Применение механизма поступления и распределения таможенных платежей в ЕАЭС

Основные положения, касающиеся поступления ввозных таможенных пошлин и их дальнейшего распределения между союзными государствами, закреплены в Соглашении от 20 мая 2010 г. "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" (далее - Соглашение от 20 мая 2010 г.). Данный документ устанавливает такие ключевые положения, как нормативы распределения сумм, порядок обмена информацией и процедура применения санкций. Статья 70 Таможенного кодекса Таможенного союза относит к таможенным платежам ввозные и вывозные таможенные пошлины, НДС и акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а также таможенные сборы.

В процессе поступления, зачисления и распределения таможенных пошлин возникают правоотношения, участниками которых являются: плательщики таможенных платежей, ФТС России, Казначейство России, Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Государственное казначейство Республики Беларусь и национальные банки государств. В части нормативно-правового регулирования поступления и распределения средств следует отметить Приказ Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", который раскрывает основные положения в части распределения доходов на территории Российской Федерации, а также Приказ Федерального казначейства от 16 июня 2010 г. N 144 "Об утверждении Порядка исполнения Федеральным казначейством положений Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозной таможенной пошлины (иных пошлин, имеющих эквивалентное действие)", который непосредственно касается механизма зачисления и распределения таможенных платежей.

Механизм поступления и распределения таможенных платежей сводится к следующему. Субъекты, обязанные уплачивать таможенные пошлины и сборы, указывают в платежном документе реквизиты счета 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет 40101), который открыт Межрегиональному управлению Федерального казначейства (далее - МУФК). МУФК, в соответствии с Положением о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 17 мая 2011 г. N 185, является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства и обладает полномочиями по открытию и ведению лицевых счетов администратору доходов бюджета для учета операций по таможенным и иным платежам от внешнеэкономической деятельности. Итак, таможенные платежи поступают на счет 40101. Администратором данного вида доходов является Федеральная таможенная служба. Данный орган исполнительной власти в рамках указанных полномочий осуществляет взимание, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты. С указанного счета происходит также возврат ввозной таможенной пошлины (Осуществляется ФТС России), и на данном счете резервируются авансовые платежи. Следует отметить, что режим данного счета совпадает с режимом счета 40105 "Средства федерального бюджета" (далее - счет 40105) и предполагает запрет обращения взысканий на находящиеся на нем средства.

После того как средства поступили на счет 40101, Федеральное казначейство определяет суммы, подлежащие распределению между бюджетами государств - членов Таможенного союза. Происходит это путем умножения общей суммы ввозных таможенных пошлин на нормативы распределения. Затем, на следующий день после зачисления средств на счет, осуществляется непосредственно распределение средств. Платежи, подлежащие зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации, поступают на счет 40105. Средства, предназначающиеся Республике Казахстан (далее - РК) и Республике Беларусь (далее - РБ), перечисляются в рублях на соответствующие корреспондентские счета, открытые в Банке России, Комитету казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и Государственному казначейству Республики Беларусь, с которых, уже в национальной валюте, средства зачисляются на единый счет бюджета соответствующего союзного государства.

Касательно механизма перечисления средств из РК и РБ: он представляет собой обратный механизм. То есть средства (в национальной валюте - тенге и белорусских рублях) поступают на корреспондентские счета Казначейства России, открытые в национальных банках союзных государств, а затем зачисляются на единый счет федерального бюджета (40105). Данные суммы предварительно конвертируются в рубли. Учитывает данные поступления, т.е. выступает их администратором, Казначейство России.

Без сомнения, применение механизма единого счета при распределении сумм от внешнеэкономической деятельности позволяет существенно упростить процедуру перевода и зачисления средств, обеспечивает прозрачность расчетов. Ежедневный обмен информацией, осуществляющийся между казначействами союзных государств, позволяет контролировать данные поступления. Информация состоит из отчетов о поступлении и перечисленных союзным государствам сумм. Указанные сведения предоставляются и при отсутствии средств к перечислению. Значение наличия ежедневной актуальной и оперативной информации состоит также в возможности учета поступления, анализа и составления отчетности.

Льготы по НДС предоставляются в виде пониженной ставки. «Стандартная» ставка по НДС – 18%. По некоторым товарам и услугам существуют пониженные ставки – 10% и 0% от налоговой базы. Есть ещё и такие налогоплательщики, которые полностью освобождаются от уплаты налога. НДС начисляется при реализации товаров или имущественных прав, а также выполнении работ или оказании услуга на территории нашей страны.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА Так как НДС – это федеральный налог, то и предоставление льгот регулируется федеральным законодательством, а именно главой 21 НК РФ. В статье 145 НК РФ и в статье 145.1 НК РФ указаны те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые полностью освобождаются от обязанности исчисления и уплаты НДС. В статье 149 НК РФ указаны операции, которые не подлежат налогообложению. В статье 164 НК РФ приведены налоговые ставки, а также операции, к которым эти ставки применяются. Льготы по НДС, их виды и порядок из представления приведён в вышеуказанных статьях. ВИДЫ ЛЬГОТ Как уже упоминалось, в ст. 149 НК РФ указаны те операции, исполнение которых даёт право налогоплательщикам на НДС. Условно эти льготы можно разделить на 3 группы: Группа Описание 1-я группа Льготы, которые предоставляются при реализации конкретных товаров, услуг или работ 2-я группа Льготы, которые предоставляются некоторым предприятиям и индивидуальным предпринимателям 3-я группа Льготы, которые при осуществлении некоторых операций УСЛОВИЯ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ Условия применения льгот по НДС для всех фирм и юридических лиц одинаковые: Если фирма осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию и у неё есть право на льготу, то для предоставления льготы она должна иметь лицензию. Если такой лицензии нет, то фирма платит НДС в обычном режиме, без льгот. Если фирма осуществляется не только те операции, которые подлежат льготированию, но и другие, то необходимо вести раздельный учёт.

Стоит помнить, что если данная операция не облагается НДС, то и в счёт-фактуре должна быть пометка «без НДС». Если же НДС будет выделено в документе, то фирма должна уплатить эту сумму в бюджет. За неправомерное использование льготы НК РФ не предусматривает штраф. Штраф будет налагаться на налогоплательщика за несданную вовремя декларацию и неуплаченный налог. ПЕРЕЧЕНЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НДС ↑ Разделив условно льготы по НДС на 3 группы, необходимо «разложить» каждую группу по конкретным льготам. Порядок представления льгот указан в Налоговом кодексе.

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ В 1-ую группу, в которую входят льготы, которые предоставляются при реализации некоторых товаров, а также работ или услуг, включаются следующие льготы при реализации: Почтовых марок, а также маркированных конвертов и открыток. Изделий народного промысла, которые официально признаны художественным достоянием нашей страны. Медицинских товаров, которые утверждены Постановлением Правительства от 17.01.2002 года № 19. Монет из драгметаллов. Исключением являются коллекционные монеты. Услуг, гарантийного обслуживания товаров, при неистекшим гарантийном сроке. Работы, выполняемы при реставрации памятников и народного достояния нашей страны. Производство продуктов питания для учреждений медицины, школьного и дошкольного образования. Перевозка пассажиров в рамках внутригородского и пригородного сообщения. Реализация жилых помещений и долей в них. Передача права собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Реализация отходов, а также лом цветмета и чермета. Другие товары и услуги, которые перечислены в вышеуказанной статье.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАТЕГОРИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Во 2-ую условную группу входят те предприятия и индивидуальные предприниматели, которые оказывают следующие услуги или выполняют работы: В образовательной сфере. Реализуют товар в зонах беспошлинной торговли. Учреждения культуры и искусства. Реализуют товары для нужд обществ инвалидов и других общественных предприятий. По реализации сельхоз продукции. Архивные и ритуальные услуги. Страховые услуги. Услуги по негосударственному пенсионному страхованию. Банковские операции. Обслуживание банковских карт. Оплата за содержание детей в детских садах, а также плата за кружки и секции в детских образовательных учреждениях. Услуги государственных и муниципальных учреждений по уходы за больными, инвалидами и престарелыми людьми. Услуги адвокатов и адвокатских бюро. Другие работы и услуги, которые перечислены в ст. 149 НК.

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В 3-ью условную группу льгот по НДС можно отнести следующие операции: Предоставление в аренду помещений по договору для нужд иностранных граждан и организаций, которые имеют аккредитацию в нашей стране. Реализация социально-экономических жилищных программ по предоставлению жилья военнослужащим. Безвозмездная передача товаров, оказание услуги и выполнение работ в рамках благотворительных программ. Проведение государственных лотерей. Другие операции, которые указаны в ст. 149 НК РФ.

 

--

В соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ не признается реализацией (не включаются в налогооблагаемый оборот и не облагаются НДС):

операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Кроме того, согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому, Правительством Российской Федерации;

медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарноэпидемиологических услуг;

услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

услуг по перевозке пассажиров (не забудьте условия при которых применяется данная льгота);

услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);

услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений; и т.д.
В соответствии с подпунктом 2 пункта З статьи 149 НК РФ также не подлежат налогообложению НДС операции по реализации (в том числе передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных выше общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога на добавленную стоимость не превысила в совокупности 2 миллиона рублей (до 01 января 2006 года ограничение - 1 миллион рублей)
При этом следует помнить, что НК РФ накладывает ограничения на применение данного льготного налогового режима по НДС.

Кроме того, прежде чем применить данный метод минимизации налога, нужно оценить то обстоятельство, что данный налогоплательщик будет реализовывать товары (работы, услуги) без НДС.
Для получения освобождения налогоплательщики должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 НК РФ, которые подтверждают право на такое освобождение, в ИМНС по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
При этом следует помнить, что организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 статьи 145 НК РФ.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца налогоплательщики, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: