Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами РФ: «О защите прав потребителей », «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», а также с законами РФ, относящимися к определенным отраслям: «О ветеринарии», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; иными правовыми актами Российской Федерации, направленными на решение отдельных социально-экономических задач (более 30 актов), указами Президента и актами правительства (около 50 актов).
Закон «О защите прав потребителей», принятый в 1992 г., установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, — право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг.
Основу законодательства о защите прав потребителей составляют нормативные акты гражданского законодательства, и данный закон среди них занимает центральное место. Все законодательные акты, действующие на территории РФ, приведены в соответствие с Законом «О защите прав потребителей».
На основании отдельных статей закона Правительство РФ утверждает разного рода подзаконные акты, правила по договорам купли-продажи, по продаже отдельных видов товаров, выполнению отдельных видов работ и т.д.
В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон «О защите прав потребителей» вводит обязательную сертификацию. Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов.
На основании ст. 5 Закона обязательной сертификации подлежат:
· товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;
· средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.
Партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть, или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию.
Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата соответствия, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности, Законом запрещена. Товары могут сопровождаться сертификатом, выданным национальными органами по сертификации, а также зарубежными сертификатами, признаваемыми в России.
На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертификатом (или на сопроводительной документации, на таре или упаковке), должен быть знак соответствия, установленный государственным стандартом. Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия несет продавец (изготовитель).
В первоначальной редакции Закон действовал четыре года. Но практика показала, что не все его статьи позволяют однозначно толковать их содержание. В 1996 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". Ряд изменений коснулся непосредственно вопросов обязательной сертификации.
Так, в новой редакции уточняется сущность понятия «потребитель», которое трактуется как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли". Таким образом, к числу потребителей Закон не относит индивидуальных предпринимателей, приобретающих товар для своей деятельности, связанной с извлечением прибыли.
Представляется, что практика покажет в дальнейшем несостоятельность такой формулировки, содержащей оттенок дискриминации. Тем более, что предпринимателю не запрещено обращаться, например, в Общество по защите прав потребителей с жалобами на качество товара.
Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде, несмотря на соблюдение потребителем правил пользования, хранения и транспортировки. При поступлении сигналов от обществ по защите прав потребителей, государственных и общественных организаций, судебных органов Закон обязывает изготовителя приостановить производство (реализацию) товаров, работ, услуг и устранить причины, вызывающие несоответствие. Закон определяет и другие меры.
Чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения, потребитель обязательно должен располагать информацией об изготовителе, поэтому Закон «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя на информацию о предприятии — изготовителе товара, продавце товара, а также предпринимателе, который производит и продает товар.
Некоторые сведения об изготовителе потребитель может почерпнуть из торговых марок, товарных знаков. Товарные знаки крупнейших фирм всегда обеспечивают доверие покупателей к их продукции, основанное не на наличии сертификата соответствия, а на высоком и стабильном качестве, которое гарантируется высокоэффективными системами управления качеством продукции на предприятиях этих фирм. Товарные знаки, будучи интеллектуальной собственностью, защищены законодательными положениями и не могут быть использованы другими изготовителями продукции.
Однако общеизвестно, что практически на любых товарных рынках покупатель сталкивается с подделками самых разных видов товаров. Выявлено пять основных способов подделки известных товарных марок:
· открытый подлог (фальшивка), т.е. подделка внешней формы и торговой марки. Особенно часто этот способ мошенничества встречается в торговле пластинками, аудио- и видеокассетами, компакт-дисками;
· «рабское» копирование: разборка изделия и его полное копирование, причем объем продаж таких товаров порой превосходит продажи оригиналов. Этот способ особенно характерен для станков и другого оборудования, электротехнической и электронной продукции;
· имитация — продажа под маркой известного изготовителя. Особенно характерна такая подделка для товаров широкого потребления (швейные изделия, часы и т.п.). Цена таких товаров, как правило, более низкая, чем у истинных товаров (оригиналов), что обычно привлекает покупателя, главным образом малоискушенного либо наживающегося на слабостях других. Так, имитацию часов Cartier-Fake Cartier можно купить за 5—10 долл., а продать за 40—50 долл., в то время как цена оригинала примерно 700 долл. Часто имитируются джинсы (известна история с поддельными джинсами, продаваемыми в Москве под маркой “Levi Strauss”);
· опережение: копирование товара с небольшими изменениями, в том числе и в написании и звучании торговой марки. Причем и то и другое бывает весьма близким к оригиналу. Например, компьютеры “Pineapple” (подделка под “Apple”), кофе “Nesskaffe” (оригинал Nescafe), “Pavasonic” (оригинал Panasonic) и многое другое. В России появилась минеральная вода «Бонжоми» (оригинал «Боржоми»);
· нарушение принципов продажи: несоблюдение законодательства о регистрации товарных знаков.
Подделки наносят урон как покупателю, так и изготовителю. Изготовитель теряет определенную долю рынка, а нередко и свой авторитет и доверие потребителей. В зарубежной практике сложились обыкновения, которые сводятся к тому, что меры должны принимать те компании, чья продукция подделывается. Так, в Великобритании создан Союз по борьбе с пиратством, который финансируется 38 крупнейшими компаниями; подобные общества действуют в США, во Франции. ЕС совместно с США действуют через ГАТТ/ВТО. Если возникает подозрение или товары явно фальшивые, применяется определенная процедура, в результате которой подобные товары в 10-дневный срок убираются с рынка, а их «автор» вряд ли появится на этом рынке вновь. Для покупателя затруднения в выборе могут быть связаны еще и с тем, что «пострадавшие» фирмы иногда в качестве мер «борьбы» выбирают сотрудничество и компромисс. Они переводят отношения с нарушителем на конструктивные рельсы (если его товар по качеству не уступает оригиналу или когда свое положение не совсем устойчивое).
Эти примеры еще раз подчеркивают важную роль сертификации соответствия в защите прав потребителей. Потребитель должен знать свои права и пользоваться ими. Известно, что в ряде случаев подделки представляют опасность для жизни и здоровья, а в их производстве нередко просматривается организованная преступность. Вот почему сертификат соответствия, который вправе потребовать от изготовителя и продавца покупатель. Законом «О защите прав потребителя» рассматривается как гарантия права на безопасность потребляемых товаров. Безопасность изделий, процессов, услуг, определяемая Законом как основной аспект сертификации, характеризуется конкретными параметрами и требованиями к ним.
В этой связи Законом усилена государственная защита прав потребителей путем расширения полномочий таких федеральных органов управления, как: Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Госстандарт РФ, Минздрав РФ и др. Они получили право в пределах своей компетенции:
· осуществлять контроль за соблюдением изготовителями (продавцами) требований к безопасности продукции (работ, услуг);
· требовать устранения недостатков или снимать подобные товары с производства, запрещать реализацию продукции и услуг, предписывать прекращение работ;
· предписывать запрещение реализации товаров с истекшим сроком годности, а также при отсутствии достоверной информации о них.
Ст. 41 Закона устанавливает основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для потребителей. За нарушения правил сертификации органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами) установлен штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации. Если же товары реализуются с нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители (продавцы) в размере стоимости реализованных товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также и руководители предприятий-изготовителей и органов по сертификации. Обязанности по координации деятельности федеральных органов, осуществляющих контроль за безопасностью товаров, Закон возлагает на Госстандарт РФ.
В области сертификации Законом определены следующие обязанности Госстандарта РФ:
· определение порядка сертификации и номенклатуры товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;
· аккредитация органов по сертификации контрольных видов товаров (работ, услуг) и испытательных лабораторий (центров), а также предоставление права проведения аккредитации другим юридическим лицам;
· осуществление контроля за правильностью проведения сертификации;
· ведение Государственного реестра сертифицированных товаров, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий;
· принятие решений о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;
· представление России во взаимоотношениях с зарубежными странами и в международных организациях по вопросам сертификации.
· В новой редакции ст. 43 Закона Госстандарту РФ предоставлено право налагать штрафы, если:
· изготовитель (исполнитель, продавец) уклоняется от исполнения законных предписаний органов государственной власти,
· потребителям причинен ущерб товаром (работой, услугой), не отвечающим требованиям по безопасности,
· товар реализуется (работа выполняется, услуга оказывается) без сертификата соответствия обязательным требованиям стандартов по безопасности. Это касается и импортных товаров,
· орган по сертификации нарушил правила обязательной сертификации,
· испытательная лаборатория (центр) представляет недостоверные результаты испытаний,
· индивидуальный предприниматель отказывается исполнять предписания федеральных органов или выполняет их несвоевременно.
В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».