Для учёта и анализа технической работы на каждом виде транспорта существует определённый комплекс количественных и качественных показателей работы подвижного состава.
К количественным показателям относятся: суммарный пробег подвижного состава, исчисляемый в локомотиво-км, вагоно-км, судо-км и т.п., расчленяемый обычно на пробег в гружёном и порожнем состоянии и др.
Группу качественных показателей составляют: оборот транспортной единицы (локомотива, вагона, судна, автомобиля, самолета) в часах или сутках; среднесуточный пробег транспортной единицы в километрах; часовая скорость движения; статическая нагрузка подвижного состава (загонов, судов, автомобилей и др.) в тоннах; производительность транспортной единицы в тонно-км за расчётный период (в сутки, за год).
С помощью качественных показателей оценивается степень использования подвижного состава во времени, а также в части его мощности и грузоподъёмности.
К важнейшим временным показателям относятся: оборот, среднесуточный пробег и скорость движения транспортных единиц.
|
|
Оборот транспортной единицы представляет собой время (в сутках или часах), затрачиваемое транспортной единицей на выполнение одного перевозочного цикла, исчисляемое от одной загрузки до следующей очередной её загрузки. В оборот входят: начальная операция, включая погрузку; следование из пункта отправления к пункту назначения; конечная операция с выгрузкой груза; следование в порожнем состоянии к пункту очередной погрузки.
Формула для определения оборота транспортной единицы имеет вид:
, сут (3.1)
где lгр и lп – расстояние передвижения транспортной единицы в гружёном и порожнем состоянии, км;
tн и tк – время, затрачиваемое на начальные и конечные операции, ч;
vcp – средняя скорость движения, км/ч.
Ускорение оборота подвижного состава является одной из главнейших задач работников каждого вида транспорта. Чем меньше время оборота, тем большую перевозочную работу можно выполнить наличным парком подвижного состава.
Среднесуточный пробег – количество километров, которые проходит в среднем транспортная единица за сутки.
В общем случае среднесуточный пробег:
, км/сут (3.2)
Необходимо стремиться к увеличению, среднесуточного пробега, что повышает интенсивность использования подвижного состава, но при этом доля пробега в порожнем состоянии должна быть минимальной.
Варианты заданий
Исходные данные для работы приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Исходные данные по вариантам
Вариант | lгр, м | lп, м | vср, м/с | tн, мин | tк, мин |
16,66 | |||||
18,05 | |||||
19,44 | |||||
20,83 | |||||
22,22 | |||||
16,94 | |||||
17,22 | |||||
17,5 | |||||
17,77 | |||||
18,33 | |||||
18,61 | |||||
18,88 | |||||
19,16 | |||||
19,72 | |||||
16,66 | |||||
18,05 | |||||
19,44 | |||||
20,83 | |||||
22,22 | |||||
16,94 | |||||
17,22 | |||||
17,5 | |||||
17,77 | |||||
18,33 | |||||
18,61 | |||||
18,88 | |||||
19,16 | |||||
19,72 | |||||
|
|