Фиксация юридических фактов

Юридические факты в правовом регулировании.

Нормы права постоянно вводят в оборот новые юридические факты. Другие юридические фаты, напротив, утрачивают свое значение и уходят из сферы правового регулирования. Какие социальные обстоятельства могут и должны быть юридическими фактами? В решении данного вопроса следует исходить из того, что юридическое значение факта основывается на его социальном значении. Например, достижение совершеннолетия – это свидетельство умственной и физической зрелости человека, его способности участвовать в широком круге социальных отношений и нести ответственность за свои действия. Именно из этого и вытекает юридическое значение факта. Если бы факт совершеннолетия не имел социальных ценностей, он не мог иметь и юридического значения.

Выбор юридических фактов – это сложная задача, которая решается в процессе разработки нормативно-правового акта, в процессе кодификации и т.д. Существуют требования, которым должны отвечать юридические факты:

1. С точки зрения своего социального содержания юридический факт должен адекватно отражать социальную ситуацию, регулируемую нормой права.

В качестве юридических фактов выступают не всякие, а ключевые элементы ситуации. Например, такая социальная ситуация, как безвестное отсутствие гражданина, характеризуется целым рядом признаков: прерываются семейные, родственные связи, остается имущество и т.д. Однако законодатель закрепляет лишь два юридических факта, необходимых и достаточных для идентификации данной ситуации: отсутствие сведений о месте пребывания гражданина и срок – 1 год.

2. Юридическая надежность.

Это свойство отражает, с одой стороны, постоянство связи факта с социальной ситуацией, а с другой, – стабильность его социального содержания. Неустойчивые, склонные к внутреннему перерождению, обстоятельства, как правило, не должны использоваться в качестве юридических фактов. Например, недостаточно устойчивым оказался такой юридический факт, как средний бал аттестатов, который учитывался при зачислении абитуриентов в ВУЗы.

3. Юридический факт должен обладать адаптивностью, то есть способностью в известных пределах приспосабливаться к меняющимся условиям.

В качестве юридических фактов могут выступать лишь такие социальные обстоятельства, которые можно установить с высокой степенью достоверности. Юридическое значение могут иметь такие юридические факты, как возраст, инвалидность, но не старость и здоровье.

Юридические факты по своей природе таковы, что они, как правило, не могут существовать в неоформленном виде. Социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовое последствие, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами в правоприменительном процессе. Например, такие социальные обстоятельства, как трудовой стаж, образование вообще не могут войти в правовое регулирование без их регистрации и законного процедурно-процессуального оформления. Поэтому фиксация юридических фактов имеет большое значение для правового регулирования.

Система фиксации юридических фактов изучается под своим углом зрения в отраслевых юридических науках. Так, к системе органов, фиксирующих юридические факты в области пенсионного отношения, относятся врачебно-трудовые экспертные комиссии, ЗАГСы, архивы, военные комиссариаты и т.д. Взятая в общем виде система фиксации юридических фактов включает в себя:

1. органы, организации, должностных лиц, уполномоченных вести те или иные фактические обстоятельства;

2. установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними, например издание приказов, оформляющие те или иные юридические факты, внесение записей в личные дела и т.д.;

3. действия по выдаче в установленном порядке информации о юридических фактах, например, выдача справок, свидетельств, копий, выписок, и т.д.

В факто-фиксирующей системе принято различать деятельность органов общего и специального назначения. Общая факто-фиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств, независимо от их использования в конкретных правоотношениях. Например, фиксация стажа работы, места жительства и т.д. Результаты этой факто-фиксирующей деятельности могут использоваться для возникновения, изменения, прекращения самых различных правовых отношений. А специальная факто-фиксирующая деятельность ведется компетентным государственным органом по конкретному делу (уголовному или гражданскому), и осуществляется в тех пределах, которые необходима для разрешения именно данного дела.

Фиксацию юридических фактов не следует смешивать с их удостоверением. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств, а удостоверение состоит в подтверждении истинности фактов их существования. Фиксация и удостоверение актов нередко сливаются в едином акте, например, регистрация брака, нотариальное удостоверение сделки, но они могут существовать и порознь. В составе органов и организаций, ведающих факто-фиксирующей деятельностью, выделяют следующие группы субъектов:

1. Судебные органы, фиксирующие юридические факты в приговорах и решениях.

2. Специальные государственные органы, должностные лиц, занимающиеся исключительно или в основном факто-фиксирующей деятельностью. Это, например, нотариальные конторы, архивы, отделы кадров и т.д.

3. Иные государственные органы, должностные лица, осуществляющие в пределах своей компетенции фиксацию и удостоверение юридических фактов наряду с управленческой, производственной и иной деятельностью. Это, например, главные врачи больниц, руководители учреждений и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: