Защита прав потребителей в зарубежных странах

С появлением общества изобилия в 50-е годы прошлого века появляется необходимость правовой защиты потребителя, и прежде всего, за счет формирования в развитых странах отрасли потребительского права. Это функциональное право, целью которого является регулирование отношений между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг). В нормах потребительского права определен механизм реализации этих прав, защита потребителя от возможных злоупотреблений со стороны продавца (изготовителя, исполнителя), предотвращения ущерба, который может быть ему нанесен. Это комплексное право, состоящее из нормативных актов различных отраслей права, по утверждению С. Жамена, и находится в постоянном развитии, границы потребительского права трудно обозначить, чем и объясняется отсутствие некой единой и стабильной системы.

Во многих странах Западной Европы создаются различные институты по защите прав потребителей. Так, во Франции с 1951г. функционирует федеральный союз потребителей, издающий журнал «Что выбрать». В Англии, Бельгии, Швейцарии и др. странах в этот период уже достаточное количество ассоциаций потребителей, выполняющих различные функции. Их цель - выражать мнение потребителей: они предоставляют информацию потребителям и выступают от их имени в различных организациях; выполняют посреднические функции; выступают с исками в судах от имени потребителей в случаях нарушения их прав.

На потребительском рынке в это время начинают широко использоваться такие виды договоров купли - продажи: продажа с пробой; продажа с испытанием; продажа с правом возвращения; продажа наличного товара и статья о согласии и т.д.. Положения и статьи Гражданских кодексов европейских стран, законов «О защите прав потребителей» ставят цель - защиту прав потребителей и требуют честности в договорных отношениях, борьбы с ложной рекламой, запрета на злоупотребление преимущественным положением и т.д.

В Европе в этот период активизируется борьба с мошенничеством. Во Франции Декретом от 7 декабря 1984г. предусматривается контроль качества, возможность требования сертификата качества в соответствии с законом от10 января 1978г.; Закон от 21 января 1983г. в качестве основного принципа устанавливает, что товары, работы, услуги при нормальных условиях их использования или других условиях, которые продавец обязан предвидеть, должны обеспечивать должный уровень безопасности и не наносить ущерб здоровью людей.

Декретом от 1 декабря 1986г. во Франции устанавливается принцип свободы цен, но с целью защиты прав потребителей в нем имеется ряд оговорок. Так, например, запрещается использование дискриминационных цен; Ст. 32 декрета запрещает «убыточную продажу». «Лавинная продажа», при которой покупателю предоставляется скидка, если он найдет других покупателей на аналогичный товар, рассматривается как мошенничество и запрещается Законом.

Продажи товаров с уценкой, распродажи, продажи с выставок и т.д. требуют предварительного разрешения мэрии.

В 80-е годы в Европе защита потребителей дополняется предоставлением значительных полномочий правительства для предотвращения нарушения и осуществления контроля. Так, во Франции создана Комиссия по безопасности потребителей при министре, занимающимся вопросами потребления. В состав комиссии входит государственный секретариат по потреблению. Важную роль в защите потребителей играют административные органы, находящиеся в подчинении министра экономики, осуществляя государственный контроль за соблюдением законодательства Франции о защите прав потребителей, пресекая факты недобросовестной конкуренции, ведут борьбу с мошенничеством. Кроме того, значительную роль в защите прав потребителей играют консультативные органы, в их функции входит изучение проблем и подготовка решений по вопросам потребления. Во Франции - Национальный совет по потреблению, в который входит палата потребителей и палата профессионалов; Национальный институт потребления.

Защиту прав потребителей осуществляют различные ассоциации потребителей в рамках Европейского бюро потребителей, созданного в 1982г.; Служба при Европейской комиссии, созданная в 1973г; Консультативный комитет потребителей, созданный в этом же году. Необходимо указать, что в 1973г. потребителей играют консультативные органы, в их функции входит изучение проблем и подготов XXV сессия Консультативной Ассамблеи Европейского Союза одобрила партию защиты прав потребителей. В апреле 1985г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Следует отметить, что споры по вопросам потребления (защиты прав потребителей), как правило, не решаются с помощью судебной процедуры, так как это слишком долго и дорого, а решаются с использованием внесудебных процедур, согласительных процедур.

Таким образом, в разных государствах существует множество законов и регламентирующих актов, являющихся источниками права; в них рассматриваются права потребителей, защита этих прав, ответственность за их нарушение. Но источниками потребительского права являются и международные нормативные акты - это директивы, резолюции, пакты, конвенции и т.д., обеспечивающие защиту прав потребителей и имеющие приоритет перед нормами внутреннего законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: