V. Ведущие характерологические особенности больного (со слов родителей и близких родственников)

Схема обследования больных страдающих заиканием

I. Паспортные данные

1. Фамилия, имя и отчество.

2. Дата и год рождения.

3. Место рождения.

4. Национальность, родной язык; язык на котором общаются в семье; возможное двуязычие.

5. Домашний адрес, номер телефона.

6. Место учёбы (класс, курс), место работы (занимаемая должность; профессия, специальность, полученные в учебном заведении), отсутствие работы.

7. Фамилия, имя, и отчество лиц, с которыми проживает больной.

8. Материальное положение семьи.

II. Жалобы

Задать больному вопрос «На что в связи с речью Вы жалуетесь?»

Выслушать всё, что расскажет пациент, обращая внимание на особенности его речи и поведение во время беседы.

III. Анализ жизни

(Желательна беседа с матерью больного, либо следует проанализировать её ответы на вопросы, заданные в письменной форме и заранее переданные специалисту пациентом).

1. Возраст родителей в момент рождения ребёнка.

2. Какая у матери беременность по счёту? (Если беременность не первая, чем оканчивались предыдущие беременности: роды; аборты; выкидыши и их причины).

3. Течение беременности (условия работы и жизни матери, возможные вредности: заболевания, травмы, психотравмы, химические и лучевые воздействия, отношения с мужем – отцом ребёнка и родственниками при совместном проживании, вредные привычки отца ребёнка, особенности течения беременности вне брака)

4. Роды (срочные, досрочные, с запаздыванием, нормальные, стремительные, затяжные, сухие, со стимуляцией и родовспомогательными средствами).

5. Состояние ребёнка в момент родов (нормальное – по заключению врача; травмы, асфиксия – синяя, белая; когда закричал, проводились ли реанимационные мероприятия; врождённые пороки; масса тела и длина).

6. Грудное вскармливание (на какие сутки принесли кормить; наличие и количество молока; как взял грудь; искусственное вскармливание; длительность грудного вскармливания; в каком возрасте начали ребёнка прикармливать).

7. Физическое развитие (время появления первых зубов, когда сел, встал в кроватке, начал ходить, как прибавлял в весе, координированность движений).

8. Психическое развитие после рождения и состояние нервной системы матери (был спокойным, беспокойным, много плакал, капризничал; ночной сон: мало, много спал; спокойно мог лежать в постели; был приучен к рукам; тянул руки к игрушкам, фиксировал на них взгляд; узнавал близких, улыбался им; как реагировал на различные звуки и речь; как реагировал на посторонних людей; какая рука, по мнению родителей, была активнее: правая или левая, в каком возрасте начал проситься на горшок).

9. Речевое развитие (время появления гуления, лепетной речи, первых слов, фраз; своеобразие детской речи: аграмматизмы, нарушения произношения; объём понимания обращённой речи; возраст исчезновения особенностей детской речи; была ли необходимость в логопедической помощи при устранении недостатков детской речи).

10. Данные о наследственности, перенесённых заболеваниях и травмах (по заключению врача или материалам истории болезни).

IV. Анамнез болезни

1. Возраст возникновения заикания.

2. Причины возникновения заикания (по мнению родителей).

3. Речевая наследственность (заикание в семье, в роду; ускоренный темп речи родителей; другая речевая патология).

4. Возможность возникновения индуцированного заикания (по подражанию).

5. Лечение заикания в прошлом (лечебные учреждения, консультативная помощь, проведение лечебно – коррекционных курсов, их продолжительность).

6. Результаты проведённого в прошлом лечения (сроки ремиссий).

7. Эмоционально-значимые ситуации речевого общения к моменту обследования (распределение ситуаций по степени сложности).

8. Отношение больного к своему речевому нарушению (относится спокойно, стесняется, боится говорить в определённых ситуациях, очень боится говорить везде и всюду).

V. Ведущие характерологические особенности больного (со слов родителей и близких родственников).

По характеру общительный, имеет много друзей; замкнутый, не общительный, друзей мало или не имеет; спокойный, уверенный в себе; тревожный, мнительный, стеснительный, слезливый; в коллективе является лидером; легко попадает под влияние окружающих; организованный, дисциплинированный, ответственно относится к порученному делу; не организованный, безответственный, не целеустремлённый; работоспособный, легко утомляется; добрый, внимательный, отзывчивый; эгоистичный, злобный, завистливый; отношение к близким; отношения к учёбе, к работе; круг интересов, занятия в свободное время. Вредные привычки (табакокурение, алкоголизация, наркомания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: