Принципы закреплены в Уставе ООН.
Принципы М.П. Субъекты М.П.
Источники М.П.
Классификация
1. По содержанию и месту в системе - цели, принципы и нормы.
2. По сфере действия – универсальные, региональные.
3. По юридической силе – императивные и диспозитивные.
4. По функциям в системе – материальные и процессуальные.
5. По способу создания и форме существования, т.е. по источнику - обычные, договорные, нормы решений международных организаций.
Источники М.П. – это официально юридическая норма существования международных правовых норм: обычай, договор и правотворческое решение международной организации.
Они представляют собой внешнюю форму, в которой воплощаются нормативное содержание норм.
Великая конвенция о праве международных договоров 1961.
Основные принципы - наиболее общие нормы М.П., определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.
Универсальные – общепризнанные принципы международных отношений, поскольку они обладают не только юридическим, но и политическим и моральным авторитетом.
Региональные – принимаются сторонами, расположенными в одном регионе, могут в последствии стать универсальными.
«Декларация о принципах М.П.»
«Декларация тысячелетия» - принята в 2000 году в ООН.
Принцип неприменения силы (касается соотношения силы и права)
Устав предусматривает применение силы лишь в 2-х случаях:
- по решению Совета Безопасности;
- в порядке осуществления права на самооборону.
- вторжение или нападение на вооруженные силы государства на территорию другого государства;
- применение оружия одним государством против другого, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил;
- нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства;
- применение вооруженных сил одного государства находящимся по соглашению со стороной пребывания на ее территории в нарушение условий такого соглашения;
-действие государства, позволяющего чтобы предоставленное им в расположение другого государства территория использовалась последними для совершения актов агрессии;
- засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженных сил.
Принцип мирного разрешения споров – право на самооборону (в случаях нападения одного государства на другое). Стороны в споре не вправе отказываться от мирного урегулирования.
1982 год. декларация «О мирном разрешение споров».
Принцип уважения прав человека - в качестве самостоятельного принципа М.П., принцип уважения прав человека был сформирован заключительным актом СБСЕ 1975. Принцип уважения прав человека занимает центральное положение в праве государств. Он представляет собой главный общий принцип права демократических государств и обладает абсолютной императивной силой, ни один закон не может ему противоречить.
Принцип суверенного равенства государств:
- государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету;
- каждое государство имеет право свободно избирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы;
- все основные государства обладают равными основными правами и обязанностями;
- они обязаны уважать друг друга;
-каждое государство вправе участвовать в международных организациях и договорах;
- государства должны добросовестно выполнять свои обязательства по М.П.
Принцип состоит из двух элементов: суверенитета и равноправия, между которыми существует неразрывная связь.
Принцип невмешательства - устав не дает Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства и не требует от государства – членов представлять такие дела на разрешение в порядке устава ООН.
Делается одно исключение – принцип не затрагивает применения норм, на основании решения Совета Безопасности по применению принудительных мер к государству в случае угрозы или нарушения мира.
Принцип нерушимости границ (дополняет принцип территориальной целостности) - каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Вместе с тем предусмотрена возможность изменения границ в соответствие с международным правом по соглашению.
Принцип территориальной целостности - устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или применения против территориальной неприкосновенности государства. Территория государства не должна быть объектом оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушении Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такого рода приобретения не признаются законными.
Принцип равноправия и самоопределения народов – все народы имею право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства из вне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, социальное и культурное развитие (заключительный акт СБСЕ 1975).
Принцип сотрудничества - принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем. Определены основные направления сотрудничества:
- поддержание мира и безопасности;
- всеобщее уважение прав человека;
- осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговых областях;
- сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;
- содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Принцип добросовестного исполнения обязательств по международному праву. Принцип закрепил общее соглашение государств и признание юридической силы за нормами международного права.
Принцип мирного сосуществования – главное содержание принципа воплощено в Уставе ООН;
- поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавление актов агрессии или других нарушений мира;
-обеспечить, чтоб вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах;
- улаживать споры и ситуации, которые могут привести к нарушению мира, мирными средствами;
- проявлять терпимость и жить вместе в мире с друг с другом, как добрые соседи;
- развивать дружественные отношения;
- осуществлять международное сотрудничество в разрешение международных проблем экономического, социального и культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;
-создать условия, при которых будут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из М.П.
Субъекты М.П. – самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами и обязанностями по М.П., участвовать в создании и осуществление его норм.
Международная правосубъектность – юридическое выражение членства в международном сообществе.
Субъект должен обладать независимым международным статусом и быть подчинен непосредственно М.П. Если же связь с международным правом опосредована каким – либо иным политико-правовым образованием, то в лучшем случае можно говорить о производной правосубъектности.
Общепризнанными субъектами М.П. являются:
- государства и межгосударственные организации;
- народы, наций борющиеся за создание независимого государства (не столь явно признана правосубъектность);
- в порядке исключения существуют нетипичные субъекты – Ватикан, вольный город.
Государство является не только основным, но также первоначальным и универсальным субъектом международного права.
Первоначальный – означает, что государство становится субъектом в результате самого факта его образования. Иные субъекты наделяются статусом государства.
Универсальный – означает, что государство вправе участвовать в любых международно – правовых отношениях.
Субъектом М.П. является государство в целом, а не представляющее его органы и должностные лица. Государство несет полную ответственность за деятельность своих органов.
Выделяют три основных признака государства:
1. население;
2. территория;
3. суверенная власть.
Международные (межгосударственные) организации - производные, специальные субъекты М.П.
Взаимодействие государств достигло такого уровня, что оно нуждается в регулировании на постоянной организационной основе. Для решения этой задачи государства создают организации и наделяют их международной правосубъектностью, необходимой для выполнения ими своих функций.
- их правосубъектность производна от правосубъектности государств, которые в силу своей суверенной власти предоставляют организации соответствующий статус;
- правосубъектность организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач и закрепленными в их учредительных актах.
Вольный город – самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях (создание вольного города обычно является результатом урегулирования спорного вопроса о его принадлежности тому или иному государству, поэтому высшим юридическим актом для него является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города).
Ватикан – город-государство, являющийся резиденцией центра католической церкви – Святого престола. В силу сложившегося обычая обладает специфической международной правосубъектностью.