Культурно-развлекательная деятельность учреждений культуры

Культурно-развлекательная деятельность учреждений культуры является одним из основных направлений. Однако на практике это направление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной сторо­ны, организация отдыха и развлечений в учреждениях куль­туры - дело популярное, а с другой - уровень этой деятель­ности чрезвычайно низок.

Организация отдыха и развлечений в учреждении куль­туры представляет собой вид деятельности специалистов, от которых требуется высокий уровень профессионального мастерства и уровень культуры аудитории. Организуя от­дых и развлечения, специалисты смогут вовлечь людей в

действие самой жизни на основе их инициативы, активно­сти, вызвать сильные, разнообразные эмоции.

В современных условиях организация отдыха и развле­чений требует особого простора для фантазии и выдумки, широкого повседневного поиска оригинальных решений.

В процессе реформирования нашего общества люди ста­ли освобождаться от ложного пафоса и псевдокультуры, появилась определенная раскрепощенность, которая от не­достатка культуры у значительной части молодежи перехо­дит в нарушение общественного порядка.

На реальное отношение людей к проблемам организации отдыха и развлечений свое влияние оказывают интенсифи­кация и усложнение психической деятельности человека; развертывание его духовного, личностного потенциала и соответствующий этому рост потребности в признании, уважении и личностном самовыражении.

Одной из причин низкого уровня этого направления дея­тельности в учреждениях культуры является то, что специа­листы еще слабо усвоили разницу в понятиях «отдых» и «развлечения». В процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомле­ния. Отсюда развлечения требуют особой физической и эмоциональной нагрузки. Природа отдыха и развлечений определяет и свою аудиторию. Для молодежи характерны развлечения, а отдых необходим людям старшего возраста. Полноценный отдых предполагает познавательную актив­ность, получение знаний, развитие интеллекта, смену видов деятельности. Развлечения развивают у человека сноровку, находчивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией.

Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержа­тельным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего

настроения на рабочую неделю, значительно продлевает ра­ботоспособность и жизнь.

Отдых в учреждениях культуры носит массовый, груп­повой и индивидуальный характер. Организовать коллек­тивный отдых - это означает включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные инте­ресы с общественными, добиться соответствия его индиви­дуальных действий характеру объективных законов обще­ственного развития. Поэтому организация отдыха, по своей сути, выступает как творческий процесс, эффективность ко­торого во многом зависит от участия в нем самого населе­ния, его умения отдыхать.

В культурно-развлекательной деятельности особенно важно, чтобы каждый человек занимался своим любимым делом, выполнял бы те действия, которые больше всего от­вечают его собственным интересам и возможностям.

В последнее время в учреждениях культуры предпочте­ние отдается общесемейному проведению досуга (74% оп­рошенных), т.е. таким пассивным формам отдыха, как про­смотр видеокассет, прослушивание музыки и т.д.

Наблюдения показывают, что значительно сократилась роль книг, газет, лекций, что можно объяснить как большой занятостью домашними делами, так и повышением значи­мости общесемейных форм досуга.

Насчитывается около 68% людей, которые не находят полезных занятий для отдыха и ищут любую компанию, чтобы растрачивать свой досуг порой во вред своему здоро­вью и интеллекту.

Рассматривая организацию отдыха и развлечений как особую деятельность, следует отметь концентрацию в ней интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека. Нужно учесть также особое значение эмоциональной насы­щенности в активном отдыхе, а не только в развлекатель­ных программах.

Активный отдых позволяет переключиться с обязатель­ных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умст­венной нагрузки на физическую, с личных дел и интересов на общественные, и наоборот.

Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий в структуре имеющегося времени, их энергетические, вре­менные и другие лимиты, их психофизиологическую цен­ность для разных людей.

При этом следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональную нагрузку воздействия на человека в процес­се отдыха и развлечений, между которыми имеется опреде­ленная взаимозависимость.

Основным методом в культурно-развлекательной деятельности является игра. Здесь игра выступает в двух ипостасях: как метод подготовки программы и как форма. Как форма игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровых правил; потребности в игровой деятельности.

Как метод игра представляет собой сознательную ини­циативную деятельность, направленную на достижение ус­ловной цели, добровольно установленной самими играю­щими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой ини­циативы играющих.

Правила игры определяют характер препятствий и труд­ностей в игре на пути к достижению цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игр.

Основная структура игры: экспозиция- программа организации участников, формирование команд; завязка ~ изложение правил игры; основное действие: по­буждение, стимул к игре; управление игровым Действием; вовлечение играющих участни­ков в игру; организация игрового финала.

Кульминация - достижение игровой цели. Финал - чество­вание победителей игры.

Выбор игры для конкретной формы культурно-развлекательной деятельности зависит от: цели; возрастных особенностей участников игры; количества участников; ус­ловий проведения игры; места проведения игры; наличия игрового инвентаря.

Текст объяснения правил должен быть кратким и логич­ным и включать: название игры, цель игры, роли и места расположения играющих, ход игры, правила игры.

Можно использовать прием показа отдельных моментов игры. В качестве демонстрантов игры могут выступать иг­ровые персонажи, например, скоморохи, клоуны и т.д.

Некоторые игры требуют выделения из среды играющих водящего. Для этого можно использовать прием приглаше­ния или жребия, но наиболее интересный прием, с педаго­гической точки зрения, - выдвижение водящего коллекти­вом играющих.

Определение результатов игры имеет большое воспита­тельное значение, поэтому организаторам необходимо про­думать характер объявления результатов игры. В Россий­ской Федерации все большей популярностью пользуются те формы культурно-развлекательной деятельности, которые осуществляются на фольклорно-игровых традициях. Это:

- спортивно-художественный праздник «Молодецкие игры», содержащий синтез забав, игр, обрядов и цере­моний с современными спортивно-техническими вида­ми спорта;

- художественно-игровые вечера «Посиделки»;

- семейно-бытовые формы досуга типа «Вечерок», за основу структурного построения которых берется фор­ма встречи 2-3 семей в учреждении культуры;

- танцевально-игровые вечера «Русский чай», «У си­бирского самовара» и т.д.

Так, спортивно-художественный конкурс «Молодецкие игры» проводится в целях активизации спортивно-художественной деятельности организаций досуга на фольклорно-игровых традициях.

Основные этапы организации художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры».

1. Создание оргкомитета конкурса: в оргкомитет могут входить представители государственных, общественных ор­ганизаций и неформальных объединений; оргкомитет раз­рабатывает основные положения художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры», в которые вхо­дят: цели и задачи конкурса; состав участников; время и ме­сто проведения; ответственные за финансирование и реше­ние оргвопросов; основные этапы конкурса; программа конкурса; требования к командам-участникам; состав жю­ри; система оценки этапов конкурса; порядок награждения победителей.

2. Распространение положения о проведении «Молодец­ких игр».

3. Предварительный этап «Молодецких игр»: жеребьевка команд-участниц конкурса; составление графика предвари­тельных соревнований и конкурсов.

4. Подготовка художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры»: место проведения конкурса; ярмарки; игровые аттракционы; медицинское обслуживание; отряд по охране общественного порядка; формирование режис-серско-постановочной группы; составление плана проведе­ния репетиций коллективов художественной самодеятель­ности.

5. Проведение «Молодецких игр»: встреча команд-участниц; торжественное открытие «Молодецких игр»; по­строение команд-участниц; вынос и поднятие флага; при­ветствие членов организационного комитета, гостей, участ­ников конкурса; художественное представление команд; от­крытие ярмарки; спортивные состязания; народные гулянья.

6. Подведение итогов конкурса и награждение победите­лей.

7. Торжественное закрытие художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры».

Следует учитывать и специфику различных видов отды­ха: праздничный и повседневный, в выходные дни и семей­ный отдых. И каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу.

Праздничная ситуация максимально активизирует эмо­циональную сферу человека. Характер отдыха зависит от особенностей подготовительного предпраздничного перио­да. Деятельность организаторов при этом имеет задачу ут­верждения социально значимых ценностей и созидания, во­влечения максимального большинства в единое празднич­ное действие. Высокий эмоциональный настрой дает воз­можность повысить эффективность праздничного действия. Эту особенность необходимо учитывать при организации праздничного действия независимо от того, какие методы будут использованы при его подготовке.

Для повседневного неорганизованного отдыха в учреж­дениях культуры есть молодежные гостиные с уютным ка­фе, читальным залом, кинолекционным залом, зеленой гос­тиной с аквариумами и кинодемонстрационным и выста­вочным залами.

Происходит формирование нового стиля сферы развле­чений. Начался процесс появления в учреждениях культуры новых технически оснащенных форм обслуживания, таких, как аудиовизуальные, видеотехнические средства, компью­теризация и т.д.

Бурное развитие аудиовизуальных и технических средств во многом определяет сейчас не только формы от­дыха и развлечений, но и деятельность имеющихся учреж­дений культуры и создание новых.

В наибольшей степени познавательные возможности че­ловека мобилизуются в том случае, когда решающим стано-

вится довод «необходимо». А он возникает лишь тогда, ко­гда у человека появляются возможности совместить любо­пытство и необходимость в познавательной деятельности.

Под влиянием новых форм отдыха развиваются и закре­пляются иные качества человека. И от того, настолько глу­боко их содержание, насколько они активны, зависит в ко­нечном счете результат деятельности учреждений культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: