз, находятся главные вихри. На перекрещивании 14 энергетических каналов находятся меньшие энергетические воронки. Часто эти чакры называют в Индии падмами (лотосами). Восемь самых главных чакр располагаются следующим образом (смотри рисунок 1):

МУЛАДХАРА — местопребывание Кундалини в копчике, самом нижнем позвонке. Символически — это лотос с четырьмя лепестками.

СВАДХИСТАНА — энергетический центр над половыми органами. Символически обозначается лотосом с шестью лепестками.

МАНИПУРА — центр в области пупка; лотос с десятью лепестками.

АНАХАТА — чакра сердца; лотос с двенадцатью лепестками.

ВИШУДДХИ — чакра, расположенная в области щитовидной железы; лотос с шестнадцатью лепестками.

АДЖНА — чакра в центре лба между бровями. Символически обозначается лотосом с двумя лепестками.

САХАСРАРА — Вишну, местонахождение положительного полюса на макушке головы. Обозначается цветком лотоса с одной тысячью лепестков.

НИРВИНА — чакра над головой, находящаяся в восьми сантиметрах от макушки. Эта восьмая чакра является самой важной, так как представляет бессмертную душу человека. Но для простоты изложения учения, в школах для начинающих садхаков объединяют две высших чакры в одну, называют ее там Сахасрара.

 

Невидимые энергетические каналы тела в Индии называют Нади. В организме человека их насчитывают 72000. Мы будем говорить пока о трех основных Нади и десяти главных Нади. Слева Ида Нади, имеющая отрицательный заряд, справа — положительная Пингала Нади, в центре позвоночного столба в спинном мозге — Сушумна Нади. Сушумна Нади является путем, по которому поднимается Кундалини. Кундалини — это мистическая энергия, которая находится в копчиковой чакре в спящем состоянии. С помощью упражнений с задержкой дыхания и на концентрацию йоги поднимают Кундалини из одной чакры в другую чакру, все выше и выше, пока Кундалини не достигнет Сахарсрары. По мере прохождения Кундалини сквозь чакры все выше и выше, человек приобретает все новые и новые сиддхи (способности творить чудеса). Каждая достигнутая чакра открывает новые сферы сознания. Если, например, открывается Аджна, то человек становится обладателем ясновидения, искусства чтения мыслей, он может узнать прошлое, настоящее и будущее. Каждая чакра отрывает свои чудесные свойства и возможности для йога.

Последняя чакра Сахасрара дает состояние самадхи, о котором речь будет ниже.

Состояние самадхи достигается и другими путями. Однако неправильная тренировка по раскрытию чакр чрезвычайно опасна. Без наставника, учителя или тренера самостоятельные занятия нежелательны.

Пранаяма и сосредоточение приводят в движение латентные силы Кундалини. Даже практика одной пранаямы может привести к высшей цели йога. Ведь пранаяма не является простой тренировкой в дыхательных упражнениях, как, например, тренируются в дыхании певцы или спортсмены.

Что же касается упражнений для пробуждения Кундалини, то считается, что даже асаны и некоторые другие ступени йоги, такие, как пранаяма, могут привести в действие силы Кундалини. Так, в книгах «Шива Самхита» и «Гхеранда Самхита» асаны — это упражнения, целью которых является пробуждение спящей энергии Шакти, змеиной силы Кундалини. Асаны мудреца Патанджали — это устойчивые удобные положения тела для практики медитаций, сохранения равновесия пранической энергии. Ум связан с дыханием, как вода с формой сосуда. Одна только правильно выполняемая Пранаяма может привести ум к состоянию Самадхи.

Каждая чакра обладает своим сознанием. В организме обычного человека эти умы борются между собой за право власти, право управления телом. В этой схватке у зрелого человека чаще всего побеждает третий ум — Манипура. У молодых людей верх обычно одерживает вторая чакра — Свадхистана. У старого человека с молодой душой в организме идет борьба с переменным успехом между первым и вторым умом. Задача йоги — примирить все человеческие умы и поставить их под начало высшей чакры — Нирвины.

 

Если мы посмотрим на рисунок 1, то увидим схематичное расположение восьми умов человека. Движение энергии между ними происходит по центральному каналу — Сушумне. Энергия движется от восьмой чакры к первой и от первой к восьмой точно таким же путем, как в музыкальной гамме. Первая чакра соответствует ноте До (смотри рисунок 2). Вторая чакра — Ре, третья — Ми. Между Ми и Фа находится полутон. Между третьей и четвертой чакрой происходит поворот энергии на 180 градусов, смена ее полярности. Еще один полутон находится между нотами Си и До. Между седьмой и восьмой чакрами также происходит поворот энергии на 180 градусов. Энергия может подниматься вверх по спирали двумя способами: вращаясь по часовой стрелке относительно физического тела и вращаясь против часовой стрелки. Когда энергия вращается против часовой стрелки — мы ее называем солнечной, Ха. Когда вращение идет по часовой стрелке — мы ее называем лунной, Тха. Первая чакра у человека находится в копчике, вторая — на 7,23 см выше первой, а третья — на 7,23 см выше второй чакры. Конечно, это усредненное значение. У каждого конкретного человека расстояние между чакрами равно расстоянию между его глазами. После третьей чакры энергия не может подняться сразу выше. Между третьей и четвертой чакрой находится как бы «стена с потайной дверью». Чтобы пройти через «двери», энергия должна сменить направление. Это очень трудно сделать. Изменение направления энергии является ключевым моментом в эволюции человека. Это происходит только тогда, когда сущность овладела тайнами материального мира и готова к принятию новых знаний. Далее энергия поднимается от четвертой чакры до седьмой без особых затруднений. Между седьмой и восьмой чакрой находится второй полутон, второе препятствие для движения. Восьмая чакра является первой нотой в октаве души. Чтобы пройти в мир души сущность должна разрушить личность человека, подчинить себе логический ум и сменить полярность своей энергии.

 

ЧТО ТАКОЕ ЙОГА

Йога — это древнейшая практическая философия Индии, направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания (со-Знание, божественное знание), внутренней культуры любого человека. Слово «йога» в переводе с санскрита означает «союз, единение, связь, соединение, гармония». Веданта трактует термин «йога» как единение души человека с Абсолютным Духом, Богом. По представлению индийцев, все проникнуто Верховным Вселенским Духом (Параматмой), частью которого является душа отдельного человека (дживатма). Система йоги получила такое свое название, потому что учит людей, как на практике дживатму можно приблизить, соединить или слить с Параматмой.

В шестой главе «Бхагавад Гиты» (переводится с санскрита как «Песня Бога»), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя:

«Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания — он тогда именуется «йогин». Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, — ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, — пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить. Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает».

Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово «йога» отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы.

В «Бхагавад Гите» есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): «Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой».

Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: «Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении — так обретешь ты уносящую скорби йогу».

В Катха Упанишаде йога поясняется так: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений».

Йога — это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку. Это видно из разговора Арджуны с Кришной в шестой главе «Бхагавад Гиты». Арджуна спрашивает Бога: «Проповедуя это учение, Ты его объясняешь, как ровность, но не вижу ему я опоры: ведь нестойко, изменчиво сердце. Это сердце столь непостоянно, столь порывисто, сильно, упрямо, что его удержать также трудно, как в руке удержать быстрый ветер». На что Кришна ответил: «Это правда, могучерукий, что изменчиво сердце, нестойко; все же знай: упражненьем, бесстрастьем обуздать его, Партха, возможно. Кто себя обуздать не в силах, этой Йогой едва ль овладеет, но подвижник, себя победивший, зная средства, ее достигает».

 

На первых порах обучения мы будем рассматривать йогу как гармонию трех начал человека: физического, умственно-эмоционального (психического) и духовного. Йога — прежде всего совокупность практических методов, способствующих выращиванию единой, цельной сущности и слияние этой заново рожденной сущности со своим космическим Началом.

 

СЛЕПЛЕННЫЙ ИЗ ПРАХА

 

Не зная направления, нет смысла бежать. Любая боль — это вызов нашей воле и духовной целостности. Фортуна изменяет лишь тому, кто не изменяет своих догм и принципов. Если человек не меняется, то он живет зря. Без боли и преодоления трудностей землянину никак невозможно стать разумнее. Неумение расслабляться и малоподвижный образ жизни, нелепое питание, животные мысли и багровые поступки, испорченное дыхание и непонимание смысла жизни, своей кармы и цели своего очередного мучения — все это привело большинство мирян к безрадостному тупому существованию на уровне страстей и инстинктов. Люди отвернулись от себя-Создателя. Однако Высший Дух устроил так, чтобы физические и нравственные страдания периодически заставляли нас, плутающих в трех снах, вершить омовения в океане йоги. В этом отношении человек, вылепленный из земного праха и греха, похож на маленькую девочку, склеенную из сахарного песка:

В одном пестром городе, стоящем на берегу теплого океана, жила сахарная девочка. Звали ее Саша. Она была сложной девочкой, считала себя очень умной и счастливой, потому что много говорила. Ведь люди, которые сильно молчат, не считают себя умными. Однажды Саша пришла на берег океана. «Ты кто?» — спросила девочка у океана. — «Я — океан», — донесся голос из глубины. — «А как это, океан? Почему океан? Какой ты? Я все про всех знаю, а тебя не знаю. Значит, тебя нет. Ты, наверное, мне снишься, да?» — тараторила Саша. — «А ты войди в меня, тогда ты меня узнаешь», — выдохнул океан и замолчал навсегда. Девочка еще долго спрашивала океан, но в ответ — тишина. Делать нечего, решилась Саша войти в воду, чтобы узнать правду об океане. Окунула девочка ножку в набежавшую волну, подрыгала ею: «Ой, как хорошо, как приятно-то!» Вытащила радостно ступню из воды, глянула — а пальчиков-то на ноге и нету, растворились пальчики. Заплакала сахарная девочка, замахала липкими ручками на океан: «Отдай мои пальчики, противный обманщик!» Кричала, кричала, — а океан молчал. Наконец, она устала кричать. Саше захотелось еще раз почувствовать то сладкое дуновение счастья, которое она испытала, прикасаясь к океану. Она осторожно стала входить в зеленую воду — сначала по колени, потом по пояс. Глядит — а ножек у нее уже и нет, растворились. Но ей было так хорошо, так приятно, что она не обратила на это внимания и поплыла дальше от берега. И вот уже в синей воде растворились у нее руки, туловище, все тело. Одна голова осталась на поверхности. И прежде, чем исчезнуть в безмолвном океане, голова сахарной девочки залилась счастливым детским смехом: «Так вот оно какое — настоящее счастье! Теперь я знаю, что такое океан! Океан — это я!»

 

СОСТОЯНИЕ ТРАНСА

 

В старые годы «Сказка о сахарной Саше» написалась во мне сама, сразу после того, как я впервые испытал неописуемое счастье от погружения в транс, называемый в йоге Савикальпа Самадхи. В самом начале входа в трансовое состояние было и жутко, и страшно, и сладостно. Дыхание перехватывало, как на качелях. Было здорово и тягуче приятно — руки и ноги больно стукались о пол, левитация тела то начиналась, то внезапно исчезала. Какая-то радостная дрожь входила в область темени из космоса и разливалась горячими волнами вниз по телу. Обжигающие желтые лучи вырывались из моего лба, носа и подбородка и уходили за пределы темной комнаты. Затем мощные столбы света вырвались из сердца и солнечного сплетения. Они сладко разрывали ребра и разламывали мою грудь. Это было невыносимо больно и страшно приятно, сладострастно. Хотелось еще и еще… Не знаю, как передать это словами. На нашей липкой Земле нет ничего похожего. Ну, такое ощущение, будто кто-то вытягивает внутренности из тела через эти обжигающие прожекторные лучи и наматывает их на небесный барабан, как нитки на катушку. Тело взлетело и зависло. Из пальцев били маленькие прожекторы и освещали струящееся вниз пространство. Потом конечности мелко затряслись и куда-то вообще исчезли. Все тело завибрировало, будто по нему пропустили переменный электрический ток, и растворилось в бело-сиреневом тумане. И все же было невыносимо радостно от нахлынувшего чувства счастья возвращения к чему-то доброму, домашнему, родному. Слезы благодати лились сладкими ручьями из моего сердца, но я, утаив дыхание, продолжал и продолжал медитацию.

Послышался шум листвы, щебет птиц и плеск падающей воды. Бело-синие облака в моей комнате понемногу рассеялись и я ощутился на ярко-зеленой поляне, окруженной цветущими деревьями. В ста метрах от меня шипел и булькал водопад, его радужные брызги приятно увлажняли мое тело. Вернее, тело было и мое, и не мое. То разношенное локтистое тело, которым я последние полвека отталкивался от женщин и от Земли, куда-то исчезло, здесь я был облачен в тугую плоть пятнадцатилетнего юноши. На мое плечо вспорхнула яркая птичка и принялась громко радоваться жизни. Мне было понятно, о чем она и зачем. Сделалось красиво. Я погладил ее по теплой шершавой голове и засомневался: наверное, я умер или сплю? Ущипнул себя — больно, нет, вроде бы не сон, только мир вокруг весь какой-то очень красочный и добрый, как в детском мультфильме. Тут на цветущую поляну выбежали бодрые голоса и смех, а за ними — прекрасные юноши и девушки. Я их узнал — это были мои старые друзья, которые когда-то давным-давно умерли где-то там далеко-далеко, на плоской Земле…

После радостного общения с ними начались автоматические проекции моего сознания в более тонкие астральные и ментальные миры. Я куда-то летел, не ведая знаков, сердце — наголо. Тысячи людей, живших когда-то в Гиперборее, Атлантиде, Лемурии приходили и, скупо улыбаясь, тихо говорили со мной, как старые, мудрые друзья. Это были жрецы и пророки, аскеты и философы, посвященные и йоги. Нет, они не были умнее меня, но они почему-то все помнили. И с укоризной рассказывали мне о том, что я раньше пережил и познал, однако так бездарно забыл, растранжирил, промотал… Эх, какой же я все-таки… С каждой минутой погружения в молочный океан пустоты восторг и очарование переполняли меня все больше и больше. Вот уже исчезли в шипучем тумане очертания астральных городов и планет, океан звезд закружился предо мной, всасывая в гигантскую фиолетовую воронку. В центре, на самом дне магнитной воронки, ослепительно сияло белое-белое Солнце. Оно быстро росло в размерах, и по мере приближения выпуклого, как зонт, Светила, чувство вселенской любви разрывало мое по-детски маленькое сердце. Обжигающая Звезда уже закрывала полнеба — удар…

Очнулся я на полу своей комнаты. Взглянул на часы — и не поверил: с момента погружения в транс прошло четыре часа. На голове гудела, как трансформатор, большая шишка. Видимо, падая, я нечаянно ударил по белым ручкам долговязый шкаф. Но прилив радостной энергии и состояние сатори (счастья) еще долго не покидали меня. Я сел за родильный письменный стол и машинально стал что-то писать…

Бушует Тихий океан. Соленые волны, словно огромные птицы, хлопают крыльями и с криком устремляются вниз. Белым веером перьев вздымаются миллиарды капелек воды и, вспыхнув на секунду яркой радугой в лучах Солнца, вновь погружаются в бездонную пучину. Вдруг одна капелька приобрела крошечное сознание и воскликнула: «О, это я!» Рядом заискрилась другая капля и первая кричит ей: «А это — ты!» Вторая пытается ее спросить: «Что ты хочешь этим сказа…», но обе капельки сознания тут же исчезают в качающемся океане. Грохочет и горбатится бездна. Новые горы воды расцветают на Солнце павлиньими перьями брызг…

Видимый Мир — это внешнее проявление чего-то внутреннего, не поддающегося восприятию физических чувств и логического разума. Это «что-то» в индийской философии получило название «Брахма». К нему неприемлемы никакие прилагательные. О нем нельзя сказать, что Он сознательный или бессознательный, положительный или отрицательный, добрый или злой. В нем стираются все ограничения и различия, все мысли и слова, принципы и чувства.

В мифологии Брахма обычно сравнивается с океаном, а мир — с проявлением его. При таком допущении Творец (Брахма) как бы перестает быть Верховным Существом, стоящим над миром. Уже мир предстает перед нами как атрибут Всевышнего. И нашим органам восприятия становятся доступны некоторые Его проявления. Но познать Бога можно только растворившись в Нем, подобно капельке воды в безбрежном океане.

 

СОЗНАНИЕ

 

Понятие «сознание» имело и имеет различные содержания. Так же, как и в слове «лук» раджасические люди видят горький овощ, приносящий слезы, тамасические — изогнутую палку с тетивой, несущую смерть, а саттвические — зеленую лужайку, дающую жизнь. В древнеиндийской поэме «Бхагавад Гите» под сознанием понимается важнейшая первооснова психики: «У того, кто об объектах чувств помышляет, привязанность к ним возникает. Привязанность рождает желание, желание гнев порождает. Гнев к заблуждению приводит, заблуждение помрачает память. От этого гибнет сознание. Если сознание гибнет — и человек погибает».

Сознание человека — это суммарная деятельность различных умов, сконцентрированных в главных чакрах (психических центрах). Это симбиоз многих разумов сущностей, населяющих тело. В этой книжке мы будем говорить в основном о восьми главных чакрах и восьми сознаниях Адама. (Смотри рисунок 2). Попутно рассмотрим 26 дополнительных умов, составляющих сущность человека. (Смотри рисунок 3). Под Адамом я подразумеваю физический и витальный организмы человека. (Витальное тело — промежуточное между эфирным и астральным). В следующих томиках этой серии, если Бог разрешит, мы отдельно и подробно потолкуем о других многочисленных умах человека. Вся система йоги состоит из развития сознания высших чакр, расположенных на голове, в голове и высоко над теменем; в верховенстве их над нижними растительными умами. Знание об устройстве всех вселенных, информация обо всем сотворенном есть у каждого человека. Знания сконцентрированы в чакрах, находящихся над головой. Не зря в самом слове «со-Знание» содержится смысл этого термина. У большинства старых и новых людей верхние чакры надежно закрыты Кармой, которую они набили себе сами эгоистическими мыслями и коричневыми поступками. Все люди в первый раз рождаются со свободной волей, но не умея и не желая проявлять ее красиво, человеческие существа создают себе железную причину для плачевных последствий. Люди сами опутывают свою свободу сетями Кармы, когда громко нервничают и страшно думают, желчно переживают и не переваривают.

Школы йоги приводят все умы человека в гармоничное единство при доминирующей добродетельности ее высших уровней сознания — Сахарсрара-чакры, Нирвина-чакры и Брахма-чакры. Только при этом условии случится постоянное спокойствие и невозмутимость, когда разум, воля и знание тормозят беспорядочную импульсивность эмоциональных реакций и ненужные команды эфирных и витальных умов Адама.

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ двадцати шести малых умов В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ

 

Двадцать шесть малых чакр расположены в следующих местах (смотри рисунок 7): по одной впереди каждого уха — они отвечают за психометрию; по одной над сосками; по одной на ладонях рук — эти используются экстрасенсами для целительства; по одной на стопах; по одной за глазами; по одной на гениталиях; одна связана с желудком; две связаны с селезенкой; одна находится возле печени; одна возле щитовидной железы и одна возле солнечного сплетения. И еще четыре малые чакры расположены на линии позвоночника: чакра Хрит — на 2 см ниже сердечной чакры, чакра Талу — на кончике носа, чакры Манас и Инду находятся на лбу между 6 и 7 главными чакрами. Остальные чакры находятся на голове. В нижней части затылка — чакра Бинду. Между Бинду и ушами расположены еще две чакры. Диаметры всех этих вихрей составляют всего лишь 8 сантиметров каждого, и они удалены от поверхности физического тела на расстояние 3 сантиметра. Об этих важных малых умах, их влиянии на жизнь человека мы поговорим подробно и тихо в следующей книжке этой серии. Сейчас, уважаемые читатели, рисунок 26 чакр в этой книжке я вам даю потому, что во время практики очистительных и энергетических упражнений у вас в местах расположения малых чакр начнет спонтанно возникать зуд, жжение или щекотание чего-то невидимого. Так оживают и начинают работу три главных и десять основных каналов Нади. Не пугайтесь подобных проявлений раскрытия и очищения чакр. Это добрый знак. Значит, идет очищение тонких тел и наполнение их энергией средней праны — Саманы.

 

АНАТОМИЯ СОЗНАНИЯ. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

 

Иногда, начитавшись эзотерической литературы, мы бездумно повторяем, что мир вокруг нас создается нашим сознанием. Да, это так. Но часто ли мы осознаем несоответствие между тем, что мы говорим и тем, что мы делаем? Наверное, вообще никогда не осознаем. Потому что на самом деле большинство земных людей — ученых и рабочих, государственных лидеров и врачей, инженеров, педагогов и отцов церкви — живут бессознательно.

Давайте рассмотрим структуру нашего сознания. Мое описание будет очень упрощенным, приблизительным и схематичным, так как при помощи конечных слов невозможно выразить бесконечную мысль. Наш Дух или Атман — чистое Сознание — проявляет намерение познать Себя. Из пустоты Творец, или наше Высшее «Я» посылает энергетический луч в духовные миры. В этих многочисленных вселенных нет ни времени, ни пространства. Идя далее в более плотные слои, этот луч пронизывает кармический план ауры человека. (Смотри рисунок 7). Кармическая оболочка структурирует энергию луча, задает ему определенную информационную программу. Энергия — это фундаментальное свойство любого пространства. Она обуславливает сохранение пространством состояния неоднородности. Здесь под информацией мы будем понимать то, что управляет распределением энергии. Энергетический луч с наложенной на него информацией условно назовем Силой. Любая Сила — есть проявление Воли Атмана. Далее энергетический луч проходит по Сушумне (по тонкому центральному каналу в позвоночнике человека) через все основные чакры и уходит вниз. Каждая чакра человека отбирает себе нужное количество энергии и работает, как понижающий трансформатор, относительно проходящей по ней энергии. Итак, энергетический луч, опускаясь вниз, проходит Сверхсознание (7-ю чакру), потом Надсознание (6-ю чакру), Интеллект (5-я чакра), Подсознание (4-я чакра), Логический ум (3-я чакра), Эмоциональный ум (2-я чакра) и, наконец, Телесный ум (1-я чакра).

За кармическим планом бытия находятся многочисленные миры, в которых нет ни времени, ни пространства. Они сформированы из потоков сил вращающейся пустоты. Если пустота, составляющая частицу атома, вращается против часовой стрелки, то мы называем такую энергию Солнечной, или ХА. Если вихрь пустоты кружится по часовой стрелке — то мы имеем дело с Лунной энергией, или Тха. Пространство — это продукт работы кармического ума человека. В кармическом уме хранятся так называемые архетипы — вечные и неизменные картины нашего мира, свернутые в виде идей.

Итак, луч идет через 8, 7, 6, 5-ю чакры и приносит информацию о вечных картинах мира в 4-й ум. В Подсознании всем архетипам придается определенная последовательность просмотра и прочувствования. Неизменные картины мира как бы «нумеруются» Анахатой и выстраиваются в строгую очередь для просмотра по схеме, определенной кармой человека. Далее энергетический луч с этой новой информацией идет в третью чакру. Здесь логический ум человека закольцовывает цепочку картин, то есть соединяет голову очереди архетипов с ее хвостом. Наше рассудочное мышление, находящееся в области живота, перетаскивает всегда существующее настоящее в несуществующее прошлое, а из прошлого эти неизменяемые картины наш логический ум перебрасывает в несуществующее будущее. Кольцо из картин вращается и ум третьей чакры кружится в нем, как белка в колесе. Так создается Время. Рассудок может работать только при наличии Времени. Логический ум пишет картины бытия на ткани Времени подобно тому, как художник рисует пейзажи на холсте. Уберите холст — и художник не сможет писать картины. Уберите Время — и логический ум остановится. Тогда исчезнут иллюзии физического мира и вы услышите голос своих высших умов. Ваш Дух, ваше Высшее «Я» никогда не молчит, но тихие слова Бога всегда заглушаются беспрерывно кричащими умами первой, второй и третьей чакр. В этой какофонии команд и распоряжений наиболее различимы человеком громкие и четкие словесные формулы и монологи рассудочного ума.

Итак, энергетический луч Атмана, понизив вибрации и восприняв новую информацию, достиг третьей чакры. Далее логический ум направляет луч с новой информацией о Времени во вторую и первую чакру, а часть энергии этого луча отводит по центральному каналу в физические глаза человека. Глаза излучают структурированную энергию в окружающее пространство подобно тому, как кинопроектор выпускает луч света сквозь вращающуюся пленку художественного фильма. Вокруг любого человека движутся потоки различных сил. Эти Силы иначе называются Праны. Они бурлят, кружатся, проницают друг друга. На эти потоки неуловимых Сил наши глаза и проецируют цветные вечные картины мира в определенной последовательности. Затем глаза считывают отраженные цвета «кинокартины» и нам кажется, что мы видим вокруг себя различные предметы и явления. Как путник, долго бредущий по пустыне, начинает видеть в горячем воздухе яркие миражи и очаровывается ими, так и мы заворожено наблюдаем иллюзорную жизнь физического мира. Силы, состоящие из вращающихся вихрей пустоты, мы воспринимаем как предметы, обладающие формами и весом, температурой и массой, которые придает им наше чувственное восприятие. На самом деле ничего из того, что мы видим физическими, витальными или астральными глазами, в природе нет. Иллюзия присутствия в трехмерном мире создается одновременным показом группе людей одних и тех же «кинофильмов» про жизнь на Земле. Примерно то же самое происходит и в тонких мирах, обладающих временем и пространством.

На кармическом плане бытия у всех людей существует одно общее сознание. Человек по сути ничем не отличается от животного, и, как любое животное, он подвластен коллективной душе вида. Эта видовая душа есть общий кармический мозг, который подавляет любую индивидуальную мысль на подсознательном уровне. Ученик любой эзотерической школы не может добиться прогресса в выращивании своей сущности, пока не оборвет пуповину, соединяющую его с коллективной общечеловеческой душой. Многомесячный процесс обрыва такой пуповины называется посвящением. В йоге посвящение достигается при помощи Кумбхаки (длительной задержки дыхания на вдохе или выдохе). Коллективная программа общей души основана на жесткой конкуренции, на эгоизме и убийстве соперников. Такой естественный отбор рождает на Земле титанов логического ума и пигмеев духа. Коллективная душа, этот «сверхкомпьютер» налагает на энергетические лучи Атмана одну и ту же информационную программу. Земные люди «вдыхают» одинаково структурированные энергетические лучи праны и поэтому все видят похожие картины мира. Все, кроме йогов. При задержке дыхания на 10 и более минут логический ум не получает инструкций, заложенных в пране, и потому приостанавливает свой бег. Время исчезает, иллюзии начинают таять. При более длительных задержках дыхания время исчезает и в тонких мирах подсознания. При Самадхи дыхание полностью останавливается, структурированный коллективной душой вида луч праны более не руководит работой восьми главных чакр, поэтому для человека полностью исчезает не только Время, но и Пространство.

Дыхание можно сравнить с иголкой, а человеческий ум (ум третьей чакры) — с ниткой. Куда иголка, туда и нитка. Как мы дышим, так мы и живем, так и осознаем себя. Чем реже наше дыхание, тем мы ближе к Атману, к своему настоящему «Я». Впрочем, истина не бывает длинной. Все вышесказанное умещается в одну единственную фразу: чем реже вдыхаешь и выдыхаешь, тем больше познаешь себя, как Бога. Где бы ни находился йог, что бы ни делал, какие бы упражнения не практиковал, он всегда задерживает дыхание либо на вдохе, либо на выдохе. И при этом подворачивает свой язык назад, касаясь им неба над верхними зубами. Тем самым язык йога замыкает энергетический канал Сушумны на саму себя и накопленная энергия тонких тел не рассеивается в пустоту, как у большинства жителей планеты Земля. Надеюсь, после таких объяснений вам, мои дорогие читатели, станет легче понимать некоторые неординарные упражнения йоги. И вы, конечно, уже самостоятельно разберетесь, почему большинство людей после физической смерти долго не могут понять, что они умерли. Я разговаривал со многими умершими людьми, пытался объяснить им, что они мертвы, что им пора переходить в другой, более высокий и счастливый мир. Но большинство из них не верили мне и продолжали жить в астрале по законам физического мира. Астральная материя очень тонкая, она легко принимает форму мысли, о чем человек думает, то и создает мгновенно своими желаниями. Поэтому многие из умерших людей продолжают ходить на работу «по заводскому гудку» к своим чумазым станкам и конвейерам, ругаются с начальством и соседями, стоят в очередях за продуктами, воюют на фронтах, ревнуют своих возлюбленных, плачут и мучаются от несуществующих страхов.

Однако все полубоги, живущие на райских планетах, мечтают поскорее родиться в физическом мире, ибо только здесь возможно вырастить себе новую сущность и благодаря ей достичь Нирвикальпа Самадхи. (Нирвикальпа — переводится с санскрита как «необратимое»). Сущность человека может расти только при условии разрушения его личности, ибо сущность черпает высвобождающуюся энергию для своего развития из разваливающихся структур эго. Отсюда следует важный вывод, что пока человек не развился, как личность, он не может вырастить свою полноценную сущность, необходимую для слияния с Атманом. Для того, чтобы достичь Мукти (освобождения) человеку необходимо вначале вырастить свое эго и пройти на Земле десять ступеней развития.

 

ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕЙ РАЗВИТИЯ

 

Некоторые думают, что при помощи йоги любой человек может достичь бессмертия и вечной молодости всего за одну жизнь. Однако это не так. В йоге существует десять законов, которые ученик должен последовательно все пройти и усвоить.

Первый из них — закон Любви. Сначала человек должен научиться пылко любить сердцем всех людей, всех животных и насекомых, все растения и всех "хороших" и "плохих" бесплотных духов. Он должен осознать, что все вокруг него — Бог. Для этого ученик начинает свои занятия с концентрации на четвертой чакре.

Второй закон — закон ступенчатого развития. Все люди различаются возрастом души, которая тысячи раз рождается в различных телах на пути к Творцу. Главное различие между людьми — количество инкарнаций в человеческом теле, то есть возраст души. Другое различие — качество обучения души в воплощенном состоянии. Одни люди были усердны, другие — ленивы, третьи — тупы, четвертые — больны и так далее. Именно из-за такого различия в просветленности душ на Земле существует великое множество непохожих духовных школ. Каждый человек должен выбрать для себя конкретную программу самосовершенствования, соответствующую личной эволюции.

Молодая душа, рождаясь в человеческом теле, всегда является ученицей. Человек в этом состоянии еще ничего не умеет созидать сам. Он только ломает то, что построили другие, он только учится на своих ошибках и помогает старым душам в качестве слуги. Затем, приобретя опыт и знания, душа рождается в теле домохозяина. Такой человек может содержать свою семью, семью родственников, финансово поддерживать знакомых. Развившись до состояния "большого домохозяина", душа возглавляет целое духовное направление, как Гаутама Будда или Йогананда. И лишь тому, кто достиг среднего состояния развития между "домохозяином" и "большим домохозяином" полезно стать отшельником, затворником, йогом-одиночкой, практикующим "кайя-кальпу" или Кхечари-мудру. Все остальные люди, а таковых 99,9%, получат от подобных йоговских упражнений и отшельничества только большой вред.

В индуизме говорится о еще одной подобной разграничительной системе. Она хорошо изложена в книге «Бхагавад гита» — это ступени варн. Первая ступень аналогична стадии молодой души-ученицы. Социальная роль такой души может быть только вспомогательной. На этой ступени развития человек называется шудрой. Это рабочие и слуги. Следующая ступень — вайшья. Сюда причислены крестьяне, ремесленники, торговцы, то есть те души, которые научились успешно вести свое дело на Земле. Эти люди — домохозяева. Потом они становятся кшатриями — руководителями, лидерами, правителями. Пройдя три нижних класса развития, душа может стать членом варны брахманов, жрецов. Только на этой стадии она становится способной познать Бога и обрести все Его Качества. К брахманам сейчас можно причислить всего лишь 0,0001% населения Земли. Другого пути развития на Земле у души нет. Вот почему для большинства людей преждевременный уход от социальной активности пагубен во всех отношениях.

Третий закон — закон трех направлений. Он говорит, что лишь тот адепт быстро и уверенно движется по духовному Пути, кто одновременно работает по трем направлениям. Первое направление — ежедневная работа по изменению себя, по перерождению, выращиванию своей новой сущности. Второе направление — духовная помощь нескольким конкретным людям, ученикам. Третье направление — активная роль и ощущение своего членства в жизни жреческой школы, духовной общины, группы самопознания. Если какое-то одно из направлений не работает, то у адепта неизбежно наступает остановка в развитии.

Четвертый закон — закон синусоиды — гласит, что за каждым духовным подъемом неизбежно следует спад. Всегда после очередного достижения в практике мы теряем через некоторое время набранную высоту. И если мы хотим сохранить утерянную высоту, то мы уже прилагаем сверхусилия, чтобы вернуться на покоренную вершину. Так мы закрепляемся на новых духовных ступенях. Через потерю приобретенного мы выясняем, насколько нам нужны в данный момент наши последние психические достижения.

Пятый закон — закон следования вглубь многомерного пространства. Мы уже говорили о том, что Бог присутствует везде — и внутри наших тел, и за их пределами. Лишь научившись погружаться вглубь многомерного пространства, концентрируясь на одной точке, можно достичь разряженной материи Божественного Сознания. Гаутама Будда говорил, что в каждой точке Вселенной заключена вся информация о Творце и всей Вселенной. Погружение в более тонкие планы бытия начинается с утончения своей эмоциональной сферы, с отказа от грубых чувств и желаний. А это невозможно без перехода на безубойное питание. Утончению эмоций способствует сонастройка с вибрациями восходящего Солнца, пением лесных птиц, плеском туманной реки, общение с духовно продвинутыми людьми и высокими произведениями классического искусства. В Раджа-йоге эта ступень постигается учениками концентрацией на четвертой чакре.

Шестой закон — закон интеллектуальной готовности. Высокие идеи и тонкие истины, о которых мы говорили, не могут быть поняты молодыми душами, проходящими начальные этапы своей эволюции в телах шудр и вайшьей. У каждого человека существует своя мера для вмещения новой порции духовных знаний. Если человек интеллектуально не готов принять сокровенную информацию, то преждевременное посвящение в космические истины принесет ему несомненный вред. Высокие знания можно сравнить с коробком спичек, который нельзя давать малым детям. Малыши, играя спичками, сожгут и себя, и дом, и родителей, которые дали им спички. Нет смысла учить первоклассников тому, что проходят в вузах. Для усвоения сокровенных истин требуется соответствующая умственная зрелость ученика. Брахманом может стать только кшатрий.

Седьмой закон — закон силы в тонкости. Ученику важно понимать, почему на Земле следует развивать не грубую, а тонкую духовную силу. В Раджа-йоге обучают сначала утончению, а лишь потом — психической силе. Иными словами, сильными лучше делать не нижние слои ауры, а верхние.

Гармоничное развитие тонкой силы начинается с делания тела здоровым, чистым и физически крепким. Больное физическое тело не сможет сидеть три часа в лотосе и дышать при этом по схеме: 20 секунд — вдох, 80 секунд — задержка дыхания и 40 секунд — выдох. Это достигается Хатха-йогой. Далее развиваются биоэнергетические структуры человека — чакры, нади, все слои ауры. Это ступень Раджа-йоги. Последняя ступень — Буддхи-йога — закрепляет силу тонких тел и приводит сознание ученика к Богу.

Восьмой закон — закон повернутости лицом к Богу. В индуизме есть образное сравнение наших чувств со щупальцами, которые называются индрии. Когда мы глядим на что-либо или на кого-либо, мы испускаем из глаз щупальцы-индрии, которыми касаемся объектов внимания. Когда мы слушаем — из ушей тоже выпускаем "щупальцы". Даже когда мы думаем о каком-то объекте — мы оплетаем его своими индриями, вырастающими из ума. На пути самосовершенствования наша задача состоит в том, чтобы направить индрии ума, а затем и всех сознаний на Бога. В итоге мы срастемся с Его Сознанием. Последнее совершается методами идентификации, техниками Буддхи-йоги.

Девятый закон — закон уничтожения своего низшего "Я". Окончательная цель существования любой души — слияние с Творцом. Она может быть достигнута только через полное уничтожение своей личности, своего низшего "Я". Это достигается при помощи специальных дыхательных и медитативных техник йоги, ведущих к Нирвикальпа Самадхи. Высшая тибетская йога говорит о том, что человеческое сознание сначала должно развиться и вырасти до бесконечности и лишь затем быть уничтожено. То есть сначала адепт должен развить свою Любовь и Мудрость до космических масштабов, иначе он просто не сможет слиться с Богом.

Десятый закон — закон обрыва связей с материальным планом. К исполнению этого принципа приводит отказ от всех желаний и чувственных привязанностей, от всего "земного". Это состояние души называется Мукти. Нет никакого смысла пытаться оборвать связи с земным планом, не пройдя предварительно все предшествующие этапы духовной эволюции. Только став Мукти, человек может слиться с Атманом.

 

РАБОТА НАД РАССУДКОМ

 

Человеческая сущность может развиваться только в результате постоянного подавления личности. Благодаря работе над своим логическим умом мы можем соприкоснуться со знанием Высших умов. Из-за постоянного вмешательства личности мы не контактируем с Высшими силами, живущими внутри нас, так как ум третьей чакры блокирует любую информацию, не отвечающую интересам эго. Личность функционирует через рассудочный ум. Логический ум считает себя полноправным хозяином всего человека. Он приказывает делать нам то или это, исходя из логических построений «выгодно — невыгодно». Ум рассчитывает ожидаемый результат на несколько шагов вперед: принесет ли то или иное действие организма страдание или удовольствие личности. Обычно столь меркантильный подход к любому ожидаемому результату действия — «страдание — удовольствие» — тщательно маскируется нашим умом внутренними монологами о высоких чувствах и чистых мотивах. Если мы однажды сумеем показать своему рассудку его истинное место не хозяина, а слуги человека, то ум притихнет и будет выполнять наши приказы. Но не следует думать, якобы логический ум не нужен человеку и его следует разрушить вместе с эго. Когда мы живем в своей личности, это только естественно, что рассудок руководит нами. Логический ум незаменим в сфере вычислений, разработки сложных деталей, строительстве земных планов, развитии ассоциаций или идей, образности, памяти и так далее. Однако у большинства людей рассудочный ум узурпировал руководство индивидуальностью и вышел за пределы сферы своей деятельности. Он пытается судить о таких вещах, как время и пространство, вселенная и Бог, трансмутация элементов и параллельные миры, и так далее. Все это находится вне пределов понимания логического ума. Это области прямого знания шестой, седьмой и восьмой чакр. Высшие умы функционируют в человеке через интуицию и озарение, через трансовые и бездыханные9 состояния, в которых обычные человеческие чувства временно отключаются и не работают. Поэтому все умозаключения ученых о Природе и ее Космических законах, основанные на ощущениях пяти органов чувств, не имеют ничего общего с реальным положением вещей. Чтобы мы услышали голос своего Творца и Духа вселенной, нам необходимо наглядно доказать своему рассудку, что он не способен выполнять те функции, для которых предназначены только Высшие умы человека. Это можно сделать при помощи йоговских упражнений «Планер» или «Анулема-вилема». Упражнение «Планер» я со своими товарищами освоил очень давно: когда мы жили в Атлантиде и были учениками школы Лайа йоги в городе Салидоне. Недавно я впервые показал эту технику сознательного выхода из тела группе самопознания в Минске. В первый же день практики некоторые чистые люди вышли из своих физических тел, полностью осознавая окружающую их действительность. Свидетелем такого путешествия вне тела стал их логический ум. Рассудку не под силу объяснить себе все, что он увидел, ведь он не верит в чудеса. После такого потрясения логический ум начинает переоценивать свою значимость и становится тихим и послушным слугой человека. Вот подробное описание этой секретной практики:

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПЛАНЕР»

 

1. Расстелите коврик на полу и сядьте на него. Пусть это будет поза «лотос», «полулотос» или любая другая асана с прямой спиной и скрещенными ногами. Руки положите на колени ладонями вверх (Смотри рисунок 8). Большие и указательные пальцы обеих рук замкните в кольцо (Джнани мудра). Из большого пальца выходит самый чистый энергетический канал — легких. Замыкая поочередно все пальцы на большом, мы можем поочередно промыть праной легких восемь основных Нади (из каждого пальца выходит по два пранических канала). Из указательного пальца выходит канал кишечника. То есть, замыкая указательный и большой палец в кольцо, мы соединяет Прану, восходящий энергетический поток, с Апаной, нисходящим энергетическим потоком. В результате взаимодействия двух пран образуется третья прана — Самана. Она-то и питает тонкие тела человека и складируется в чакры. Итак, сядьте лицом на Север. Слово «Север» раньше писалось так: «Съвер». А переводилось с древнерусского — «С верой». А почему? Да потому, что когда тело расположено вдоль магнитных линий Земли, то оно получает энергию планеты, а не расходует ее на ненужную борьбу с магнитным ветром полюсов. Закройте глаза, направьте пустой взгляд вверх на свою макушку. Тщательно расслабьте все тело.

2. Сделайте полный йоговский вдох в течение четырех секунд. Полный йоговский вдох делается так: после выдоха нужно выпятить вперед живот и наполнить низ живота воздухом. Затем расширить среднюю часть живота и грудную клетку, наполнив их доотказа воздухом. Потом приподнять ключицы и наполнить воздухом верхнюю часть туловища. Сразу же после вдоха проведите полный йоговский выдох в течение четырех секунд. Полный йоговский выдох делается в обратном порядке: сначала втягиваем в себя низ живота, потом сжимаем грудную клетку, затем опускаем ключицы. Нужно сделать тридцать таких вдохов-выдохов без перерыва. Во время вдохов и выдохов язык необходимо загибать вверх, касаясь им неба над верхними зубами. Область неба над верхними зубами называется Акаша. Это область сбора саттвической жизненной энергии. За Акашей, ближе к горлу, следуют области Огня и Воды. Мы пока их трогать языком не будем. Языком вы замкнете энергию первого меридиана на Сушумну и пустите прану по внутренней круговой орбите. Энергия будет накапливаться в теле, а не рассеиваться.

3. Затем сделайте полный йоговский вдох и задержите дыхание. Язык на задержке дыхания можно опустить. Одновременно с задержкой дыхания сделайте следующие бандхи (энергетические замки): подтяните анус вверх и удерживайте его изо всей силы в наивысшей точке в течение одной минуты; сожмите промежность и половые органы, втяните их в себя, стараясь поднять их как можно выше; мышечным усилием сдавите низ живота так, чтобы он прильнул к позвоночнику; изо всех сил сожмите внутренности живота вокруг Канды (астрального накопителя праны, из которого выходят все каналы Нади. Канда имеет размеры куриного яйца и находится примерно на уровне второй чакры); поднимите диафрагму и сожмите ей воздух в легких изо всех сил в течение одной минуты; опустите голову и сдавливайте горло подбородком. При этом концентрируйтесь на седьмой чакре. Представляйте, что в макушке у вас горит бело-голубой костер. Такое сотояние тела в Лотосе называется Маха-бандха. Мы будем часто применять Маха-бандху в упражнениях, так что разучите эту технику задержки дыхания.

4. Через минуту медленно расслабьте мышцы и сделайте полный йоговский выдох в течение десяти секунд.

5. Повторите тридцать вдохов-выдохов и Маха-бандху на вдохе. Через минуту расслабьте мышцы и выдохните.

6. Сделайте пять таких подходов по тридцать вдохов-выдохов с задержками дыхания и бандхами.

7. Затем задержите дыхание после тридцати вдохов-выдохов, сделайте все бандхи и начните с силой ударять себя кулаками в грудь и живот с частотой три удара в секунду. Простукивайте свои легкие с боков, спереди и сзади в течение одной минуты. Затем медленно выдохните.

8. Затем повторите тридцать полных йоговских вдохов-выдохов (четыре секунды — вдох, четыре секунды — выдох), произведите задержку дыхания на одну минуту с Маха-бандхой. Выдохните и расслабьтесь.

9. После того, как вы отдохнете, проделайте все вышеописанное упражнение десять раз.

9. Теперь произведите тридцать полных йоговских вдохов-выдохов и задержите дыхание на вдохе на максимально возможное время. При этом не нужно делать бандхи. Тело должно быть полностью расслабленным. Проследите за расслабленностью бедер, мышц живота, шеи, лица. Сконцентрируйте свое внимание на макушке.

У людей с чистыми каналами нади во время такой задержки дыхания произойдет сознательный выход из тела.

10. У тех людей, у которых выход не получится сразу, энергетические каналы пока что забиты всякой астральной грязью. Им следует повторить это упражнение еще десять раз, затем на максимальной задержке дыхания сжать своими руками легкие изо всех сил. Сила сжатия легких не должна быть постоянной, сжимайте свою грудь как бы рывками в течение всей задержки.

11. Если выхода из тела все-таки не произойдет, значит, вы еще и больной человек и ваше тело полностью зашлаковано. Вам нужно чиститься при помощи Крийя йоги, а также следует полностью изменить свое мировоззрение, отношение к окружающей Природе, поменять друзей и режим дня, проголодать в течение 14 дней на одной воде и после этого перейти на вегетарианскую диету, исключив из пищи сахар, соль, перец, лук, чеснок, чай, кофе и алкоголь. После таких изменений в своей жизни делайте упражнение «Планер» каждый день и ваши астральные каналы очистятся от шлаков и блоков. Затем вы быстро достигнете успеха.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

Предупреждаю всех, кто намерен ежедневно практиковать упражнение «Планер»: при неправильном выполнении этой техники вы должны знать об опасности заработать себе язву желудка или двенадцатиперстной кишки. Чтобы этого не случилось, за полчаса до упражнения или сразу после «Планера» вам необходимо выпивать стакан коровьего молока, чтобы погасить желудочный огонь. Дело в том, что «Планер» способствует мгновенному набору огромного количества энергии. Основные резервуары и склады праны находятся в организме между третьей и четвертой чакрой. Они быстро переполняются поступающими магнитными реками, и неуправляемая энергия хлещет через край резервуаров, затопляя все близлежащие органы живительной силой. От этого внутренние органы живота становятся сверхактивными. Стремительно вырастают в объеме тонкие тела первой, второй и третьей чакр. Они требуют для своего поддержания различной пищи и посылают сигналы голода мозгу. Сверхвозбужденные пищеварительные железы вырабатывают желудочный и кишечные соки в огромных, неоправданных количествах. Если не принять меры предосторожности, кислоты могут прожечь стенки желудка или привратника. Со временем каналы Нади очистятся и укрупнятся, организм научится быстро по ним перебрасывать излишки энергии из области живота вверх. Но у грязных или больных людей это произойдет не раньше, чем через полгода. Поэтому, пейте, дорогие мои читатели, коровье молоко — оно гасит лишний пищеварительный огонь в желудке и кишечнике.

 

Люди с чистыми астральными каналами сразу же в первый день практики «Планера» почувствуют легкое жжение в районе макушки. Затем жжение перейдет в нестерпимую боль, будто бы кто-то невидимый сверху просверливает череп практикующего электрической дрелью. Затем боль внезапно исчезнет и произойдет либо сознательный выход из тела, либо левитация физического тела. Перед этим все тело будут сотрясать мощные вибрации, человек ощутит состояние счастья и эйфории.

 

Более полно и детально мы рассмотрим упражнение «Планер» в заключительной главе этой книжки.

 

АНУЛЕМА–ВИЛЕМА

 

«Анулема-вилема» также ставит в тупик наш рассудок. Ежедневно практикуя это упражнение, настойчивый ученик йоги быстро достигает левитации физического тела и летает над землей, подобно облаку, в течение всей практики. Логическому уму будет не под силу объяснить себе такие увиденные им явления, как левитация или телепортация, проскопия или телекинез. Это йоговское упражнение выполняется так:

Сядьте в Падмасану (в "Лотос"). Затем плотно закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки. Вдохните так медленно и бесшумно, как можете, за четыре секунды. Дыхание должно быть ровным, чтобы даже тончайшая нить, подвешенная возле ноздри не колебалась. Во время вдоха, задержки дыхания или выдоха не напрягайте лицевые мышцы и не раскачивайтесь. Глаза пусть будут закрыты или полуоткрыты и расслаблены. Вдохнув, закройте левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем той же, правой руки, продолжая держать закрытой правую ноздрю. Задержите дыхание на 16 секунд. Затем, открыв правую ноздрю, выдохните через нее очень медленно и бесшумно, так, чтобы даже тонкая ниточка не шелохнулась. Выдыхать нужно 8 секунд. Этот процесс составляет один цикл или одну пранояму. Выполните четыре таких праноямы подряд.

Практикуйте эту пранояму четыре раза в день: утром, в полдень, вечером и в полночь.

Время вдоха, задержки и выдоха вначале определяйте на слух по тиканью часов. Через месяц можете вести счет секунд по биению сердца. Затем, потренировавшись, попробуйте вести отсчет времени по количеству пропетых про себя мантр ОМ. За одну секунду нужно петь одну мантру ОМ.

При вдохе представляйте себя в виде золотого облака, залетающего в ваше тело сверху через макушку. При задержке дыхания представляйте, что вы пролетаете сквозь ваше тело по позвоночнику от макушки к копчику. При выдохе представьте себе, что вы — золотое облако, вылетающее из копчика вашего тела. При вдохе нужно опять представить себя, влетающего в свою макушку. Вы должны научиться ярко представлять себе, как вы видите свое тело изнутри и снаружи.

Теперь расскажу о том, как увеличивать время занятий этим основным йоговским упражнением.

После регулярных занятий вышеописанной праноямой с ее элементами ментальной тренировки в течение продолжительного времени и когда вы ощутите удовольствие от упражнения, увеличьте время вдоха на 1 секунду, задержки на 4 секунды и выдоха на 2 секунды. У вас получится соотношение секунд 5 — 20 — 10. Когда вы освоите этот ритм и почувствуете удовольствие от занятий, увеличьте время еще на одну секунду при вдохе, на 4 при задержке, на 2 при выдохе.

Соотношение времени всегда должно оставаться 1 — 4 — 2.

Пранаяма, при которой вдох, задержка и выдох равны 12 — 48 — 24 сек. называется низшим видом пранаямы. Люди, желающие поступить в ученики к йогам, делают эту пранаяму на "вступительных экзаменах" в течение часа, сидя в Падмасане. Когда время вдоха, задержки и выдоха достигает 24 — 96 — 48 сек. — это средний вид пранаямы. Высший вид праноямы предусматривает время вдоха, задержки и выдоха равное 36 — 144 — 72 сек.

Видимая польза: с помощью низшего вида пранаямы, в результате сильного потения и энергетической промывки ауры, из физического тела и ауры удаляются все нечистоты. При выполнении среднего вида пранаямы в течение получаса (24 — 96 — 48 сек) в теле появляется дрожь. Оно начинает взлетать над полом и зависает в воздухе в полуметре от земли. У ученика появляются и другие сиддхи (чудесные силы). Аура становится чистой, плотной и вырастает в объеме в 3—5 раз. При выполнении высшего вида пранаямы в течение получаса (36 — 144 — 72 сек) человек достигает самого труднодостижимого вида самадхи — Нирвикальпа. Он сливается с Богом, находящимся в каждом человеке в виде Единого Духа. Такой человек может все. Он становится Творцом. Это уровень Иисуса Христа, Гаутамы Будды, Сатья Саи Бабы, Рамы, Кришны.

 

Но людям со слабым здоровьем и маленькой силой воли трудно довести время даже до 24 — 96 — 48 сек. Поэтому им следует пока остановиться на низшем виде пранаямы: 12 — 48 — 24. Вместо увеличения времени, они должны увеличить количество циклов. Сначала довести до шести циклов в один присест, затем до десяти. И постепенно довести до восьмидесяти циклов за один раз без всякого перерыва. В результате ваше здоровье настолько улучшится, а воля настолько окрепнет, что и вы сможете достичь Нирвикальпа самадхи. На Земле нет такой болезни, которую бы не поборола «Анулема-вилема». Это упражнение побеждает даже смерть. При дыхании 12–48–24 секунд человек перестает стареть. По достижении дыхания 24–96–48 секунд старик принимает вид и здоровье двадцатилетнего юноши.

Но не следует забывать, что вы сможете достичь сверхчеловеческих способностей только при условии соблюдения правил этики. Это — не нанесение вреда всему живому и ненасилие, терпимость к интересам и убеждениям отдельного человека, группы или народа. Йоги воздерживаются от лжи, не присваивают чужой труд или имущество, отказываются от роскоши, корысти, накопления вещей и денег, от эгоистического отношения к окружающему миру. Стремитесь обходиться только самым необходимым. Ешьте сырые овощи и фрукты, откажитесь от мясных продуктов, избавьтесь от отрицательных эмоций: гнева, злобы, ревности, жадности. Изгоняйте из ума дурные мысли, будьте целомудренными. Находите удовлетворение в своих хороших поступках, а не в поисках славы, почестей, наград, не стремитесь к самовосхвалению. Будьте очень скромными, не суетитесь напрасно, всегда молчите, довольствуйтесь тем, что есть, не стремитесь властвовать над другими. Только тогда вышеприведенные упражнения принесут успех, вы увидите реальный мир, а не тот, который видят сегодня ваши глаза.

 

+ + +

Будучи свидетелем необъяснимых полетов физического тела над полом, ваш рассудок осознает свою ограниченность и перестанет бороться за то, что ему никогда не принадлежало. Он станет тихим, скромным слугой и будет молчаливо ожидать приказов. В настоящее время логический ум в его сверхактивном состоянии является основным препятствием, мешающим человеку восприятию идей и знаний, идущих от Духа. Когда рассудок осознает свои границы, то он станет безмолвным по собственному желанию. Он станет зеркалом Высших умов человека, как это и должно быть. Извечная война между разобщенными человеческими умами прекратится: тогда мы будем в состоянии познавать реальный мир через седьмую и восьмую чакры. И в то же время мы сможем счастливо жить на физической земле при помощи рассудочного ума.

 

КРИЙА ЙОГА

 

Подобно тому, как сжатый кулак состоит из пяти пальцев, так и Крийа йога состоит из пяти составляющих: Ямы, Ниямы, Карма йоги, Бхакти йоги и Мантры йоги. Правила Ямы развивают в человеке следующие качества: доброту, воздержание от нанесения вреда кому-либо, от принятия даров, сострадание, честность, милосердие, жизнерадостность, скромность, стремление к творчеству. «Но, обладая перечисленными качествами души, — скажете вы, — очень трудно будет выжить физически в нашем мире. Может, лучше обойтись без них?» Я отвечу метафорой: у плода в чреве матери развиваются глаза, уши, нос, руки, ноги. В утробе ребенку эти органы не нужны, но впоследствии без них человек был бы весьма ущербен. Так же и духовные качества, находящиеся сейчас в нас в латентном, неразвитом состоянии. Они нам будут очень необходимы для жизни в следующем, тонком мире. Однако и здесь, на жестокой Земле, без этих духовных качеств мы являемся безрукими, безногими, слепыми калеками, плутающими в трех соснах, наступающими сотни раз на одни и те же грабли.

 

ЗАКОНЫ ЯМЫ

 

Правила Ямы включат пять великих общечеловеческих обетов. Это фундаментальные законы жизни йогов, их практическая часть.

Заповеди Ямы таковы: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (неворовство), брахмачарья (воздержание), апариграха (нежелание чужого). Эти заповеди являются правилами нравственности для любого общества и отдельного человека, несоблюдение их порождает хаос, насилие, ложь, воровство, беспутство, зависть. Корни этих зол кроются в чувствах страха, алчности, вожделения и привязанности, которые могут быть слабыми, умеренными и чрезмерными. Они приносят только страдания и невежество. Патанджали подрубает их под корень, изменяя направление мыслей человека в сторону пяти принципов ямы. Настало время рассмотреть их подробнее.

 

Ахимса. Слово ахимса образовано из отрицательной частицы а и существительного химса, означающего убийство или насилие. Это не просто негативный приказ «не убий», это слово имеет более широкое позитивное значение, а именно любовь. Это любовь, охватывающая все мироздание, так как мы все дети одного отца — Бога. Йог верит, что убить или уничтожить вещь или существо — значит оскорбить его Создателя. Люди совершают убийства ради пропитания или для защиты себя от опасности. Но если человек вегетарианец, это еще не значит, что он чужд насилия по темп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: