Целостный подход к изучению психических явлений. Гештальтпсихология

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)

(англ. holistic approach) — совокупность принципов изучения психики,сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с нач. XX в., г. о. в школах целостнойпсихологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу. Основные составляющие Ц. п.: 1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание вцелом, деятельность и т. п.) и степень ее целостности: является ли данное целое (система) суммативным(целое равно сумме своих частей, как понимались, напр., ассоциативные образования в ассоциативнойпсихологии), организованным (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их — такпонималось гештальт-качество в Австрийской школе), органическим (части не могут существовать внецелого — психологическое поле, гештальт в гештальт-психологии);

2) выделение «целостных» единиц анализа, которые наиболее адекватны целям объяснения свойств целого(так, молекулярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный);

3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы«психологического поля» в гештальт-психологии, эмоции и «структуры» в Лейпцигской школе, «ведущаядеятельность» в концепции Д. Б. Эльконина и др.);

4) законы развития целого.

Ц. п. был введен в психологию гештальт-психологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и др. школами (в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, «описательной психологии» В. Дильтея, гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой выступает соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя влитературе эти понятия употребляются иногда как син., более обоснованной представляется т. зр., всоответствии с которой Ц. п. является составной частью более общего системного подхода (см. Функционализм), исследующего не только целостность психологических систем, но и др. свойства икомпоненты, а такж

е занимается проблемами моделирования, проектирования и прогнозирования поведенияданных систем и т. п. (Е. Е. Соколова.)

Гештальтпсихология.

Эта европейская психологическая теория имеет практическое значение для изучения журналистами законов восприятия информации и анализа своей творческой лаборатории. Гештальтпсихологи представляют жизнь как мир, отраженный в целостных психических образах.

Гештальтпсихология возникла в начале XX века в Германии (Берлинская и Австрийская школы). Гештальт (от нем. Gestalt — форма, структура, целостная конфигурация) — основное понятие гештальтпсихологии. Он обозначает целостную, образную структуру, не сводимую к сумме ощущений. Отличительная черта гештальтпсихологии — целостный подход к изучению человека и его психики.

В центре гештальтпсихологии — восприятие (перцепция), что имеет важное значение в журналистике. Дело в том, что без знания теории и практики восприятия журналист будет постоянно испытывать затруднение не только в сборе информации и общении с ее источниками, но и в творческом процессе написания материалов. Восприятие и мышление журналиста в значительной степени предопределяют качество журналистских материалов, силу их воздействия на аудиторию.

Будучи неудовлетворенными существовавшими в их время психологическими теориями, в частности бихевиоризмом, на основе философии, «критического реализма» гештальтпсихологи стали рассматривать сознание как некое динамическое «целостное поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с магнитными полями в физике). Поэтому единицей этого «поля» выступил гештальт. Гештальтисты пришли к выводу, что предметы воспринимаются сознанием как целостный образ в виде фигуры на определенном фоне — «фигуры и фона». Они рассматривают человека активным субъектом, структуирующим дискретные события и придающим им смысл.

Восприятие в теории гештальтпсихологии выражено в следующих законах:

1) части образа стремятся к симметричному целому. На этом, например, основаны рекламные слоганы и «клиповый» дизайн журнальных и газетных полос и телеклипы;

2) части группируются по признаку максимальной простоты и экономии:

3) в сознании существует тенденция к восприятию образа в более отчетливой форме;

4) сознание зависит от предметного мира и нервной системы. Итак, предметы воспринимаются в виде образа на определенном психологическом фоне, а мозг формирует элементы восприятия по признаку сходности, близости, симметрии, непрерывности и заполняет пробелы.

Один из ведущих гештальтистов Клод Левин разработал теорию личности, в центре которой находятся потребности, эффекты (эмоции), воля, лежащие в основе поведения человека. Образование и реализация потребностей происходит в «психологическом поле». Оно обуславливает мотивационную силу личности и в конечном итоге, поведение индивида.

Понятие «гештальт» ныне широко используется для обозначения целостных физических, физиологических и социальных феноменов, а «инсайт» как неожиданное озарение в творческом процессе. В практической психологии и медицине применяются методы гештальттерапии.

Идеи гештальтпсихологии оказали влияние на развитие когнитивизма и необихевиоризма. Вместе с тем критики гештальтпсихологии, среди которых был и Л.С. Выготский, отмечают антиисторизм гештальтпсихологов, сведение ими психологических закономерностей к физиологической работе мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: