Владение есть прежде всего реальное господство лица над вещью, вытекающее из фактического, физического отношения лица к предмету владения.
Римские юристы различали два элемента владения:
— субъективный — animus possidendi — намерение или воля владеть вещью, для себя, на себя
— объективный — corpus possessionis — реальное господство над предметом владения
Наличие первого элемента не требует особых форм проявления, а всегда предполагается, если существует второй, то есть фактическое господство лица над вещью. Второй (объективный) момент владения corpus possessionis в первоначальном своем значении представлял физическое соприкосновение лица с вещью, материальное или телесное проявление господства и власти над ней.
Виды владения
Цивильное владение – possessio civilis
В древнейшем праве от цивильного владельца требовалось, чтобы он был самостоятельным лицом — persona sui iuris. Если он располагал имущественной дееспособностью и проявил в отношении своего владения требуемые элементы намерения и фактического господства, то получал для защиты и охраны его владельческие интердикты.
Главным случаем цивильного владения являлось владение paterfamilias собственно на себя, на свое имя, причем уверенности в своем праве собственности — opinio dominii не требовалось.
Посредственное владение
Владению римляне противополагали нахождение вещи во владении, держание ее. Это было фактическое осуществление владения за других лиц на почве экономической зависимости от них: это было naturalis possessio. Оно не признавалось владением и характеризовалось как держание, то есть хотя это и было фактическое воздействие на вещь, но без признания правом за держателем воли владеть вещью на себя.
При этом, однако, посредники считались только держателями, те же, для кого они служили посредниками в осуществлении владения, признавались владельцами. За перечисленными категориями держателей признавалось право извлечения плодов и пользования, но всегда с оговоркой — по воле собственника.
Преторское владение
Практика претора предоставляла еще до истечения срока давности владельцу защиту интердиктами. В итоге развития эта защита предоставлялась всякому, кто осуществлял фактическое господство над вещью, при наличии обоих элементов владения — animus и corpus possidendi. Таким считалось всякое владение на себя, осуществляемое не только лично и непосредственно, но и через управляющих, держателей и других посредников.
Самый факт владения сообщает владельцу больше права, чем лицу не владеющему.
Приведенное Павлом различие правомерного и неправомерного владения — possessio iusta и iniusta — имело двоякий смысл. Первое — possessio iusta — признавалось при наличии какого-либо юридического основания и противополагалось владению неправомерному, лишенному всякого юридического основания, как у вора или грабителя. В другом смысле possessio считалась iniusta — неправомерным владением лишь в тех случаях, когда оно осуществлялось кем-либо неправомерно, злоумышленно или порочно, вопреки воле предшествующего. Сюда относились случаи, когда владение отнималось у предшествующего владельца насильственно, или удерживалось, несмотря на требование возврата.
Владение неправомерное (iniusta) могло быть одновременно недобросовестным, а именно, если владелец знал или должен был знать о неправомерности своего владения, или добросовестным, если он не знал и не должен был знать об этом.
Способы прекращения владения:
– недобровольная потеря владения, когда достаточно утраты фактического господства над вещью;
– добровольная потеря владения, когда требуется утрата обоих элементов владения (волевого и материального).