Италия в XVI В. - п. П. XVII В

В позднее средневековье Италия продолжала оставаться раздробленной. В ней шли процессы укрупнения госуд. образований. После окончания Итальянских войн более половины территории страны оказалось под влиянием Испании, которой принадлежали Миланское герцогство, Неаполитанское королевство (Сицилия и Сардиния), некоторые владения Тосканы. Самостоятельность сохранили Савойское герцогство (Савойя, Пьемонт, Ницца), Генуя (Корсика), Венеция, Тоскана, Папская область. Формально независимыми были и многие небольшие государства: герцогства Парма, Пьяченца, Модена, Мантуя, Феррара, Урбино, маркграфство Монферрат, республики Лука и Сан-Марино. В начале XVI в. население – 10 млн., человек, в середине XVI в. – 11,6 млн., в начале XVII в. – 13,3 млн.

Вторая половина XVI-XVII вв. - новая эпоха в истории Италии, эпоха феодальной реакции, когда Италия уступает свои ведущие позиции другим западноевропейским странам. В буржуазной историографии принято этот период обозначать эпохой испанского владычества. Испанцы воздействовали не только на политическую жизнь, но и на экономику, нравы, обычаи общества, его духовную жизнь. Историография XVIII-XIX вв. считала Испанию виновницей упадка, переживаемого Италией в это время.

Никто из исследователей не сомневается, что в течение XVI-XVII вв. экономика Италии приходит в упадок, по вопрос о том, когда начался упадок и насколько он затрагивал отдельные области Италии и различные отрасли экономики, как он протекал, и в какой мере достижения прежних веков были утрачены, представляется спорным. Большинство исследователей в последнее время предпочитают говорить не столько об упадке экономики Италии в это время, а, сколько об ее перестройке, относя период экономического упадка к более позднему времени (началу или чуть позднее XVII в.). Такой точки зрения придерживаются Ф. Бродель, К. Чиполла, отечественные исследователи и др. Они полагают, что процессы XVI-XVII вв. в экономике берут свое начало в XV в. Это было вызвано и турецкими завоеваниями на Востоке, падением Константинополя. Турки аннулировали привилегии итальянских городов, Генуя и Венеция постепенно исключались из торговли с регионом Черного моря. В 1505 г. турки повысили с 2 до 5 % таможенные тарифы на товары, привозимые с Запада и вывозимые туда. Еще в 1507 г. свыше 60 флорентийских компаний имели своих агентов в Константинополе, после 1537 г. торговля Флоренции сократилась, таким образом, рынки на Востоке сократились, и другие также частично были утрачены. Известным препятствием была конкуренция между крупнейшими промышленными и торговыми центрами Италии, во второй половине XV в. пришлось промышленности Италии столкнуться с конкуренцией промышленных товаров Англии, Франции, Германии. Политика протекционизма, проводившаяся правительствами Франции, Англии, постепенно лишала изделия итальянской промышленности их монопольного положения на рынках этих стран. В конце XV в. еще один удар был нанесен экономики Италии – португальцы открыли морской путь в Индию. Венецианцы признавали, что это худшая весть, которую они когда-либо могли получить. В первые годы XVI в. в Венеции цена перца была в 2-3 раза выше, чем в Лиссабоне. В 1504 г. венецианские галеры из Бейрута и Александрии вернулись почти полупустыми, так как пряности в Европу поставляли теперь португальцы.

Постепенно центр экономической жизни Европы стал перемещаться из Средиземного моря к побережью Атлантики. Владельцы капиталов стали искать выход из сложившейся ситуации. Уже в XV в. увеличились инвестиции капиталов в земельные владения. Это означало усиление феодальной экономики. Не менее выгодным делом были покупка должностей и церковных бенефициев, откуп гос. доходов и разного рода финансовые операции. Генуэзцы стали банкирами испанской короны, флорентийцы – французской. В связи с этим многие дельцы Италии стали покидать родину и селились во Франции, Испании, Нидерландах, других странах. И. Ренуар – «итальянские дельцы остаются в XVI в. одним из наиболее активным экономических ферментов Запада».

В то же время буржуазия Италии приспосабливалась к новым условиям, по мере сокращения одних отраслей промышленности переходили к другим, более перспективным, укрепляли экономические связи с Испанией, Португалией, их колониями. Вместо английской шерсти итальянские суконщики стали перерабатывать испанскую, вместо восточных красителей использовали американские. Результаты этой активности сказались во второй половине XVI в., когда создалась для Италии благоприятная и международная обстановка. Правительства отдельных итальянских государств стали придерживаться политики протекционизма, Франция не была соперником, Англия переживала экономические трудности и была занята борьбой с Испанией, в Нидерландах началась революция, т.е. во второй половине XVI в. в Италии сложились обстоятельства, которые могли быть использованы для достижения новых успехов в экономике.

Венеция оставалась коммерческим центром на Средиземном море, поддерживала связи с Сирией, Египтом, Эгеидой, вплоть до 70-х гг. XVI в. венецианский торговый флот господствовал в восточной части Средиземноморья, и к 60-х XVI в. был достигнут прежний уровень торговли пряностями, в XVI в. она стала одним из индустриальных центров на п-ве. здесь развивалось – сукноделие – в 1521 г. было выработано 3.500 кусков, в 1569 г. – 26.541 кусков, в 1602 г. – 29.000 кусков; типографское и издательское дело. Во второй половине XVI в. в городе на лагунах было здесь 113 типографий, выпускали по 90 книг в год, процветало производство роскоши – стекло, зеркала, парча, бархат, кружева; судостроение (до 70-х гг. XVI в.).

По сравнению с предыдущими веками изменилась и экономическая жизнь Генуи – оживление наблюдается в промышленности – судостроительной, шелкодельческой, сукнодельческой (бархат, тафта, парча), Генуя стала крупным банковским центром, деловая активность Генуи была ориентирована на страны Пиренейского п-ва.

В городах ^ Тосканы и Ломбардии, наиболее пострадавших от Итальянских войн, в середине XVI в. наступил перелом, означавший начало нового подъема их торговой и главным образом промышленной деятельности. Во Флоренции число сукнодельческих мастерских возросло с 63 в 1537 г. до 152 в 1561 г. Возросло и производство шелковых тканей, оживилась торговля, установились вновь контакты с Востоком, но преимущественно торговля велась с Испанией, Португалией, их колониями, Гамбургом, Гданьском, Московским государством (через Москву хотели установить связи с Персией), появился новый торговый порт – Ливорно. Такое же положение было в Милане, в других городах Северной, Центральной, Южной Италии.

Заметна также тенденция ориентироваться на внутренний рынок. Сырьем для шелковой промышленности служил местный шелк-сырец, а суконщики в большем количестве стали изготавливать дешевые шерстяные ткани, находившие сбыт на внутреннем рынке, ощущается стремление перенести промышленное производство ближе к источникам сырья, т.е. в деревню. Появляются некоторые технические усовершенствования, например, гидравлические шелкопрядильни. Монтень в 1581 г. видел такое сооружение во Флоренции, описывал, что 1 женщина управлялась со 500 веретенами. Но в целом итальянская промышленность продолжала существовать в традиционной форме – с цеховым устройством и монопольным положением старых торгово-промышленных центров.

Но подъем оказался кратковременным, а в XVII в. наступает полный упадок. Это обнаружилось в отдельных отраслях экономики уже в последние десятилетия XVI в. В Милане в начале XVII в. было 60-70 суконных мастерских (15.000 кусков), в 1640 г. – 15 мастерских (3.000 кусков), в 1682 г. – всего 5. Аналогичное положение было и в других местах Италии, и в других областях промышленности, торговле. С тех пор как англичане и голландцы захватили в свои руки португальскую торговлю с Индией, пряности стали прибывать в Лондон и Амстердам. Там же их покупали итальянцы. В 1625 г. даже венецианцы именуют пряности западным товаром, в XVII в. наступил упадок ярмарок в Пьяченце, что привело к сворачиванию генуэзского банковского дела. Теперь в Италии стали заниматься производством шелка-сырца и с/х продукции, которую поставляют не только на внутренний, но и на внешний рынок. Шелк-сырец и шелковая пряжа Италии поступает во Францию, Германию, Англию, другие страны. Таким образом, Италия превращается в страну-экспортера сырья и полусырья, с замкнутой с/х экономикой.

Сдвиги в экономике Италии давали знать о себе не только в промышленности и торговле, но и в с/х. Во второй XVI в. отмечается активность в с/х. Появляется огромное количество агрономических трактатов авторов Агостино Гало, Джакомо Лантиери и др.; происходит расчистка земель под пашню; проводятся ирригационные работы; земля используется более интенсивно. В с/х оборот вводятся новые культуры – рис, кукуруза, конопля, повсюду расширяются посадки тутовых деревьев, цитрусовых, сахарного тростника, злаковых.

Венеция, которая раньше жила за счет привозного зерна, в конце XVI в., по свидетельству дожа Николо Контарини, сама обеспечивала свои потребности в зерне.

В Тоскане тщательно обработанные поля-сады вызвали восхищение Монтеня. В XVII в. наступает регресс. В Тоскане сводятся на нет осушительные работы, вновь освоенные земли приходят в запустение появляются охотничьи заповедники.

В Папском государстве и на Юге Италии сокращаются зерновые культуры, пашни превращаются в пастбища.

Основной, хотя и не единственной причиной упадка с/х было сохранение в деревне традиционных форм производственных отношений. Испольщина XVI-XVII вв. была непохожа на испольщину классическую. Часть капиталовложений в хозяйство землевладелец превращал в простую ссуду крестьянам, требуя ее обязательного возвращения, издержки производства возлагались на крестьян. Это означало, что доход, получаемый земельным собственником, все больше превращается в ренту за землю и меньше является прибылью с капитала, вносимого в хозяйство. Поскольку крестьяне не могли отдать долг, то они попадают в кабалу и не могут покинуть землю. Юридически свободный, не имевших никаких прав на землю, он фактически прикреплялся к ней. В Северной и Средней Италии наряду с испольщиной была распространена краткосрочная аренда, при которой крестьяне давали владельцу фиксированные и натуральные платежи, но и тут добавлялись всякие повинности феодального характера. На Юге Италии, где господствовала чисто феодальная рента, в XVII в. происходило «оживление феодализма» (Р. Виллари). В Сицилии феодальный сеньор мог обосновать арест крестьянина словами: «Мотивы нам хорошо известны». Местами не было даже изжито крепостное право. В Савойе только в 1568 г. было разрешено выкупаться на свободу. Упадку деревни способствовал и процесс феодализации верхов общества, потерявших интерес ко всякого рода деловой активности, тяжелый финансовый гнет, произвол и разруха, голод и эпидемии.

Распространенным явлением в итальянской деревне XVI-XVII вв. был т.н. «бандитизм». Вооруженные группы беглых крестьян, дезертиров, пауперов, бродяг нападали на проезжих, занимались грабежом и разбоем. Бродель считает, что шла «жестокая и повседневная война». Но «бандитизм» носил характер не просто преступного разбоя. Венецианский посол писал в 1595 г. из Рима, бандиты, которые живут вымогательством и ради большего выкупа захватывают на дороге людей, выступают только против богатых. «Бандиты» действовали там, где народным массам жилось особенно тяжело (в Папской области, Неаполе) и в те годы, когда неурожай и голод делали положения крестьян невыносимым (80-90-е гг. XVI в.). «Бандитизм» был очень сложным явлением. Нередко их возглавляли феодалы, чтобы использовать крестьянское движение в своих личных интересах. В 1590-1591 гг. – такое движение на границе Тосканы и Папской области возглавлял герцог Альфонсо Пикколомини. Бродель назвал это явление «скрытой крестьянской войной».

Вместе с тем в разных областях вспыхивали вооруженные восстания. В 1531-1532 гг. в Лукке «восстание оборванцев», в 1547 г. – неаполитанцы, в 1547 г. – заговор Фиески в Генуе, в Сиене. 1561 г. – заговор протестантов в Мантуе, в 1581 г. – восстали рабочие венецианского арсенала, в 1589 г. – восстание в Урбино, в 1599 г. в Калабрии восстание Томазо Кампанеллы, в 1647 г. – восстание в Неаполитанском королевстве, которое возглавил моряк Томмазо Аньелло (Мазаньело).

Во второй половине XVI-XVII вв. в итальянском обществе произошли изменения, суть которых состояла в том, что бывшие торговцы, купцы, бросились приобретать феодальные титулы. Сам Филипп IV дал указание в Миланском герцогстве превратить в феод любую землю за наивысшую плату. Многие бывшие купцы становились феодалами, и многие переставали заниматься предпринимательством. Римская знать стала ценить 3 вещи – построить дом, иметь карету, дать дочери хорошее приданое. Все стали ценить знатность предков.

^ Политическая картина п-ва в первой половине XVI в. менялась из-за Итальянских войн. Милан – неоднократно занимала Франция, с 1535 г. перешел под власть Испании; Генуя то принадлежала Франции, то Испании, с 1528 г. восстановила свою независимость, но под протекторатом Испании; часть Савойского герцогства занята Францией; по Като-Камбрезийскому договору Франция отказывалась от Савойи, но сохранила Салуццо и ряд городов в Пьемонте (позже Савойя вернул все); в 1598 г. папа Климент VIII захватил Феррару; в 1631 г. папа Урбан VIII присоединил Урбино.

Савойя – собственно Савойя, Пьемонт, графство Ницца, где правила сильная феодальная династия, более развит Пьемонт, Турин, Пинероло. Централизаторская политика Эммануила Филиберта (1553-1580) привела к тому, что здесь появился бюрократический аппарат, все нити управления были сосредоточены в руках герцога, появилась постоянная армия, флот; церковь подчинялась государству. Было отменено крепостничество, проводились ирригационные работы, происходило оздоровление экономики. Преемники Эммануила-Филиберта стали проводить активную внешнюю политику. В XVII в. Савойя – сильное государство, где абсолютизм вырос на почве государства типа сословной монархии.

Неаполь – отмечен был слабостью королевской власти, самостоятельностью феодалов. С 1503 г. здесь появились испанцы, положение которых окончательно упрочилось с 1528 г. Неаполем управляли вице-короли, назначаемые испанским королем. С 1563 г. существует Совет по делам Италии. Сохранено прежнее государственное устройство, парламент, Совет выборных. Испанцы проводят централизаторскую политику, направленную против сепаратизма баронов. Абсолютизм стал складываться по испанскому образцу, защищая интересы дворянства.

Тоскана – основным содержанием политической истории стала борьба за превращение республики в монархию, во Флоренции окончательно победили Медичи, которые в 1569 г. стали великими герцогами Тосканскими. Козимо I (1537-1574), Фердинанд (1587-1609) стремились сосредоточить власть в своих руках, опорой их власти стал бюрократический аппарат – секретари, аудиторы, чиновники, постоянное войско, деньги, осуществляли централизаторскую политику. Экономическая политика дома Медичи характеризовалась чертами протекционизма – промышленность защищали от иностранной конкуренции, обеспечивали ее сырьем, возможностями сбыта, предоставляли ссуды предпринимателям, приглашали специалистов, для этого вели переговоры с Турцией, Левантом, торговали с северогерманскими и польскими городами. Медичи проводили и демагогические мероприятия, устраивали зрелища, занимались благотворительностью. Тосканский абсолютизм отличался от классического абсолютизма тем, что Тоскана – мелкое региональное государство, кроме того, Флоренция имела в этом регионе привилегированное положение, и абсолютизм складывался в Тоскане в условиях, когда дворянство постепенно укреплялось и сближалось с патрициатом, в то время как возможности роста буржуазии почти исчерпались.

^ Папское государство – в пределах которого существовало несколько самостоятельных синьорий. Исследователи выделяет 2 периода в развитии этого государства: первый – 1492-1549 гг. – от Александра VI до Павла III, когда папы более интересовались светскими проблемами, чем духовными; второй – вторая половина XVI в. – первая половина XVII в., когда папы стали скорее духовными правителями, чем светскими.

^ Республики Венеция, Генуя. (как и раньше).

Формы политического устройства итальянских государств – монархическая (1 группа – Савойя, 2. Неаполь, Папское государство; 3. Тоскана) и республиканская (Венеция, Генуя). Абсолютизм в Италии именуется региональным, существует в трех вариантах - классическом варианте – Савойя, испанском – Неаполь; итальянском – возник в итальянских городах-государствах, ставших синьориями, в которых существовала развитая экономика и мощь городской аристократии.

В первой половине XVII в. Италия снова стала ареной войн из-за Вальтеллины (1623-1626 гг.) и из-за Мантуанского наследства (1627-1631 гг.), которыми были эпизодами борьбы между Францией и Габсбургами.

Реформация в Италии имела свои особенности. Здесь возникло свое религиозно-философское учение, носило антифеодальный характер, существовало движение изнутри церкви как протест на движение масс, которое ставило укрепление церкви в интересах существующего строя, проведения реформы сверху, приверженцы этого движения группировались вокруг Совета по улучшению церкви, кружков кардиналов Контарини, Пола, Бембо и др. Ратовали за дисциплину и моральное очищение клира, ограничение произвола папы, обновления церковных институтов и восстановление их влияния в народе.

Собственно реформационное движение оказалось в Италии не таким широким, как в Германии и Швейцарии. Время реформации – вторая половина 30-х -40-е гг. XVI в. С 1542 г. начинаются гонения на тех людей, кто был связан с реформацией в Италии и их эмиграция.

Особенность реформации в Италии – тесное сплетение с критическим рационализмом и гуманистическими традициями Возрождения.

Основными центрами реформационных идей были Венеция, Пьемонт, Тоскана, Феррара, Болонья, Неаполь.

Реформация в Италии была связана с деятельностью ^ Хуана Вальдеса (испанца), у которого был кружок единомышленников в Неаполе. Учение Вальдеса – главным он считал доступное каждому познание божественного промысла, заключенного во всем сущем. Подлинная вера в милосердие божие не ограничивается изучением Евангелия, нужно идти дальше, чтобы понять доброту и подвиг Христа, чтобы в единении с господом обрести покой и внутреннюю свободу. Вальдес отрицал церковную иерархию, не особенно верил в существования чистилища, троицы, пользе исповеди. В кружок Вальдеса входили поэтесса Виттория Колонна, Джулия Гонзага и др., члены этого кружка представляли реформу церкви как постепенное ее обновление путем просвещения, убеждения, примера.

В народе – старые верования и ереси, вальденсы, иоахимиты, фра Дольчино, братьев «свободного духа», анабаптисты. В среде гуманистов распространена была «гуманистическая, или философская ересь», где главным был интерес к человеку, защита свободы воли, разума; где утверждалось, что христианство – это учение о человеке, а Христос – заступник людей, подчеркивался интерес к культуре и образованию, обращались к древнегреческим и древнееврейским источникам.

Еще одной особенностью реформации в Италии было то, что здесь отдали дань сочинению социальных утопий. Самая известная – «Город Солнца» Т. Кампанеллы. (Джиан Доменико Кампанелла (в монашестве – Томазо) (1568-1639) родился в Стеньяно, около г. Стило, Калабрия. С детства проявлял большие способности, в 13 лет писал стихи. У доминиканцев учился логике, ушел в монастырь Никастро, завершил образование в Сн-Джорджо. В Козенце участвовал в диспуте, где победил. Стал изучать Телезия (1509-1588) – поборника непосредственного изучения природы и противника схоластического аристотелизма. Путь к знанию – опыт. Близок к материализму). Биограф Кампанеллы говорит, что тот не читал, а просто пожирал книги. Кампанелла изучал Платона, Плния, Галена, стоиков, Демокрита. Враги Кампанеллы создали легенду, согласно которой он, от природы тупоумный, встретился с каким-то старым евреем, провел несколько с ним дней, был посвящен в тайны каббалы и нечестивым образом постиг глубины мудрости. Другая легенда гласит, что якобы Кампанелла получил от дьявола. Живет в Неаполе, пишет свои сочинения, увлекается астрологией и «натуральной магией». Пользуется в монастыре без разрешения папы книгами библиотеки, затем последовал донос благожелателя, и в Риме Кампанелла познакомился с инквизицией. Скитался по Италии – Флоренция, Болонья, Венеция, Падуя. Перенес 2 процесса (по оскорблению генерала ордена, легко отделался, и обвинению в авторстве сочинения «О трех обманщиках» и в том, что не донес на иудействующего отрицателя Христа как спасителя; застенков инквизиции избежал, написав сочинение «О христианской монархии», «О правлении церкви», противник реформации. Кампанелла – автор политических трактатов «Речей к итальянским князьям», «Об испанской монархии», где говорит, что необходимо подчиниться власти испанцев и создать мировую монархию, но самом деле выступал против всех существующих государств, и в частности Испании. В 1597 г. вернулся из Рима, прожил в Неаполе 1,5 года, и вернулся в Стило, где пытался воплотить идею о мировом перевороте, подняв восстание против испанцев. Состав восставших – монахи, дворяне, разбойники, турки (флотом командовал ренегат паши Синан Цикала). Восстание было назначено на 10.09.1599 г., но 2 предателя сообщили об этом испанцам, заключили в тюрьму. Кампанелла пытался бежать в Сицилию, схвачен и заключен в Неаполитанскую тюрьму, страшно пытан, но так как он был обвинен в ереси, то должен был быть судим по санкции папы. Сидел в 50 тюрьмах, 7 раз подвергался пытке, причем, последняя длилась около 40 часов. В тюрьмах были написаны «Об испанской монархии», «Город Солнца». За участие в восстание был приговорен в 1602 г. к пожизненному заключению, пытались освободить даже готовили побег. В 1626 г. папа Урбан VIII перевел Кампанеллу в Рим, печататься можно, но в заключении. Только после того, как Кампанелла написал статью «О том, как избежать судьбы, предвещаемой звездами» был освобожден. В 1629 г. без его ведома и разрешения была напечатана «Астрология», опять был обвинен в ереси и суеверии. В 1632 г. начался процесс Галилея, на его защиту встал Кампанелла. Затем его снова обвинили в новом заговоре против Испании, спасла близость с французским дипломатом Ноде и французским посланником Ноалем. Пытался укрыться в Венеции, а потом, поняв, что это небезопасно, бежал во Францию, где и умер.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: