Критерии оценки итогового сочинения

МАТЕРИАЛЫ

Для подготовки к итоговому сочинению по литературе

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017–2018 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».

Комментарий к открытым тематическим направлениям

1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость». Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой, – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.

3. «Цели и средства». Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства её достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество». Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Критерии оценки итогового сочинения

Критерий Что проверяют? За что поставят «незачёт»?
  Соответствие теме Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания. Автоматически будет «незачет» по работе в целом!
  Аргументация Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации своей позиции. Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик. Автоматически будет «незачет» по работе в целом!
  Композиция Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.
  Качество речи Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.
  Грамотность Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.

 

Достаточно получить «зачёт» по первым двум критериям. Это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.

Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.

Структура сочинения

Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:

  Вступление Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части.
  Основная часть Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения
2-й тезис и аргументация
3-й тезис и аргументация
  Заключение Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др.

Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:

Укажите автора и полное название произведения.

Опишите очень кратко ситуацию, которая соответствует тезису (не надо пересказывать текст).

Дайте свою оценку и приведите мнение автора.

Подведите промежуточный итог.

Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.

 

Список произведений

Направление Примерный список литературных произведений
  «Верность и измена». М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" А. Н. Островский. «Гроза» Л. Н. Толстой. «Война и мир» Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» М. Шолохов. «Судьба человека». «Тихий Дон» А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  «Равнодушие и отзывчивость». А.П. Чехов «Тоска» В. Астафьев. «Людочка» К. Паустовский. «Телеграмма»
  «Цели и средства». Л. Н. Толстой. «Война и мир» 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» 5. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» 6. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» 7. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
  «Смелость и трусость». В.В. Быков «Сотников» Лев Николаевич Толстой "Война и мир" А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
    «Человек и общество». А.С. Грибоедов "Горе от ума" А.С. Пушкин "Евгений Онегин" И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско" А.И. Куприн "Олеся" М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" И.А. Гончаров "Обломов" А. А. Чехов. «Крыжовник». «Человек в футляре». «Ионыч»

 

 

"Верность и измена"

Верность и измена - это два сложных социальных концепта, которые имеют огромное значение для человечества. Верность является положительной характеристикой. Измена, в свою очередь, наделена отрицательной коннотацией. Стоит рассматривать верность и измену не только в призме любовных отношений двух людей. Эти концепты универсальны.

Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Нарушение верности — измена. "Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности. Похожие качества: неизменность, твёрдость, непоколебимость. Противоположности: вероломство, предательство, неверность, измена, коварство.

1. Верность/ измена в широком смысле.

2. Верность/ измена в любви.

3. Верность (измена) Родине, государственному долгу

4. Верность /измена по отношении к другу, товарищу, человеку, который доверился.

5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям.

6. Верность животных своим хозяевам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: