Ярмарка представляет собой периодическое мероприятие (реже постоянно действующее), т.е. товарный рынок, организуемый регулярно в отведенном месте, в определенный период, с одновременным массовым участием работников промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, других отраслей, а также посреднических предприятии (организаций).
Ярмарки дают возможность широкому кругу изготовителей, потребителей, посредников вступать в непосредственные коммерческие контакты, содействующие регулированию спроса и предложения, активизации хозяйственной инициативы сторон. Они позволяют устанавливать информационные контакты с министерствами, ведомствами, предприятиями-изготовителями, зарубежными торговыми представителями фирм. На ярмарках имеются реальные возможности для пропаганды надежности изготовителя, его коммерческого имиджа. По результатам ярмарки принимаются соответствующие решения о выпуске продукции, обновлении ее ассортимента, повышении качества и улучшении дизайна.
|
|
Предметом торговли на ярмарке могут быть товары и другие материальные ценности, предварительно заказанные, запланированные к производству и поставке в ближайший период или изготовленные и ранее поставленные в некоторые регионы, но накопившиеся там в избытке и, следовательно, нуждающиеся в повторном перемещении в другие районы, где они пользуются спросом.
Ярмарки функционируют в целях:
• демонополизации в сферах производства и обращения товаров;
• повышения надежности товарного обеспечения потребителей;
• снижения товарного дефицита;
• самостоятельного установления сторонами деловых и рациональных коммерческо-хозяйственных связей;
• формирования изготовителями производственной программы, расширения и обновления ее ассортимента;
• увеличения выпуска высококачественной, конкурентоспособной товарной продукции с учетом спроса потребителей;
• вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемой, излишней продукции и вторичных ресурсов, некондиционных материалов и изделий;
• активизации межрегиональных товарообменных операций;
• пропаганды новейших достижений науки и техники;
• популяризации новых высококачественных товаров;
• выявления реального спроса рынка на конкретную товарную продукцию;
• оказания субъектам товарного рынка услуг информационно-коммерческого и посреднического характера;
• пропаганды надежности изготовителя, его имиджа.
Большинство товаров на ярмарке не реализуется, а представляется в образцах, буклетах, проспектах, плакатах, чертежах, фотографиях, слайдах, кино- и видеороликах. Выставляются также научно-технические разработки в виде натуральных экспонатов, макетов, конструкторско-технологической, патентно-лицензионной документации и т.п. Производители товаров могут не присутствовать на ярмарке. В таком случае ярмарка может взять на себя обязанности по оказанию дополнительных услуг по реализации товаров.
|
|
Развитие товарного рынка показывает, что современному покупателю недостаточно только закупать для себя товары на ярмарке. Он заинтересован в совместном с изготовителями, посредниками поиске решений для достаточного удовлетворения рынка, определения направлений производства товарной продукции и оптимального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Ярмарка, как может показаться на первый взгляд, в значительной мере дублирует деятельность товарной биржи, однако в их функционировании имеются существенные различия. Например, для ярмарки не характерны элементы биржевого ажиотажа, она не попадает под биржевой «пресс», на ней меньше посредников, цены относительно стабильные, а для продавцов и покупателей - доступнее, проще и дешевле.
Участие в ярмарке следует рассматривать комплексно, как эффективную современную форму технико-экономической и торгово-рекламной деятельности. По существу, это место встреч представителей деловых кругов для поддержания ими непосредственных связей, установления новых или расширения действующих коммерческо-хозяйственных контактов.
Для успешного проведения ярмарки необходимо знать примерный состав ее участников, количественную и ассортиментную структуру представляемой товарной продукции. Проводятся ярмарки в специальных или арендованных помещениях (площадях). При желании реализовать товар или успешно прорекламировать его субъект товарного рынка должен предварительно заказать и оплатить место (площадь по метражу), соответствующее техническое и прочее обеспечение.
Ярмарки организуются за счет поступления средств от участников в виде денежных взносов, которые используются для оплаты аренды площадей и транспортных расходов, оформления стендов, рекламно-информационного обслуживания, работы персонала.
Ярмарки, проводимые в нашей стране, можно классифицировать по нескольким признакам.
1. По направлению деятельности:
• продажа товаров народного потребления;
• продажа товаров производственно-технического назначения;
• смешанные (представлены оба вида товарной продукции).
2. По товарному ассортименту.
• универсальные (различные группы и виды товарной продукции);
• специализированные (определенные группы промышленных и сельскохозяйственных товаров).
3. По характеру товарных операций:
• продажа товаров, поступивших в первичный оборот;
• продажа неиспользуемой и излишней продукции.
4. По территориальному масштабу.
• международные (обслуживают международную торговлю,
представляются образцы разноплановых товаров, производимых в разных странах):
• всероссийские (сосредоточивают товары широкого профиля,
ассортимента: ярмарки способствуют динамике товарооборота в стране, рационализации коммерческо-хозяйственных связей, расширению информационного обмена);
• зональные (привлекают к участию в них значительное количество субъектов товарного рынка - ближайших регионов, схожих по социальным, географическим, климатическим условиям, структуре транспортных коммуникаций, однако ассортиментный состав предлагаемых на таких ярмарках товаров несколько уже);
• региональные (областные, краевые, республиканские; про
водятся с целью оперативного удовлетворения потребностей субъектов товарного рынка в необходимых товарах,
представляют интерес для предпринимателей, если на них
представлены разнообразные товары специфического регионального применения);
|
|
• городские, окружные, муниципальные, сельские, районные
(привлекают внимание предпринимателей среднего и мелко
го бизнеса и располагают разнообразным ассортиментом).
На ярмарках может также вестись мелкооптовая и розничная продажа товаров непосредственно населению. Развитие ярмарочной торговли зависит от того, насколько быстро удается избавиться от имеющихся негативных явлений в ее организации. Иногда ярмарка становится ярмаркой покупателей, а не продавцов. При монополизации и определенном товарном дефиците производители товаров не обременяют себя хлопотами по представлению своей продукции на ярмарке, поскольку могут на выгодных условиях заключать товарные сделки без особых проблем. В подобных случаях следует искать гибкие и реальные пути для повышения заинтересованности всех производителей товарной продукции в участии в ярмарке.
Организационные мероприятия по проведению ярмарки должны проходить в несколько этапов:
1) предварительный;
2) подготовительный;
3) непосредственное проведение ярмарки;
4)подведение итогов.
На предварительном этапе учредители (юридические лица) принимают решение о проведении ярмарки, создаются оргкомитет, рабочая группа, разрабатывается положение о ярмарке, определяется размер регистрационного сбора, составляются и размножаются информационное письмо, пригласительные билеты, афиша и др.
На подготовительном этапе распространяется информация о предстоящей ярмарке, проводится сбор заявок на участие, рассматриваются финансовые вопросы, заключаются договоры на аренду торговой площади, охрану помещений, художественно-оформительские работы, составляется схема расположения торговых мест, издается каталог и т.д.
Непосредственное проведение ярмарки предусматривает регистрацию участников, транспортное обеспечение, размещение в гостиницах, организацию питания, сервисное обслуживание, обеспечение связью, средствами оргтехники, создание условий для заключения коммерческо-хозяйственных сделок, выполнение рекламных, информационных работ и т.п.
|
|
На этапе подведения итогов ярмарки составляется отчет о проведенном мероприятии, выявляются финансовые результаты, рассматриваются результаты опроса, тестов участников, выявляются положительные стороны и недостатки, разрабатываются мероприятия по дальнейшему совершенствованию ярмарочной деятельности.
Ярмарки обычно организуются по графику (время и место их проведения определяются предварительно).
В настоящее время в России количество ярмарок возрастает. Ежегодно проводятся более тридцати только крупных всероссийских и межрегиональных (зональных) ярмарок. Широкую известность получили, например, «Нижегородская ярмарка», «Сибирская ярмарка», ряд московских и санкт-петербургских ярмарок, активное участие в которых принимают многочисленные отечественные фирмы, а также представители деловых кругов ближнего и дальнего зарубежья.
По структуре ярмарочная экспозиция выглядит, как правило, следующим образом. Промышленные товары народного потребления составляют примерно 32%, машины, оборудование и транспортные средства - 28, продовольственные товары - 16, строительные и отделочные материалы - 3, металлопродукция - 2, сырье для легкой и текстильной промышленности - 2, другие виды товарной продукции и сырья - 17%.
Ярмарка способствует расширению торговых контактов, обмену информацией, выходу страны на международный рынок, оказывает социально-экономическую поддержку отечественным производителям товарной продукции. На каждой ярмарке более 40% ее участников подписывают контракты и коммерческие договоры.
Ярмарочное хозяйство России распространяется и за пределы страны. Отечественные предприниматели участвуют в таких известных зарубежных ярмарках, как Лейпцигская, Мюнхенская (Германия), Парижская (Франция), Пловдивская (Болгария), Измирская (Турция), Базельская (Швейцарская) и др.