Бедность как одна из угроз экономической безопасности

Сегодня бедность обусловлена, прежде всего, низкими доходами населения, особенно в сельской местности и малых городах. Более всего страдают многодетные и неполные семьи. Высокий уровень абсолютной бедности в нашей стране сочетается с усиливающейся дифференциацией в распределении денежных доходов и имущества (необычайно быстро формируется слой богатых и очень богатых людей). Бедность всегда ассоциируется с плохим качеством жизни из-за низких денежных доходов или недостаточной имущественной, прежде всего жилищной, обеспеченности людей. Причинами же низкого уровня доходов очень часто являются плохое здоровье, недостаточное образование и, соответственно, слабая конкуренция на рынке труда [6, с.62].

Бедность − это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Бедность не имеет какого-либо однозначного показателя. Различают абсолютную и относительную черту бедности. Абсолютная черта бедности − минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В России это прожиточный минимум. Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС – ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране). В документах ООН бедность рассматривается с позиции оценки качества человеческого развития. Именно такой подход содержится в декларации о целях развития тысячелетия. Само же качество человеческого развития определяется как производная многих факторов, далеко не всегда связанных со способностями и внутренними мотивами людей. Нередко крайне малые доходы человека с высоким уровнем развития являются показателем низкого качества среды, в которой он оказывается, её неспособности поддержать талантливых интеллигентных людей. Специалисты Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) анализируют бедность и в контексте межрегиональной социально-экономической дифференциации. Систематически проводится сопоставление уровня жизни в субъектах РФ на базе сравнения доходов населения с различным уровнем материального достатка и системы потребительских бюджетов. В ряде регионов с участием ВЦУЖ были выполнены крупные проекты, направленные на повышение уровня и качества жизни, а значит, на снижение показателей бедности. Более десяти лет во ВЦУЖе проводится комплексный мониторинг уровня жизни населения. Ежеквартально по оригинальным методикам рассчитываются и затем обнародуются сведения о величинах прожиточного минимума, ᴨᴏᴛребительских бюджеᴛᴏʙ восстановительного и развивающего уровней, покупательной способности личных денежных доходов. На этой основе население РФ и всех её субъекᴛᴏʙ группируется по уровню материального достатка, даётся оценка социально-экономической дифференциации и стратификации российского общества, проводится ранжирование регионов по частным и интегральным показателям уровня и качества жизни. Полученные в результате мониторинга индикаторы – размеры ВВП на душу населения, покупательной способности среднедушевых денежных доходов, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше минимального ᴨᴏᴛребительского бюджета, а кроме того показатели, характеризующие уровни здоровья и образования в субъектах РФ – используются для расчеᴛᴏʙ индексов качества жизни. Реализация наработок ВЦУЖ, как показывает практика, способствует повышению эффективности мер, осуществляемых в социальной сфере. В новых условиях имеет смысл дополнить характеристику бедности по душевым денежным доходам её оценкой по располагаемым ресурсам домохозяйств, включающим денежную оценку натуральных поступлений продукᴛᴏʙ питания и представленных в натуральном выражении льгот, а также привлечённые средства и израсходованные населением сбережения. В бюджетных обследованиях домохозяйств органы госстатистики начали определять этот показатель. По их данным, доля денежных доходов в общем объёме материальных ресурсов, используемых на ᴨᴏᴛребление, составляет в настоящее время в целом по Российской Федерации примерно 90%, в том числе в городах - 92%, в сельской местности - 76%. Данный показатель, особенно на селе, заметно увеличивает располагаемые ресурсы по сравнению с денежными доходами домохозяйств. Экспериментальные расчеты распределения населения по величине среднедушевых располагаемых ресурсов, проведённые ВЦУЖ, заметно изменили оценки уровня бедности в целом по стране и кардинально – в целом ряде субъекᴛᴏʙ РФ, прежде всего с тех, где высок удельный вес сельского населения. При оценке бедности важно принимать во внимание не только доходы или располагаемые ресурсы. Видимо, измерение уровня бедности следует дополнить учётом жилищной обеспеченности. Ведь семье надо тратить какую-то часть доходов на содержание жилого помещения и оплату коммунальных услуг. Оценка бедности на базе сочетания денежных доходов и обеспеченности жильём предоставляет возможность выявить три структурные группы бедных: неимущих, бедных по доходам и малоимущих. В связи с этим расширяется круг проблем, которые надо решить для снижения уровня бедности, и значит – уточнить приоритеты и способы государственной поддержки представителей различных социальных групп бедного населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрены современные угрозы экономической безопасности личности в России. Это усиление социальной и имущественной дифференциации населения; неравномерность социально-экономического развития регионов; нищета и бедность; низкий уровень занятости; безработица среди экономически активного населения; криминализация экономических отношений. Следует сделать акцент на проблеме бедности в России, так как эта проблема одна из самых насущных в государстве.

В экономике страны, и в частности, в распределительных отношениях, произошли негативные сдвиги, приведшие к снижению уровня жизни большинства населения, нарушению обоснованной дифференциации доходов по различным социальным слоям и регионам. В таких условиях важнейшим элементом политики в области распределения и доходов становится система социальных гарантий, защиты и поддержки населения, включающая механизмы долговременного действия, функционирующие на основе государственных законодательных актов в сфере заработной платы, пенсионного и социального обеспечения.

Именно из-за этих сдвигов в экономике остро стала ощущаться проблема социального неравенства в обществе. Стали чаще употребляться понятия: неимущие, бедные, малоимущие. В связи с этим расширяется круг проблем, которые надо решить для снижения уровня бедности, и значит – уточнить приоритеты и способы государственной поддержки представителей различных социальных групп бедного населения.

На сегодняшний день бедность остаётся одной из главных и наиболее остро стоящих проблем российского общества. Её массовость (а это треть населения нашей страны) не может не устрашать. Создаётся ряд реформ для сокращения пропасти между социальными слоями общества (реформы здравоохранения, образования, жилищная реформа).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: