Аннотация
Мерзликин А.Е., Расчет точностных
параметров изделий и контроль. —
Челябинск: ЮУрГУ, 2017. — 17 с.
3 табл.
В данной курсовой работе приведен расчет и выбор посадки с натягом, переходной посадки и рассчитана посадка подшипника качения. Изображены схемы полей допусков и эскизы корпуса и вала, а так же приведены методы контроля качества поверхностей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
1.НАЗНАЧЕНИЕ ПОСАДОК ДЛЯ СОПРЯГАЕМЫХ РАЗМЕРОВ УЗЛА..........5
2.РАСЧЕТ ПОСАДОК................................................................................................6
2.1. Расчет посадки с натягом для гладкого цилиндрического соединения.........6
2.2. Расчет переходной посадки..............................................................................11
2.3. Расчет посадок подшипников качения............................................................14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................................................16
Основной задачей конструирования является создание новых и модернизация существующих машин и приборов, подготовка чертежей и другой технической документации, обеспечивающей высокий технологический уровень, качество, необходимую технологичность изделий, их конкурентоспособность. Решение этой задачи в значительной степени связано с выбором необходимой точности изготовления изделий, в том числе допусков их размеров, допусков формы и расположения, шероховатости поверхностей, назначение зазоров и натягов в соединении деталей (посадок), расчетом размерных цепей.
|
|
В решении задач совершенствования технологии машиностроения особое значение приобретает стандартизация и взаимозаменяемость. созданы государственные стандарты, регламентирующие допуски и посадки типовых деталей и соединений. Без этой стандартизации всевозможных изделий промышленности взаимозаменяемость в машиностроении был бы невозможнее, а, следовательно, сделалось бы невозможным и создание приборов и машин, разнообразных деталей и прочих изделий, обладающих желаемой технологичностью, качеством и совершенством конструкции. Кроме того, взаимозаменяемость — основной принцип конструирования, контроля и эксплуатации машин, позволяющий значительно ускорить проектно-конструкторские работы, удешевить производство машин и их эксплуатацию.
Целью данной работы является ознакомление с основами стандартизации и взаимозаменяемости и обучение использованию разнообразных стандартов, выбору оптимальных расчетных посадок и и оптимальной точности размеров при расчете размерных цепей.
НАЗНАЧЕНИЕ ПОСАДОК ДЛЯ СОПРЯГАЕМЫХ РАЗМЕРОВ УЗЛА.
Таблица 1 — Назначение посадок
|
|
Соединение | Посадка | Комментарий |
1-5; 18-5 | Обеспечивает зазор | |
2-17 | Переходная | |
3-17; 18-17 | Переходная | |
5-6 | Переходная | |
6-7 | Переходная | |
7-8 | Переходная | |
8-9 | Обеспечивает зазор | |
9-11 | Обеспечивает натяг | |
8-10 | Обеспечивает зазор | |
8-16 | Обеспечивает зазор | |
11-14 | Переходная | |
12-13 | Обеспечивает натяг | |
14-16 | Обеспечивает натяг | |
2-4 | M4-5H6H/6h | Резьба |
11-15 | М10-7H/7h6h | Резьба |
8-12 | 8x32x36 | Шлиц |
РАСЧЕТ ПОСАДОК
Расчет посадки с натягом для гладкого цилиндрического соединения
Исходные данные для расчета посадки взяты из задания и сведены в табл.1.
Таблица 1. — Исходные данные для расчета посадок с натягом
№ п.п. | Наименование величины | Обозначение в формулах | Численная величина |
Крутящий момент, Нм | Мкр | ||
Осевая сила, Н | F | ||
Номинальный диаметр соединения, мм | dн | ||
Внутренний диаметр втулки, мм | d1 | ||
Наружный диаметр корпуса, мм | d2 | ||
Длина соединения, мм | L | ||
Коэффициент трения | f | 0.16 | |
Модуль упругости материала втулки, Па | E1 | 0.9·1011 | |
Модуль упругости материала корпуса, Па | Е2 | 1·1011 | |
Коэффициент Пуассона материала втулки | µ1 | 0.33 | |
Коэффициент Пуассона материала шестерни | µ2 | 0.25 | |
Предел текучести материала втулки, Па | δ1 | 20·107 | |
Предел текучести материала корпуса, Па | δ2 | 18·107 |
Минимальный функциональный натяг определяем из условия прочности соединения:
= мкм
где f — коэффициент трения при запрессовке;
E1 и E2 — модули упругости материала;
C1 и C2 — коэффициенты жёсткости конструкции.
= ; = ;
Здесь 1 и 2 — коэффициенты Пуассона.
Максимальный функциональный натяг, определяемый из условия обеспечения прочности сопрягаемых деталей:
= =128,8 мкм
где pдоп — наибольшее допускаемое давление по контактной поверхности, при котором отсутствуют пластические деформации, определяется по формулам:
а) Для отверстия
= 8,433·107Па
б) Для вала
= 5,6·107Па
где — предел текучести материалов деталей при растяжении.
Nmax рассчитывается по наименьшему значению. В данном случае расчёт производится по p2доп.
Из функционального допуска посадки определяем конструкторский допуск посадки, по которому устанавливаем квалитеты вала и отверстия:
TNф= Nmax – Nmin= 128,8 – 10,8 = 110 мкм
Конструкторский допуск посадки:
,
где ITD — табличный допуск отверстия, ITd — табличный допуск вала.
Эксплуатационный допуск посадки:
,
где — запас на эксплуатацию, — запас на сборку.
Эксплуатационный допуск посадки должен быть не менее 20% от функционального.
Определим квалитеты отверстия вала.
Из ГОСТ 25346 – 82 «Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений» найдем допуски IT6…IT8 для dн=47 мм; IT6 = 16 мкм, IT7 = 25 мкм, IT8 = 39 мкм.
Возможно несколько вариантов значений TNК и TЭ:
при TNК = ITD+ ITd = IT7 + IT6 = 25 +16 = 41мкм
TNэ = TNф − TNК = 110 − 41 = 69 мкм, это около 62,7% TNф;
при TNК = IT7 + IT7 = 25 + 25 = 50 мкм;
TNэ = 110 − 50 =60 мкм, т.е. 54,5% TNф;
при TNК = IT8 + IT7 = 39 + 25 = 64 мкм
TNэ = 110 − 64 = 46 мкм, т.е. 41,8% TNф;
Все три варианта дают удовлетворительный результат.
Учитывая предпочтительность посадок по ГОСТ 25347-82, примем для отверстия втулки допуск IT7, для вала — IТ6.
Для учёта конкретных условий эксплуатации в расчетные предельные натяги необходимо ввести поправку, учитывающую смятие неровностей контактных поверхностей соединяемых деталей:
= =10,25 мкм
где RaD, Rad — среднее арифметическое отклонение профиля соответственно отверстия и вала.
мкм
мкм
Определяем функциональные натяги с учетом поправок:
=10,8+10,25=21,05≈21 мкм
=128,8+10,25=139,05≈139 мкм
Для обеспечения работоспособности стандартной посадки необходимо выполнить условия
а) Nmax табл. ≤Nmaxрасч; Nmaxфрасч − Nmax табл =Δсб;
|
|
б) Nmin табл ≥Nminфрасч; Nmin табл − Nminфрасч =Δэ;
в) Дэ>Дсб.
Проверим посадки с натягом из числа рекомендуемых ГОСТ 25346 – 82 «Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений» в системе отверстия.
Анализ посадок проведен в таблице 2
Таблица 2 — Анализ посадок
Посадки | ||||
-3 | ||||
-3 | ||||
Из таблицы видим, что рекомендуемая посадка удовлетворяет поставленным условиям. Поля допусков представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема рекомендуемых посадок в системе отверстия.