Для сопряжения 5-6 применена переходная посадка, обеспечивающая легкость сборки и высокую тонность центрирования. Точность центрирования определяется величиной, которая в процессе эксплуатации увеличивается:
= =20...8 мкм
где Fк — радиальное биение, определяемое по ГОСТ 24643 – 81 «Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения» таблица 5 по степени точности 8:
Fк=40 мкм, К — коэффициент запаса прочности (2...5).
В системе основного отверстия из рекомендуемых стандартных полей допусков составляем посадки. Определяем , по которому и подбираем оптимальную посадку так, чтобы был приблизительно равен или больше .
1)Æ25 ;
2)Æ25 ;
3)Æ25 ;
4)Æ25 .
Для данного соединения наиболее подходит посадка Æ25 ; посадка Æ25 обеспечит лучшее центрирование, но трудоемкость сборки увеличится по сравнению с посадкой Æ25 , так как относительный зазор > .
Итак, принимаем посадку Æ25 ; Smax=0,0275, Nmax=0,0065
Средний размер отверстия:
Средний размер вала:
Так как Sтабл>Smax, то надо определить вероятностное предельное значение Sвер, и оно должно быть меньше Smax.
|
|
Легкость сборки определяется вероятностью получения натягов в посадке. Принимаем, что рассеяния размеров отверстия и вала, а также зазора и натяга подчиняются закону нормального распределения и допуск равен величине поля рассеяния :
,
где σ - среднеквадратическое отклонение случайного значения параметра от цента группирования.
Тогда выражаем:
; .
Среднеквадратическое отклонение для распределения зазоров и натягов в соединении:
При средних размерах отверстия и вала средний зазор равен:
Определяем вероятность зазоров от 0 до 10,5 мкм, т.е. х =10,5
По справочнику находим значение интегральной функции вероятности Ф(z). Вероятность получения зазора: Ф (2,5)=0,4938.
Кривая вероятностей натягов и зазоров посадки Æ25 изображена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Кривая вероятность натягов и зазоров посадки Æ25
Вычислим диапазон рассеяния зазоров и натягов:
ω= 6 σN,S= 6*4,12 = 24,72 мкм
Вероятность получения зазоров в соединении 0,5+0,4938=0,9938, то есть 99%. Вероятность получения зазоров в соединении 1-0,99=0,01 или 1%. Предельные значения натягов и зазоров:
2.2. Расчет посадок подшипников качания
Назначим посадку подшипника качения 18. Выбор посадки зависит от вида нагружения колец подшипника. Определим виды нагружения: по условиям работы узла внутреннее кольцо подшипника имеет циркуляционное нагружение, так как внутренняя обойма подшипника вращается вместе с валом и воспринимает радиальную нагрузку последовательно всей окружностью дорожки качения, наружное - местное, так как монтируется в неподвижный корпус, воспринимает постоянную по направлению радиальную нагрузку лишь ограниченным участком дорожки качения.
|
|
Запишем в таблицу 4 основные габаритные размеры подшипника по ГОСТ 8338-75 (СТ СЭВ 402-76).
Таблица — Основные габаритные размеры подшипника 305 ГОСТ 3478-79
d, мм | D, мм | B, мм | r, мм |
Для уточнения посадки циркуляционно нагруженного кольца подшипника определяем интенсивность радиальной нагрузки на посадочной поверхности:
= =538,461
где R – приведенная радиальная реакция опоры на подшипник, (R=7000 Н);
В – рабочая ширина посадочной поверхности кольца подшипника за вычетом фасок;
r – радиус скругления фаски;
К П – динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (при перегрузке до 150%, умеренных толчках и вибрации К П =1);
F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга на полом вале или тонкостенном корпусе (примем F=1);
FА – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел качения в двухрядных подшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии на опоре осевой нагрузки (в обычных случаях FА=1);
Выберем поле допуска поверхности детали, сопрягаемой с циркуляционно нагруженным кольцом подшипника по ГОСТ 3325-85 — Ø 25 k6
Выберем поле допуска поверхности детали, сопрягаемой с местно нагруженным кольцом подшипника по ГОСТ 3325-85 — Ø 62 Н7
Определим предельные отклонения присоединительных диаметров подшипников качения по ГОСТ 520-71 (СТ СЭВ 774-77):
L 0 , l 0 .
Построим схему полей допусков сопряжения внутреннее кольцо подшипника - вал (Рисунок 3).
Рисунок 3 - Схема полей допусков сопряжения внутреннее кольцо подшипника – вал.
Построим схему полей допусков сопряжения корпус — наружное кольцо подшипника (Рисунок 4)
Рисунок 4 - Схема полей допусков сопряжения корпус
- наружное кольцо подшипника
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. - М.:
Машиностроение, 1982.
2. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения.
Учебное пособие для выполнения курсовой работы с применением ЭВМ серии
СМ для расчета посадок с натягом Бойков Ф.И., Борблик H.JL, Серадская И.В. и др.-Челябинск: ЧПИ, 1985.- 89 с.
3. Белкин И.М. Допуски и посадки: Учеб. пособие для студентов
машиностроительных специальностей высших технических заведений. М.:
Машиностроение, 1992.
4. Тищенко О.О., Валединский А.С. Взаимозаменяемость,- стандартизация
и технические измерения. М.: Машиностроение, 1997г
5. Болдин JI.A. Основы взаимозаменяемости и стандартизация в
машиностроении. -14.: Машиностроение, 1984.
6. Мягков В.Д. Допуски и посадки: Справочник. 52-х т.-М.- Л:
Машиностроение, 1978, 1982.
7. Зябрева Н.Н. Пособие к решению задач по курсу «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» Н.Н.Зябрева, Е.И.Перельман, 14.5. Шагал.-14.: Высшая школа, 1977.
8. ГОСТ 25346-82 ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных
отклонений
9. ГОСТ 25347-82 ЕСДП. Поля допусков и рекомендуемые посадки