В правовом регулировании применения таможенных платежей по-прежнему, несмотря на возрастание роли международно-правовых норм, сохраняют свое значение источники норм внутригосударственной (национальной) правовой системы. Условно последние можно определить как "внутренние" источники правовых норм, т.е. признаваемые и воспроизводимые непосредственно самой национальной системой права в качестве формы выражения (и закрепления) юридических норм. Для целей изучения источников регулирования таможенных платежей представляется целесообразным дать краткую юридическую характеристику таких источников норм национально-правовой системы России, обратив внимание на следующие их виды:
- Конституция;
- законодательные акты;
- подзаконные акты;
- судебная практика;
- правовой обычай, общепризнанные правовые принципы, положения доктрины.
Здесь необходимо отметить, что в данном случае используется расширительное понимание термина "источник правовых норм", вследствие чего наряду с Конституцией и законодательными актами, которые, как отмечают многие исследователи*(20), в строго формальном смысле только и могут рассматриваться в качестве таких источников; в предложенный перечень включены также ведомственные акты, а также решения судебных органов, правовой обычай, общепризнанные правовые принципы, положения доктрины. Такой подход можно аргументировать тем, что, во-первых, "ведомственное нормотворчество" в определенных случаях выступает одной из форм проявления делегированного законодательства. Во-вторых, положения большинства ведомственных актов, решений судов с содержательной точки зрения имеют весьма сильное влияние на правоприменительную практику в таможенном деле.
|
|
Конституция
Конституция закрепляет основы таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации. В ней устанавливается, что таможенное регулирование относится к ведению РФ (п. "ж" ст. 71). На конституционном уровне гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров на территории России (ст. 8); запрещается установление на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74). Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Закон в системе источников применения таможенных платежей
Среди источников правового регулирования применения таможенных платежей законы всегда играли главенствующую роль, которая определялась с точки зрения не только формы, но и содержания данных актов. Формально законодательные акты по своей юридической силе следуют в иерархической системе нормативных актов сразу за Конституцией, и им должны соответствовать все иные правовые акты, находящиеся на нижних ступенях этой системы.
|
|
Подзаконные акты
По количественным параметрам достаточно многочисленным по своему составу видом источников норм правового регулирования применения таможенных платежей, как, впрочем, и таможенных отношений в целом, являются подзаконные акты, принимаемые во исполнение положений Таможенного кодекса (равно как и иных законов по таможенным вопросам) исполнительной властью. Подзаконные акты должны подчиняться общим принципам правовой системы государства.
Судебная практика
В современных условиях большое значение в правовом механизме применения таможенных платежей имеет судебная практика*(44).
В России сегодня она активно создается в процессе деятельности развитой системы судебных органов. Наиболее "весомыми" по своей юридической значимости и авторитету, безусловно, являются решения Конституционного суда.
Суды общей юрисдикции также принимают активное участие в формировании судебной практики, обеспечивая решение вопросов, связанных с установлением содержания таможенно-правовых актов (включая проверку их законности*(45)), применением норм в конкретных ситуациях (в России в спорах между таможенными органами и физическими лицами), а также рассмотрением дел о правонарушениях в таможенной сфере.