ОГЛАВЛЕНИЕ
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И.М. ПОПОВА, Т.В. ГУБАНОВА, Е.В. ЛЮБЕЗНАЯ
Попова, И.М.
С.В. Пискунова
П58 Современная русская литература: учебное пособие / И.М. Попо-
ва, Т.В. Губанова, Е.В. Любезная. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 64 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-0699-8.
Анализируются характерные черты русской литературы конца XX – начала XXI веков, выявляется специфика творчества наиболее знаменитых писателей этого периода: Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой в контексте современного литературного процесса.
Предназначено для иностранных аспирантов, магистрантов и студентов гуманитарного профиля.
УДК 81(075) ББК Ш13(Рус)я73
ISBN 978-5-8265-0699-8 © ГОУ ВПО "Тамбовский государственный
технический университет" (ТГТУ), 2008
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет"
Тамбов Издательство ТГТУ |
Учебное пособие для студентов-иностранцев
Учебное издание
ПОПОВА Ирина Михайловна,
ГУБАНОВА Тамара Васильевна,
ЛЮБЕЗНАЯ Елена Валерьевна
Учебное пособие
Редактор З.Г. Ч е р н о в а Инженер по компьютерному макетированию М.Н. Р ы ж к о в а
Подписано к печати 05.05.2008 Формат 60 × 84/16. 3,72 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 218
Издательско-полиграфический центр
Тамбовского государственного технического университета
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 4
1. ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ НОВЕЙШЕЙ
РУССКОЙ ПРОЗЫ (КОНЕЦ XX – НАЧАЛО XXI ВЕКОВ) ….. 5
1.1. Общая характеристика современной русской литературы. Женская проза. Единство и многообразие ………………… 5
1.2. Современная русская женская проза. Единство и многообразие …………………………………… 7
Читаем. Анализируем. Рассуждаем ………………………………… 9
2. ПЕРСОНАЛИИ ……………………………………………………10
2.1. Поэтика прозы Людмилы Петрушевской …………………..10
Л. Петрушевская "Сказка о часах" …………………………. 15
Читаем. Анализируем. Рассуждаем …………………………………20
2.2. Авторские жанры Татьяны Толстой ………………………...21
Т. Толстая "Милая Шура". Рассказ ………………………… 27
Т. Толстая "Белые стены". Эссе ……………………………..35
Читаем. Анализируем. Рассуждаем …………………………………40
2.3. Художественное новаторство Людмилы Улицкой ………...41
Л. Улицкая "Путь осла". Рассказ …………………………… 44
Л. Улицкая "За что и для чего…". Рассказ ………………… 56
Читаем. Анализируем. Рассуждаем …………………………………58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………59 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..60 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ……………………………..61
Предлагаемое учебное пособие имеет принципиальное отличие от учебников по современной русской литературе, состоящее в том, что за основу берутся особенности литературного процесса конца XX – начала XXI веков. Наша задача заключалась в том, чтобы представить наиболее характерные и значимые процессы, происходящие в литературном процессе сегодня. Женская проза, по-нашему убеждению, представляет тот благодатный материал, который позволяет увидеть перспективу развития русской беллетристики.
Представленные в пособии три ярких имени – Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая и Людмила Улицкая – избраны не только потому, что их произведения наиболее популярны и известны во многих странах мира, но и потому, что эти русские писательницы, наши современницы, обладают самобытным талантом и оригинальным художественным мировидением.
Учебное пособие содержит обзорные главы, в которые включена характеристика общего состояния литературного развития, а также разделы, посвященные творчеству названных выше современных писателей. В главах-персоналиях представлены краткие творческие биографии и филологический анализ лучших произведений Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой и Людмилы Улицкой. Характеристика литературного развития строится по жанрово-тематическому принципу. Для анализа выбраны те произведения, которые вызывают активный научный интерес и дискуссии.
В каждый раздел "Персоналий" включены адаптированные художественные тексты этих авторов, наиболее ярко представляющих палитру философско-поэтических аспектов новейшей русской литературы. Пособие завершается списком рекомендуемой литературы. Отсутствие фундаментальных монографических исследований потребовало включить в этот список, наряду с монографическими работами, и журнальные статьи. В конце глав и разделов помещены вопросы для самопроверки. Заключает пособие терминологический словарь. Материал каж-
дого из разделов учебного пособия создает основу для последующей самостоятельной работы по изучению феномена новейшей русской литературы.
1. ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ (конец XX –
начало XXI веков)