Введение. В целях реализации гарантированных конституцией РФ социальных права и свобод в российском государстве функционирует целая система социальных организаций

В целях реализации гарантированных Конституцией РФ социальных права и свобод в Российском государстве функционирует целая система социальных организаций. Деятельность работников этих организаций с необходимостью предполагает неуклонное исполнение требований законодательства связанных с выполнением государственной политики в сфере социального развития.

Защита социальных интересов населения требует от работников этой системы не только узкоспециализированных знаний в области социального законодательства, но и с необходимостью предполагает изучение основ всей правовой системы Российской Федерации.

Знакомство с основами государства и права – непременное условие нормального осуществления социальным работником своих трудовых обязанностей. Причем в понимании тех ведомственных правовых актов, которые регулируют отрасль социальной деятельности, большое значение имеет как раз знание самых общих правовых вопросов: что такое право, каковы его возможности, каково отношение к праву государства и т.д.

Социальная работа неразрывно связана с такими отраслями права Российской Федерации как конституционное (государственное), трудовое, гражданское, административное, финансовое и уголовное.

Обеспечение социальных прав требует хорошего знания конституционных норм. Тем более что нормы Конституции имеют прямое действие, и каждый гражданин может воспользоваться конституционными гарантиями. Не стоит забывать, что в Конституции РФ заложены основные принципы социального права.

Ряд норм гражданского права, предусматривающих права несовершеннолетних, возможность взыскания ущерба при причинении вреда здоровью граждан используется и при социальной защите несовершеннолетних и граждан, получивших увечье.

При социальной защите женщин используются и нормы трудового права, регулирующие их труд.

Нормы социального права, предусматривающие порядок выплаты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.

Наконец, нарушение норм социальной защиты, касающихся охраны труда, оказания помощи лицам, оказавшимся в беспомощном состоянии, а также норм, охраняющих здоровье и жизнь людей в случаях, которые предусмотрены нормами уголовного права, является преступлением и влечет за собой уголовную ответственность.

Можно было бы сказать о важности ознакомления с целым рядом отраслей российского права. Все это происходит через содержание соответствующих разделов курса лекций, построенного как раз по отраслевому принципу. В поле зрения попадают именно главные отрасли права и их выражение в действующем законодательстве. Предлагаемый минимум юридических знаний необходим для тех, кто интересуется социальной функцией государства, и чья деятельность предполагает неразрывную связь с реализацией социальных задач.

Потребность в социальной помощи и защите, а в связи с этим и в людях, профессионально или на общественных началах занимающихся этим делом, была всегда и у всех народов. Владение необходимой правовой информацией позволит социальному работнику на профессиональном уровне оказать защиту тем слоям населения, которые больше всего нуждаются в их помощи.

ТЕМА 1: Государство и право. Роль и значение в обществе.

1. Понятие и признаки государства и права. Теории их возникновений.

2. Форма, функции и механизм государства.

3. Государственная власть и правовое государство.

4. Понятие и виды источников права.

5. Система права и его виды.

6. Понятие и структура правовой нормы.

  1. Понятие и признаки государства и права. Теории их возникновений.

Роль государства и права нельзя понять без уяснения того, что есть государство, а что право и какие социальные явления скрываются за государственно-правовыми категориями. Роль государства и права проясняется только в свете истории их появления, в соотношении их с гражданским обществом и политической организацией общества.

Каким образом возникает государство?

Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории.

Одно из самых давних объяснений происхождения государства дает теократическая теория, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Известна юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога и все государи осуществляют свою власть как исполнители божественной воли.

Согласно другой, патриархальной теории государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Власть отца (главы семьи) постепенно перерастает во власть монарха.

Теория насилия исходит из того, что в основе происхождения государства лежит акт насилия, порабощения, завоевания одного народа другим. В целях самозащиты народы вынуждены создавать аппарат управления, который в последующем обрел форму государственности.

Классовая теория – была разработана в трудах Маркса и Энгельса. Они утверждали, что процессы классообразования неизбежно ведут к образованию государственности.

Теория договорного происхождения государства объясняет его происхождение следующим образом. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному достигается сразу – путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти.

Наука знает и другие гипотезы происхождения государства. Мы будем рассматривать государство, как результат закономерного исторического развития, как продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает, как организация для управления обществом, как механизм властвования.

По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становиться более совершенным, более цивилизованным.

Было время, когда государства и права не было. Государственность пришла на смену родоплеменным отношениям.

Каковы признаки государства и что его отличает от органов управления в первобытном обществе?

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее отправлении участвовали все. В любом государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Этот аппарат наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможность издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию, чтобы подчинить поведение людей воле, нашедшей свое выражение в принятых государственными органами решениях.

2. Разделение населения по территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Власть государства распространяется на всех людей находящихся на территории данного государства.

3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти страны и вовне. Государственный суверенитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство, наряду с другими его признаками, от других организаций общества (н-р, политических партий).

4. Деятельность всех государственных органов основана на нормах права. Государство – единственная организация, которая осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.

5. Государственная организация с необходимостью предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.

Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Общество и государство могут нормально функционировать при условии упорядоченности общественных отношений, следования общественной дисциплине. Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

Вопрос о понятии права – дискуссионный. Существуют различные определения права, которые давали и дают представители разных направлений юриспруденции.

Представители теории естественного права, одной из наиболее старых теорий, исходят из того, что право содержит в себе абсолютные, неизменные начала справедливости, что оно исходит от самой природы. Естественное право как бы противопоставляется тому, которое действует в данном государстве в виде системы юридических норм (так называемому позитивному праву).

Таким образом, естественное право представляет собой некий идеал, к достижению которого должна быть направлена правотворческая деятельность государства.

Историческая школа права считает, что право развивается органически: подобно зерну, брошенному в землю, оно зреет в народном сознании и проявляется в виде обычаев и законов. Право исходит не от природы: оно таково, каким его делает историческая жизнь данного народа.

Психологическая школа права объясняет возникновение и действие права не социально-экономическими условиями жизни общества, а психологией личности (группы лиц). Право рассматривается как продукт психологических установок, переживаний, институтов.

Марксистко-ленинская теория права особый акцент делала и делает на классовой сущности права – воле господствующего класса, возведенной в закон.

Существуют и иные подходы к определению права, пониманию его природы как социального.

Широкое распространение в нашей литературе получило следующее определение права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: