double arrow

Роль А.П.Сумарокова в становлении русского национального театра

Национальное своеобразие русского классицизма заключалось в значении патриотической тематики, в разработке норм русского литературного языка. Основные этапы развития русского классицизма связаны с выдающимися именами драматургов, чьи произведения стали основой репертуара формирующегося русского национального театра.

Александр Петрович Сумароков (1718-1777) – создатель драматургии русского дворянского классицизма. Сумароков- идеолог просвещенного абсолютизма. Он - создатель типа русской «классической» трагедии: отказ от типичных для классицизма античных сюжетов и обращение к русской истории. Его первые трагедии «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», в которых звучит тема гражданского долга. Особенность трагедии «Дмитрий Самозванец»: обострение тираноборческой тематики, применение новых драматургических и сценических выразительных приемов. Борьба Сумарокова со «слезной комедией», выдвигавшей на сцену чернь.

Сумароков придавал большое значение комедии как борьбы с дурными пороками общества. Эволюция творчества Сумарокова – это путь от комедии-фарса к комедии нравов. «Тресотиниус», «Чудовищи», «Опекун», «Вздорщица», «Рогоносец по воображению» посвящены обличению дворян, нарушающих нормы поведения идеальных дворян, достойных управлять страной. Комедии Сумарокова определяли репертуар театров второй половины ХVIII - начала ХIХ вв. Первые постановки трагедий и комедий в любительском театре кадетов Шляхетного корпуса при дворе.

Сумароков А.П.
(1718—1777)

СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717-77), русский писатель, один из видных представителей классицизма.
В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. [БСЭ]

Среди предков Александра Петровича Сумарокова, поэта и театрального деятеля, известен Иван Богданович, который спас на охоте царя Алексея Михайловича от медведя, за что получил прозвище Орел. Его родной племянник — отец поэта Петр Панкратьевич дослужился до чина действительного статского советника и был по меркам того времени человеком широко образованным. В 13 лет А. П. Сумароков был отдан в “рыцарскую академию” — Сухопутный шляхетский корпус. Здесь оказалось так много любителей русской словесности, что было даже организовано “общество”: в свободное время кадеты читали друг другу свои произведения. Открылся талант и у Сумарокова, он увлекся французскими песенками, по их образцу стал сочинять русские. Песни его дошли до императорского двора, их исполняли в аристократических салонах. Одно из наиболее зрелых произведений этой поры — поэтическое послание А. П. Сумарокова к своему товарищу М. М. Хераскову. В кадетском корпусе впервые разыгрывали трагедию А. П. Сумарокова “Хорев”. Герои ее — киевский князь Кий, его брат и наследник престола Хорев, Оснельда, дочь бывшего киевского князя Завлоха, боярин Сталверх. Все они — люди благородные, исполненные чувства долга. Отрицательные персонажи — весь “подлый народ”. Хорев и Оснельда любят друг друга, но их брак невозможен из-за вражды Кия и Завлоха. В конце трагедии влюбленные гибнут. Обращение к отечественной истории было, конечно, достаточно формальным: первые русские трагедии подражали французским образцам. Елизавета Петровна узнала о постановке — и спектакль был повторен уже при императорском дворе.
А. П. Сумароков писал не только трагедии (“Пустынник” (1757); “Ярополк и Димиза” (1758) и др.), но и комедии. Одна из лучших — “Опекун”, поставленная в 1768 г. Прототипом главного действующего лица, ростовщика Чужехватова, стал зять автора. Поэт так описал его в прошении, поданном императрице: “Человек праздный, прибытко-жадный, непросвещенный и кроме часовника ничего не читавший... Науки он называет календарем, стихотворство лихою болестью, воспитательный дом непристойным именем”. У Сумарокова был тяжелый, крайне неуживчивый характер, необузданный нрав. Он мог, например, яростно обругать человека, помешавшего ему писать, а однажды в бешенстве погнался за слугой с обнаженной шпагой и не заметил, как оказался... в пруду. Естественно, что почти со всеми родственниками он был в ссоре. Сама Екатерина II вынуждена была однажды вмешаться в отношения поэта с матерью.
Одним из первых Сумароков воспользовался реальной свободой печати, появившейся с восшествием на престол Екатерины II. Он публично изложил свои мысли об идеальном устройстве общества: “Сделать русских крепостных людей вольными нельзя... будет ужасное несогласие между помещиками и крестьянами, ради усмирения которых потребны многие полки; и непрестанная будет в государстве междоусобная брань... А это примечено, что помещики крестьян, а крестьяне помещиков очень любят, а наш низкий народ никаких благородных чувствий еще не имеет”.
Екатерина II с раздражением написала на полях рукописи А. П. Сумарокова: “Господин Сумароков хороший поэт, но слишком скоро думает, чтобы быть хорошим законодавцом, он связи довольной в мыслях не имеет”.
Сумароков дослужился до чина действительного статского советника и стал популярнейшим поэтом своей эпохи. Его перу принадлежали также философские и математические труды. Последние годы он провел в Москве. Слава его увядала. Желчный поэт имел много врагов, и они ему мстили. Сумароков жаловался Г. А. Потемкину: “Я человек. У меня пылали и пылают страсти. А у гонителей моих ледяные перья приказные: им любо будет, если я умру с голода или с холода”. Преследуемый, несчастный поэт пристрастился к спиртному, что и ускорило его смерть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: