Основным принципом, определявшим правовое положение рабов на протяжении всей истории Рима, было признание рабов не субъектами, а объектами прав.
Способы установления рабства
— Основным способом установления рабства был плен, захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал
— Другим основанием возникновения рабского состояния было рождение от матери-рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребенок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери. Однако в период империи ребенок признавался свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности
— Человек, родившийся свободным, мог, при известных условиях, быть обращен в раба. В древнейшие времена допускалась в известных случаях продажа римского гражданина в рабство, но не иначе как за границу. Эти основания установления рабства отпали к периоду империи. Вместо них появились случаи обращения в рабство уже на территории Рима в связи с присуждением судом к определенным наказаниям. Так обращались в рабство лица, приговоренные к смертной казни или к бессрочной каторге, которая отбывалась в рудниках. Свободная женщина, вступившая в связь с рабом и не прервавшая ее, несмотря на требование господина, становилась рабыней.
|
|
Личное положение рабов
Основной определявший правовое положение рабов принцип servi res sunt исключает всякую возможность говорить о каких бы то ни было публичных правах рабов. Не несут они и публичных обязанностей — служба в римских войсках им недоступна; налогов они не платят, ибо они не признаются лицами.
Точно так же и в сфере частноправовой господин имеет права не по отношению к рабу, а на раба — так же, как он имеет права на животное или любую материальную вещь. Не будучи субъектом прав, рабы, с точки зрения права, не имели семьи. Связь раба с женщиной не признается браком. Это – конкубинат, не влекущий за собою в принципе никаких правовых последствии. Раб может быть предметом сделок: купли-продажи, имущественного найма. Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, соответствующий иск предъявляется не рабом, а господином.
В период империи ряд законов ограничивает права господина на личность рабов. Закон Petronia запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине I веке н. э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого покинул в старости или болезни. Во II веке н. э. установили такую же уголовную ответственность за убийство sine causa своего раба, как за убийство чужого.
Имущественное положение рабов
Будучи не субъектами, а объектами прав, рабы, разумеется, не имели имущества. Вещью, находящейся в обладании раба, независимо от того, как она в это обладание попала, с точки зрения права, обладал господин. Но раб был объектом прав, наделенным сознательной волей и способным служить интересам господина путем проявления этой воли. Поэтому было признано, что при помощи раба может быть расширен круг правовых отношений господина. За рабом была признана способность вступать в имущественные сделки ex persona domini, создавая при помощи этих сделок права для господина. Господин предъявлял иски из таких сделок, как если бы совершил их сам. Наоборот, обязательства из совершенных рабом сделок для господина не возникали.
|
|
Уже издревле было установлено, что если раб причинит кому-нибудь имущественный вред, украдет, испортит вещь, то господин обязан либо возместить этот вред, либо выдать раба потерпевшему.
Однако гражданский оборот был заинтересован не только в признании ответственности раба по заключенным им договорам, но и в установлении ответственности по этим договорам господина. И претор выработал вид исков к господину, сущность и структура которых непосредственно вытекали из жизненной и деловой обстановки, чаще всего обусловливавшей заключение рабом более крупных договоров.
Договоры, заключенные рабом в ходе исполнении хозяйственных заданий господина, стали признаваться основанием преторских исков к господину. Такими исками были:
— Если договор был совершен рабом, управлявшим предприятием господина
— Если договор был совершен рабом-капитаном принадлежащего господину корабля
— Если совершению договора рабом предшествует обращение господина к контрагенту раба
— Если на основании договора, совершенного рабом, какая-нибудь ценность поступила в имущество господина
По трем первым искам господин отвечал полностью, по последнему — в пределах сумм, поступивших в его имущество на основании договора, заключенного рабом.
Нередко сфера хозяйственной самостоятельности раба оказывалась значительно шире. Господин выделял рабу определенные имущественные ценности: земельный участок, скот, даже других рабов и предоставлял рабу вести самостоятельную хозяйственную деятельность, лишь внося господину определенную часть доходов. Юридически такое обособленное господином имущество, peculium, принадлежало господину, но фактически раб свободно располагал входившими в состав peculium имущественными ценностями.
С развитием экстраординарного процесса, раб постепенно приобрел право обращаться к магистрату для рассмотрения последним личных и имущественных претензий раба к другим лицам. В частности, раб мог потребовать принудительного осуществления своей обязанности лицом, которое, получив от раба определенную сумму денег, обязалось выкупить раба и затем освободить из рабства.
Несколько лучше положения других рабов было положение рабов государственных. В частности, за ними прямо признавалось право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.
Освобождение из рабства
Древнее время знало три способа освобождения из рабства по воле господина. По-видимому, древнейшим способом была manumissio testamento, то есть освобождение раба путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание. Этот законодательный характер был утрачен освобождением раба по завещанию вместе с изменением порядка составления завещания.
Manumissio testamento могла совершаться в разных формах:
— завещатель мог прямо предписать: раб становился свободным ispo iure с момента вступления завещания в действие, то есть с момента смерти господина
— завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить раба — раб становился свободным с момента совершения наследником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина
|
|
— завещатель мог освободить раба под суспенсивным (отлагательным) условием — раб становился свободным в момент наступления условия
Другим известным древнему праву способом освобождения из рабства была manumissio censu: внесение раба в списки граждан с ведома господина освобождало из рабства. Этот способ освобождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза.
Третий, известный древнейшему праву способ освобождения раба, назывался manumissio vindicta (мнимого процесса о свободе).
Во второй половине республики развиваются и новые неформальные способы освобождения из рабства:
— путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (manumissio inter amicos)
— путем составления господином отпускного письма (manumissio per epistolam)
Начиная со времени принципата, появляется и ряд случаев освобождения из рабства в силу закона: освобождаются из рабства раб, открывший убийцу господина, раб, в течение 20 лет живший как свободный, больной раб, брошенный господином.
В IV веве н.э. возникает церковная форма освобождения рабов путем соответствующего заявления господина в церкви.