Кулачные бои в Кушеле

 

С 1341 года известно у нас древнее псковское село Кушела, стоящее на Кушельскомо озере. Поодаль от него до времен войны существовала церковь на Иван-Ручье. Это место до сих пор памятно сланцевчанам – сюда заезжают свадебные поезда в день торжества и объезда семи мостов. Таков новый обычай.

В 1341 году близ Кушелы, «на болоте», состоялась битва с немецкими захватчиками. Место побоища псковичи осенили часовней и досточтимыми образами. Здесь же, якобы, в память о победе, некогда учредили кулачные бои и стычки в дубье по несколько пар. Если же вдуматься, то комплекс Иван-Ручья встарь, до прихода Христианства, наверняка был языческим святилищем, поэтому, воиские забавы и ристалища с известной долей вероятности можно отнести к временам незапамятным.

Место достаточно красиво и чисто. Оно возвышено над округой и озером. К воде источников (их тут не один) припадали страждущие и усталые. По поверью вода здесь помогает людям, отягченным глазными и кожными болезнями. Ефим Андреев в статистическом справочнике епархии отмечает здесь древние празднования Купалы с известной обрядовостью, о которой стоит сказать обязательно в другой раз. Сегодня же не все представляют, что такое был русский кулачный бой. Тем более стычки на дубье.

Традиция состязаться за женщину и территорию дана сильному полу самой природой и известна нам по поведению животных, пресмыкающихся и птиц. Еще древние греки в программу Олимпийских игр 664 года включили кулачные бои как основную составляющую. Уже тогда бои и борьба окружались таинственным флером. Посвященные должны были знать определенный ряд приемов и совершенствовать их годами в преддверии битв и состязаний.

Различные виды противостояний известны в античном мире – с ногами и без ног, в гладиаторской и игровой манере. Знаменитый Пифагор дважды бывал олимпиоником в панкратионе – бое без правил. Римляне переняли от греков многое и донесли мужественные забавы. Интересно, что последние устраивали кулачные бои на курганных могилах вождей, а так же прыгали через костер и предавали воде чучело некоего божества. Это ли не аналогия нашим обрядам?

Кулачные бои были известны у древних народов Европы – галлонов, германцев и британцев, которые со временем влились в римские легионы. В средневековье приемы ведения боя по примеру антиков засекречиваются, но сохраняются в крестьянской среде.

Стоит ли говорить о системах противоборства Востока? -Специалисты отмечают, что большинство восточных противоборств далеко не древние и не могут рассматриваться как этнографический материал. Впрочем, термин «кулачный бой» изначально вложен в названия: уюань-фа (Китай), кампо (Япония), квон-поп (Корея), куэнь-фат (Вьетнам).

В России носительницей кулачного обрядового боя, каким он и был издревле, являлась крестьянская община. Здесь за неделю-две до боев ходили по дворам и обсуждали их. Вначале гуляния участники собирались у атамана и проходили селом с песнями и плясками. Это своеобразная заводка на бой в виде веселой бузы-ломания. Праздник шел своим чередом – здесь были игры, костер, купания, хороводы с песнями. Купало органично включал их. Бои были логической доминантой народного праздника, собирая массу зрителей.

Варианты схваток в Кушеле реконструируются лишь приблизительно, лишь по аналогиям. Если бились сам на сам – это называлось охотницкий бой. Встречались, впрочем, бои стенка на стенку и бои в свалку (каждый сам за себя).

Кулачные бои достаточно хорошо описаны, поскольку существовали в иных губерниях до самых советских времен, а вот палочные и бои в дубье сегодня известны мало – слишком давно это было, и вряд ли реально восстановить технику состязания, хотя сегодня уже есть энтузиасты, пропагандирующие все виды славянских единоборств.

Основным требованием старинного кулачного боя было не навредить здоровью противника, не биться по увечному.

Согласно уговору оговаривалась сила удара. Некоторые удары запрещались. Это удары в висок и кадык. Повсеместно не били ногами в стенке.

Т.н. «затравку» производили подростки. Они сходились в т.н. «сцеплянку» – в обычную борьбу, переходившую затем во взрослую свалку или в противостояние стенка на стенку.

Праздничные бои в России были повсеместным явлением и могли в иных местах длиться по неделе (на Масленую). Время проведения – с конца утрени до вечерней службы, до 17-18 часов. В обычае бывали предварительные поединки атаманов,начинавшиеся ломанием - пляской. Зачинщики могли бороться, а могли состязаться на кулачках.

В последующих «стенковых» боях отрабатывалась сугубо военная тактика. Очень важно было уметь выполнять по свистку атамана маневры и переходы из ряда в ряд, когда передние уставали. Для сигнализации использовались бубны, трубы, литавры и иной звуковой инструмент. Руководители, хорошо знавшие древние боевые приемы, использовали строй свиньей, фланговые и лобовые удары, засады, отступление. Из помощников бывали десятники, пятидесятники и сотники. Сам атаман стоял «посеред чела».

Победителями считались выгнавшие противника за установленную черту или на берег замерзшей реки, если схватка происходила на льду. Зрители подбадривали криком, практиковали частушки и поддевки. Дети ждали лет своего участия, не участвовали мужики пожилого возраста. Бабы располагались вокруг с детьми, а девицы высматривали женихов.

Летние бои, как в Кушеле, бывали редко, и это связано с местной традицией Купалы. В других местах бои летом проводились заядлыми любителями этого дела – купцами (спонсорами). Они пошивали стенкам рукавицы и цветные пояса, на каждую сторону своего цвета. Ими же устраивались попойки – непременный атрибут празднеств Руси. Особым обиходом и уважением пользовались выдающиеся бойцы. Они обеспечивали решающий перелом, когда стенка прорывалась противником. Их бросали в самые жаркие места. Соответственно и угощали их по-особенному. Имена знаменитых кулачников были известны всей округе, а иных богатеи развозили по губернии, где они мерялись силами с другими корифеями, чаще на ярмарках. Выступления чудо-богатырей окружались почестями и оплачивались звонкой монетой. Эти уже не ходили стенка на стенку.

Безусловно, все виды боев и поединков являлись военно-спортивной забавой, в истоке которой лежал языческий культ. Некоторые из них – от похоронных ристалищ (были и такие). Даже Масленица несла ритуальный аспект: блины и кисели – сугубо сакральные блюда. При взятии снежных городков победителя часто купали в проруби, символизируя путешествия в мир мертвых предков. Городки, практиковавшиеся больше в Сибири, - тоже разновидность боевой забавы, но носили более мягкий характер. Здесь нападавших всадников пугали метлами и палками, а если городок обороняли девушки, то победителю дозволялось их всех перецеловать. (Явно брачный аспект).

Как отмечалось выше, женская половина с любопытством выглядывала удачливых бойцов, т.е. потенциально здоровых мужчин. Интересно этнографическое наблюдение на Кубани, где парни бились ввиду девичьего хоровода.Тут будущие невесты до поры распевали песни, а по прекращении их, бойцы разом оканчивали схватку и сходились в хоровод. (Из схватки ясны были характер и темперамент, здоровье, наконец. Бой, - ни что иное, как молодеческий отбор).

Кое-где по деревням до середины нашего века существовали бои за право проведения гулянки. На гулянке восхищенные девушки могли лицезреть победителей во всей красе, видеть их дома, усадьбы, – становился ясен материальный достаток.

На Купалу праздник имел символом зарождение Ярилы молодого на смену Яриле старому. Так и бойцы, проходя боевое крещение, как бы заново рождались в другой ипостаси. Это своеобразная школа мужания и посвящения во взрослость. Юноша становился мужчиной после боевого крещения.

Бои в городах во многом утрачивали безобидный характер, что свидетельствовало о вырождении культовой традиции. Здесь нередки были подвохи в виде вкладывания в руку свинчаток (чугунок), «битье не по правилам», доходило и до ножей. В Пскове известны стычки между Завеличием, Запсковьем и городскими. В Сланцах на памяти автора молодежь тоже делилась по районам (банковские, молочники, ломоносовские и т.д.). Здесь происходили обыкновенные хулиганские драки

Некоторые деятели прошлого пытались регламентировать молодецкие забавы на праздники. «Ныне Великая Государыня Императрица для охранения народа указала: … тем кулачным боям при Санкт-Петербурге без дозволения главной Полицмейстерской канцелярии не быть, а кто впредь к таким кулачным боям для увеселения будет иметь желание, то им выбрать меж собой сотских, пятидесятских и десятских, явиться в главную полицмейстерскую канцелярию, где их имена записывают и для того боя показывают места из полиции…». Далее указывалось: «Дерзостей не чинить, чтоб никакого оружия к увечному бою не было, да и во время боя драк чтобы не чинили…». Писан этот документ в 1726 году, по смерти Петра I Екатериной I. Сам Петр однажды выставил гренадера против некоего шотландца и выиграл за это 500 гиней. Гренадер сей, по слухам, ходил один против стенки за Сухаревой башней в Москве.

Известен в устройстве боев Алексей Орлов-Чесменский. Он «заправлял» на Москве в Нескучном саду и Манеже. Бои устраивались для иностранных посланников и для русской забавы. Рукавицы из кожи при этом доставлялись возами.

Все авторы описывают мирные, даже дружеские отношения противников. В перерывах боя, а они бывали, противоборствующие совместно курили, обсуждали перипетии стычки, кто-то отлеживался и отсиживался при мирном настроении сторон. Жалоб и злобы не было. Через четверть часа перерыва по сигналу свалка или стенка возобновлялись.

Английский посланник Вильям Кукс видел в 1778 г. в Москве около 20 боев в перчатках один на один. Стойка бойца была левым плечом вперед. Оборонялись левой же рукой. Правая рука была на отлете. Удары наносились кругообразно в лицо и голову, но никогда прямо. Переломов и ушибов благодаря способу боя не было, а в Англии они были. – Так замечает Кукс.

Интересно, что некогда Иван III в 1497 г. издал Судебник, по которому истину в суде можно было отстаивать боем с противной стороной самому или выставляя наемника. При этом писалось: «Биться бойцу с бойцом или небойцу и небойцом, а бойцу с небойцом не биться». (Были «сугубо специальные» бойцы уже тогда). Отменил Судебник Ивана III Иван Грозный - в 1556 г. Карамзин замечает по этому поводу: «Бойцы бились ослопами и дубинами».

Народные кулачные бои не преследовались до выхода Собрания законов 1832 г., однако, по селам забава длилась до самого ХХ века. Так или иначе, бои упоминают: С.Аксаков, К.Паустовский, В.Гиляровский, М.Горький. Подробные описания есть у В.Покровского (Страницы минувшего. М., 1991 г.), Н.Помяловского (Поречане), П.Бажова (Широкое плечо). Вспомним знаменитого купца Калашникова у М.Ю.Лермонтова, и даже И.Баркова, где в оде кулачному бойцу есть масса интереснейших деталей.

Вот немного частушек, которые пели в дни кулачных боев, да и сегодня их можно услышать на народных гуляниях Псковщины. Отметим, что они не носили устрашающего характера, а являлись элементом праздничного ритуала.

 

Вы сыграйте мне такого

Скобаря потешного

Чтобы брюхо не болело

У меня у грешного

 

Заиграйте мне под драку, -

Пора драку начинать.

Неприятели собрамшись,

Хочут головы ломать.

 

Поломаться, поломаться,

Поломаться хочется,

А сказать-то и по правде –

И подраться хочется.

 

Вот она и заиграла –

Двадцать пять на двадцать пять.

Наша маленькая шаечка

Заухала опять.

 

Не беги –

Порты береги.

Крепче стой,

Не виси соплей!

 

Крепи бока

Для кулака.

Бей с «крыла»

Наверняка.

 

Эх, братан, ты мой, товарищ,

Еще бьется на кругу.

Устает ужо, поди-кась,

Я чуток лишь подмогну.

 

Эх, дубинный бой, свистящий,

Кол дубовый заводи.

На дубинушки ходивши

Истоптал я сапоги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: