double arrow

Семинар 4 (Тема 3)


Литература

Литература

Семинар 2 (Тема 2).

Литература

Семинар 1 (Тема2).

Пояснительная записка

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарские занятия построены по проблемному и хронологическому принципу. Цель семинаров – углубление теоретических и исторических знаний по учебному курсу лекций, выработка у студентов навыков анализа художественного текста, комментированного чтения источников памятников словесности, относящихся к основным направлениям и методам русской классической литературы, конца Нового времени и различных этапов отечественной литературы Новейшего времени. В ходе семинарских занятий студенты изучают памятники русской литературы второй половины XIX вв., различными течениями русской литературы Серебряного века, советской литературы и литературы Русского Зарубежья, литературных явлений постсоветского времени; знакомятся с результатами научных исследований литературоведов и культурологов, анализировавших литературные тексты. Важнейшей задачей семинарских занятий является овладение студентами понятийным аппаратом литературоведения как культурологической дисциплины и процедурами практической работы с различными видами источников, наиболее репрезентативных с точки зрения периодизации русской литературы. В результате семинарских занятий у студентов должны быть сформированы важнейшие умения, относящиеся к применению герменевтического, сравнительно-типологического, историко-функционального, семиотического, интертекстуального и др. методов исследования литературных произведений как феноменов культуры в культурно-историческом контексте.

Вечные русские вопросы в романах «Кто виноват» А. Герцена, «Что делать» Н. Чернышевского и «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского

План семинарского занятия:

    1. «Вечные» вопросы России. Почему вечные?
    2. Жанр интеллектуально-философского романа в русской литературе XIX в.
    3. Персонажи-идеологи; герои-мыслители перед выбором.
    4. Роль автора в русском интеллектуальном романе.
    5. Монологизм и полифонизм в русском идеологическом романе.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979. – 320 с.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2004. – 794 с.




Манн Ю.В. Русская литература XIX в.: Эпоха романтизма: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. – 446 с.

Минералов Ю.И. История русской литературы XIX в. (40 – 60-е гг.). М.: Высш. школа, 2003. – 299 с.

Мирский Д.С. История русской литературы (С древнейших времен до 1925 года) / Пер. с англ. – Лондон, 1992. – 882 с.

Палиевский П.В. Русские классики: Опыт общей характеристики. – М.: Худ. Лит., 1987. – 237 с.

Смирнов И.П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. – М.: НЛО, 1994. – 334 с.

Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина). М.: ВЛАДОС, 2001. – 254 с.

Некрасов и Фет: гражданская скорбь и искусство для искусства в русской литературе второй половины XIX века

План семинарского занятия:

1. Дилемма «поэт и гражданин» в России XIX в.

2. Борьба «идейной» литературы с «безыдейной».

3. Сочувствие народу и вина перед ним в творчестве Некрасова.

4. Нравственно-философские искания в поэзии А.Фета.

5. Эстетика Некрасова и Фета как взаимодополнительные системы.

Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980. Компендиум. 3 изд. М.: Новая школа, 1996. – 317 с.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979. – 320 с.

Бройтман С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. – М.: РГГУ, 2008. – 485 с.

Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. – 244 с.



Манн Ю.В. Русская литература XIX в.: Эпоха романтизма: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. – 446 с.

Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. СПб.; М.: Сага: Форум, 2004. – 350 с.

Семинар 3 (Тема 3).

Будущее России в русском классическом романе (И. Гончаров «Обрыв», Ф. Достоевский «Бесы», Л. Толстой «Воскресение»)

План семинарского занятия:

1. Типы будущего в русском классическом романе.

2. Нигилизм и антинигилизм в русской литературе второй половины

XIX в.

3. Роман-предупреждение в русской литературе.

4. Нравственные и духовные искания героев русской литературы.

5. В чем проявлялся кризис реализма в русской литературе этого времени.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979. – 320 с.

Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л.: Наука, 1975. – 260 с.

Мирский Д.С. История русской литературы (С древнейших времен до 1925 года) / Пер. с англ. – Лондон, 1992. – 882 с.

Палиевский П.В. Русские классики: Опыт общей характеристики. – М.: Худ. Лит., 1987. – 237 с.

Смирнов И.П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. – М.: НЛО, 1994. – 334 с.

Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. СПб.; М.: Сага: Форум, 2004. – 350 с.

Спор о человеке в произведениях современников – А. Чехова и М. Горького

План семинарского занятия:

1. Чехов и Горький: общее и особенное.

2. Символизм прозы Чехова и Горького.

3. Антроподицея Чехова и Горького: Смысловые и стилевые расхождения.

4. Спор о Человеке в драматургии Чехова и Горького.

5. Образы Чехова и Горького сегодня.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: