Культурно-развлекательная деятельность учреждений культуры является одним из основных направлений. Однако на практике это направление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной стороны, организация отдыха и развлечений в учреждениях культуры - дело популярное, а с другой - уровень этой деятельности чрезвычайно низок.
Организация отдыха и развлечений в учреждении культуры представляет собой вид деятельности специалистов, от которых требуется высокий уровень профессионального мастерства и уровень культуры аудитории. Организуя отдых и развлечения, специалисты смогут вовлечь людей в
действие самой жизни на основе их инициативы, активности, вызвать сильные, разнообразные эмоции.
В современных условиях организация отдыха и развлечений требует особого простора для фантазии и выдумки, широкого повседневного поиска оригинальных решений.
В процессе реформирования нашего общества люди стали освобождаться от ложного пафоса и псевдокультуры, появилась определенная раскрепощенность, которая от недостатка культуры у значительной части молодежи переходит в нарушение общественного порядка.
На реальное отношение людей к проблемам организации отдыха и развлечений свое влияние оказывают интенсификация и усложнение психической деятельности человека; развертывание его духовного, личностного потенциала и соответствующий этому рост потребности в признании, уважении и личностном самовыражении.
Одной из причин низкого уровня этого направления деятельности в учреждениях культуры является то, что специалисты еще слабо усвоили разницу в понятиях «отдых» и «развлечения». В процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Отсюда развлечения требуют особой физической и эмоциональной нагрузки. Природа отдыха и развлечений определяет и свою аудиторию. Для молодежи характерны развлечения, а отдых необходим людям старшего возраста. Полноценный отдых предполагает познавательную активность, получение знаний, развитие интеллекта, смену видов деятельности. Развлечения развивают у человека сноровку, находчивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией.
Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего
настроения на рабочую неделю, значительно продлевает работоспособность и жизнь.
Отдых в учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Организовать коллективный отдых - это означает включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные интересы с общественными, добиться соответствия его индивидуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация отдыха, по своей сути, выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.
В культурно-развлекательной деятельности особенно важно, чтобы каждый человек занимался своим любимым делом, выполнял бы те действия, которые больше всего отвечают его собственным интересам и возможностям.
В последнее время в учреждениях культуры предпочтение отдается общесемейному проведению досуга (74% опрошенных), т.е. таким пассивным формам отдыха, как просмотр видеокассет, прослушивание музыки и т.д.
Наблюдения показывают, что значительно сократилась роль книг, газет, лекций, что можно объяснить как большой занятостью домашними делами, так и повышением значимости общесемейных форм досуга.
Насчитывается около 68% людей, которые не находят полезных занятий для отдыха и ищут любую компанию, чтобы растрачивать свой досуг порой во вред своему здоровью и интеллекту.
Рассматривая организацию отдыха и развлечений как особую деятельность, следует отметь концентрацию в ней интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека. Нужно учесть также особое значение эмоциональной насыщенности в активном отдыхе, а не только в развлекательных программах.
Активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с личных дел и интересов на общественные, и наоборот.
Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий в структуре имеющегося времени, их энергетические, временные и другие лимиты, их психофизиологическую ценность для разных людей.
При этом следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональную нагрузку воздействия на человека в процессе отдыха и развлечений, между которыми имеется определенная взаимозависимость.
Основным методом в культурно-развлекательной деятельности является игра. Здесь игра выступает в двух ипостасях: как метод подготовки программы и как форма. Как форма игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровых правил; потребности в игровой деятельности.
Как метод игра представляет собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой инициативы играющих.
Правила игры определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути к достижению цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игр.
Основная структура игры: экспозиция- программа организации участников, формирование команд; завязка ~ изложение правил игры; основное действие: побуждение, стимул к игре; управление игровым Действием; вовлечение играющих участников в игру; организация игрового финала.
Кульминация - достижение игровой цели. Финал - чествование победителей игры.
Выбор игры для конкретной формы культурно-развлекательной деятельности зависит от: цели; возрастных особенностей участников игры; количества участников; условий проведения игры; места проведения игры; наличия игрового инвентаря.
Текст объяснения правил должен быть кратким и логичным и включать: название игры, цель игры, роли и места расположения играющих, ход игры, правила игры.
Можно использовать прием показа отдельных моментов игры. В качестве демонстрантов игры могут выступать игровые персонажи, например, скоморохи, клоуны и т.д.
Некоторые игры требуют выделения из среды играющих водящего. Для этого можно использовать прием приглашения или жребия, но наиболее интересный прием, с педагогической точки зрения, - выдвижение водящего коллективом играющих.
Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение, поэтому организаторам необходимо продумать характер объявления результатов игры. В Российской Федерации все большей популярностью пользуются те формы культурно-развлекательной деятельности, которые осуществляются на фольклорно-игровых традициях. Это:
- спортивно-художественный праздник «Молодецкие игры», содержащий синтез забав, игр, обрядов и церемоний с современными спортивно-техническими видами спорта;
- художественно-игровые вечера «Посиделки»;
- семейно-бытовые формы досуга типа «Вечерок», за основу структурного построения которых берется форма встречи 2-3 семей в учреждении культуры;
- танцевально-игровые вечера «Русский чай», «У сибирского самовара» и т.д.
Так, спортивно-художественный конкурс «Молодецкие игры» проводится в целях активизации спортивно-художественной деятельности организаций досуга на фольклорно-игровых традициях.
Основные этапы организации художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры».
1. Создание оргкомитета конкурса: в оргкомитет могут входить представители государственных, общественных организаций и неформальных объединений; оргкомитет разрабатывает основные положения художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры», в которые входят: цели и задачи конкурса; состав участников; время и место проведения; ответственные за финансирование и решение оргвопросов; основные этапы конкурса; программа конкурса; требования к командам-участникам; состав жюри; система оценки этапов конкурса; порядок награждения победителей.
2. Распространение положения о проведении «Молодецких игр».
3. Предварительный этап «Молодецких игр»: жеребьевка команд-участниц конкурса; составление графика предварительных соревнований и конкурсов.
4. Подготовка художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры»: место проведения конкурса; ярмарки; игровые аттракционы; медицинское обслуживание; отряд по охране общественного порядка; формирование режис-серско-постановочной группы; составление плана проведения репетиций коллективов художественной самодеятельности.
5. Проведение «Молодецких игр»: встреча команд-участниц; торжественное открытие «Молодецких игр»; построение команд-участниц; вынос и поднятие флага; приветствие членов организационного комитета, гостей, участников конкурса; художественное представление команд; открытие ярмарки; спортивные состязания; народные гулянья.
6. Подведение итогов конкурса и награждение победителей.
7. Торжественное закрытие художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры».
Следует учитывать и специфику различных видов отдыха: праздничный и повседневный, в выходные дни и семейный отдых. И каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу.
Праздничная ситуация максимально активизирует эмоциональную сферу человека. Характер отдыха зависит от особенностей подготовительного предпраздничного периода. Деятельность организаторов при этом имеет задачу утверждения социально значимых ценностей и созидания, вовлечения максимального большинства в единое праздничное действие. Высокий эмоциональный настрой дает возможность повысить эффективность праздничного действия. Эту особенность необходимо учитывать при организации праздничного действия независимо от того, какие методы будут использованы при его подготовке.
Для повседневного неорганизованного отдыха в учреждениях культуры есть молодежные гостиные с уютным кафе, читальным залом, кинолекционным залом, зеленой гостиной с аквариумами и кинодемонстрационным и выставочным залами.
Происходит формирование нового стиля сферы развлечений. Начался процесс появления в учреждениях культуры новых технически оснащенных форм обслуживания, таких, как аудиовизуальные, видеотехнические средства, компьютеризация и т.д.
Бурное развитие аудиовизуальных и технических средств во многом определяет сейчас не только формы отдыха и развлечений, но и деятельность имеющихся учреждений культуры и создание новых.
В наибольшей степени познавательные возможности человека мобилизуются в том случае, когда решающим стано-
вится довод «необходимо». А он возникает лишь тогда, когда у человека появляются возможности совместить любопытство и необходимость в познавательной деятельности.
Под влиянием новых форм отдыха развиваются и закрепляются иные качества человека. И от того, настолько глубоко их содержание, насколько они активны, зависит в конечном счете результат деятельности учреждений культуры.