Основные источники национальной (внутригосударственной) правовой системы регулирования таможенных платежей

В правовом регулировании применения таможенных платежей по-прежнему, несмотря на возрастание роли международно-правовых норм, сохраняют свое значение источники норм внутригосударственной (национальной) правовой системы. Условно последние можно определить как "внутренние" источники правовых норм, т.е. признаваемые и воспроизводимые непосредственно самой национальной системой права в качестве формы выражения (и закрепления) юридических норм. Для целей изучения источников регулирования таможенных платежей представляется целесообразным дать краткую юридическую характеристику таких источников норм национально-правовой системы России, обратив внимание на следующие их виды:
- Конституция;
- законодательные акты;
- подзаконные акты;
- судебная практика;
- правовой обычай, общепризнанные правовые принципы, положения доктрины.
Здесь необходимо отметить, что в данном случае используется расширительное понимание термина "источник правовых норм", вследствие чего наряду с Конституцией и законодательными актами, которые, как отмечают многие исследователи*(20), в строго формальном смысле только и могут рассматриваться в качестве таких источников; в предложенный перечень включены также ведомственные акты, а также решения судебных органов, правовой обычай, общепризнанные правовые принципы, положения доктрины. Такой подход можно аргументировать тем, что, во-первых, "ведомственное нормотворчество" в определенных случаях выступает одной из форм проявления делегированного законодательства. Во-вторых, положения большинства ведомственных актов, решений судов с содержательной точки зрения имеют весьма сильное влияние на правоприменительную практику в таможенном деле.

Конституция

Конституция закрепляет основы таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации. В ней устанавливается, что таможенное регулирование относится к ведению РФ (п. "ж" ст. 71). На конституционном уровне гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров на территории России (ст. 8); запрещается установление на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74). Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

 

Закон в системе источников применения таможенных платежей

Среди источников правового регулирования применения таможенных платежей законы всегда играли главенствующую роль, которая определялась с точки зрения не только формы, но и содержания данных актов. Формально законодательные акты по своей юридической силе следуют в иерархической системе нормативных актов сразу за Конституцией, и им должны соответствовать все иные правовые акты, находящиеся на нижних ступенях этой системы.

Подзаконные акты

По количественным параметрам достаточно многочисленным по своему составу видом источников норм правового регулирования применения таможенных платежей, как, впрочем, и таможенных отношений в целом, являются подзаконные акты, принимаемые во исполнение положений Таможенного кодекса (равно как и иных законов по таможенным вопросам) исполнительной властью. Подзаконные акты должны подчиняться общим принципам правовой системы государства.

Судебная практика

В современных условиях большое значение в правовом механизме применения таможенных платежей имеет судебная практика*(44).
В России сегодня она активно создается в процессе деятельности развитой системы судебных органов. Наиболее "весомыми" по своей юридической значимости и авторитету, безусловно, являются решения Конституционного суда.
Суды общей юрисдикции также принимают активное участие в формировании судебной практики, обеспечивая решение вопросов, связанных с установлением содержания таможенно-правовых актов (включая проверку их законности*(45)), применением норм в конкретных ситуациях (в России в спорах между таможенными органами и физическими лицами), а также рассмотрением дел о правонарушениях в таможенной сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: