Тема 10. Нижегородская ярмарка

Торговля на волжском водном пути велась издавна. Первоначально главным торговым местом был остров купцов близ Казани.

После падения Казани под ударами Ивана Грозного в 1552 году и Астрахани в 1556 году, открылась возможность осуществления судоходства по всей Волге от верховьев до Каспийского моря. И место, где встречались суда тверских купцов, плывших вниз по течению с астраханскими судами, которые тянули бурлаки, было у стен Макарьевского монастыря, который был расположен напротив торгового села Лысково. Торг возник естественным образом, без административного вмешательства. Год от года все большее число людей из разных концов Руси и зарубежных стран принимало участие в этом обмене.

Надо отметить, что наша внешняя торговля начиналась с контактов с восточными странами, потом к ней присоединились и европейские купцы.

Особенность Макарьевской ярмарки состояла в том, что рождена она была навигацией и поэтому проходила летом. Большинство же ярмарок в мире проводилось или перед сельхозратотами весной, или после сбора урожая осенью. Так складывалось её особое положение. Среди 18,5 тысяч ярмарок, проводимых в России от Черного моря до Тихого океана, Нижегородская ярмарка была главной, самой крупной по количеству торговых сделок и объемам товаров, она как бы заканчивала один торговый год и начинала новый. Нижегородская ярмарка является своеобразным истоком развития российского купеческого сословия.

Ежегодно к 15 июля у стен монастыря собирались обозы с товарами, прибывшие с Севера и из Сибири, приходили суда с Волги, Оки, Камы, Белой и др. рек бассейна Волги.

На десятый день ярмарки все отмечали праздник Святого Макария (25 июля), именно этот святой и стал покровителем российской торговли. Европейские же купцы до сих пор почитают Меркурия.

Государство официально признало Макарьевскую ярмарку в 1641 году при первом царе династии Романовых – Михаиле Федоровиче. За год до этого в Россию впервые привезли 200 пачек чая из Орды. В будущем именно благодаря Макарьевской ярмарке этот напиток широкое распространение, общее признание и станет национальным и самым популярным местом общения в империи станет «Чайная». Понятие «ситцевая Россия» также возникло благодаря Макарьевской ярмарке. В начале 18 века ярмарка была уже самой крупной не только в России, но и в мире. На рубеже 18-19 веков путешественники отмечали, что торговый праздник у Макарьева больше и богаче, чем известные в Европе ярмарки во Франкфурте и Лейпциге.

Жила ярмарка долгие годы, расширялась и обновлялась несмотря на весеннее половодье и частые пожары.

В 1816 году государственный канцлер граф Никита Румянцев приехал посмотреть на то, как функционирует главный торговый центр страны. Но плохо, непочтительно встретил его хозяин села Лысково, что напротив Макарьевского монастыря, князь Грузинский – не дал петербургскому вельможе даже лошадей на обратный путь. Реакция последовала незамедлительно – перевести ярмарку в губернский город. Этому переводу поспособствовал еще и случившийся в 1816 году страшный пожар, который нанес Макарьевской ярмарке непоправимый ущерб – дотла выгорели огромные торговые площадки и большинство складских помещений. Поговаривали о предумышленном поджоге.

Царским указом ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. За этим решением – далеко идущие планы. Наши войска только что вернулись из Парижа после победы в войне в Наполеоном. Россия была в центре внимания. Вместо стихийно возникшего торжища, хорошо известного в мире, необходим был современный специально построенный комплекс. Н.Румянцев писал царю Александру I: «…Ярмарку прилично поставить у самого Нижнего Новгорода и нетрудно то представить, что сей город ейною возведен будет в степень третьей государственной столицы».

Строители московского манежа архитекторы Августин Августинович Бетанкур и Огюст Рикар (Август Августович) де Монферран (француз по происхождению) с группой столичных инженеров отправились в Н.Новгород разрабатывать проект. Первоначально место для нее было определено за Казанской заставой над Печёрским монастырем. Но привоз товаров осуществлялся в основном по реке, и поднимать грузы на гребни приречных откосов было делом трудоемким. Взоры устроителей ярмарки обратились к Стрелке, которая, словно пристань, один бок подставляла гостям, плывшим по Волге, а другой тем, кто прибывал по Оке. По правому берегу Волги пристани назовут Сибирскими, здесь будет место складов. По левому берегу Оки – Петербургскими. Здесь, у набережной, стояли суда. Отсюда начиналась перспектива 24 торговых линий, окаймленных полукольцами канала. На первых этажах ярмарочных зданий – торговые лавки, на вторых – квартиры для купцов. Каждая линия – свой товар, так было легко ориентироваться, при многолюдии не было лишней суеты. Стрелка была удобна для подвоза товаров, но эта территория была низинной, заболоченной. Требовались работы по осушению, проводились канавы для сточных вод, строилась канализация, прокладывались русла каналов. Кстати, канализация на Нижегородской ярмарке была первый не только в России, но и в Европе. Удобной для нижегородцев новинкой был и разводной плашкоутный мост через Оку.

15 мая 1817 года новая ярмарка была освящена, а к июлю уже было построено около 3 тысяч лавок, церковь и даже временное здание театра. В дальнейшем год от года на ярмарке появлялись новые строения вплоть до 1917 года, но первоначальная планировочная концепция никогда не нарушалась. Архитектурно завершал ансамбль ярмарочной территории Спасский собор, возведенный в 1822 году. Его купола 35-ти метровой высоты тогда были видны отовсюду. Именно это сооружение О. Монферран повторит в Петербурге в более грандиозных объемах Исаакиевского собора.

Нижегородская ярмарка проходила ежегодно с 15 июля по 15 августа, затем её продлили до 25 августа. Ежегодно к дню открытия ярмарки из Макарьевского монастыря привозилась икона Святого Макария, она устанавливалась в специально построенной часовне. Поклонение и почитание Святого Макария было духовным началом русского купечества.

После Крестного хода осуществлялся подъём трёхцветного флага России и флагов ярмарки и если полотна начинали упруго трепетать на флагштоках - происходил вздох облегчения: это была верная примета того, что торговый сезон будет хороший. В зале, где гербы всех российских губерний, с приветственными речами выступали управляющий ярмаркой генерал-губернатор и председатель ярмарочного комитета, после чего проходил банкет, где каждый участник, внесший залог, мог произнести тост.

Ярмарка открыта! Теперь все экономические нити государства сходились на Стрелке Волги и Оки. Гостей в Нижний Новгород стекалось такое количество, что в дни ярмарки на одного нижегородца приходилось девять приезжих.

Вот что представляла собой Нижегородская ярмарка в первой половине 19 века по свидетельству современников: «Балаганы расположены регулярнейшим образом, а именно: вдоль Оки по левую сторону от моста – Сибирская железная линия, далее между рекой и длинным озером ряды: лоскутный, кафтанный, ягодный, иконный, хлебный, пирожный, мясной, наконец – бойня. По правую руку, вдоль берега, ряды: хрустальный, фаянсовый, канатный, а за ними параллельно озеру: стеклянный, холщёвый, мыльный, меховой, шляпный и рукавичный, кожевенный, железный, табачный, корзинный, горячей воды, сапожный, светильный, циновочный, окошечный и, наконец, харчевни». Существовали ещё ряды жемчужный, серебряный, китайский и др. Во избежание пожара на ярмарке строго-настрого запрещалось курение. Курить можно было только в сквере.

Охраной порядка на ярмарке ведали местная полиция и уральские казаки, которые ежегодно из Оренбурга ранней весной выступали в «поход на Н.Новгород». На ярмарке они чинили суд и расправу над нарушителями порядка, правда, часто злоупотребляя данной им властью.

На нижегородской земле в дни работы ярмарки добрососедствовали коммерсанты разных вероисповеданий: христиане, мусульмане, иудеи, буддисты. Среди лавок и хозяйственных построек соседствовали христианский храм и армянская церковь, виднелся полумесяц татарской мечети. В нагорной части на Б. Покровской улице находилась лютеранская кирка, а на Грузинской улице – синагога. В 1881 г. на ярмарочной территории был построен собор Александра Невского.

Когда строилась ярмарка в Нижнем, на Неве уже появился пароход. Но поскольку на Волге да совершенства была доведена бурлацкая тяга, то еще четверть века над волжскими берегами раздавались песни бурлацких артелей, численность бурлаков достигала 600 тысяч человек в сезон. Сила мускулов бурлаков и сурово отстаиваемое ими право на заработок побеждали паровую машину до навигации 1846 года, когда три рейса первого парохода компании «По Волге» принесли невиданный доход в 40 тысяч рублей. С этого времени паровое судоходство начало свое бурное развитие. В 1850 году на реке уже работает вторе пароходное акционерное общество «Меркурий», третьим стало товарищество «Самолет», потом появились «Бр. Каменских», «Русь» и др. Из губерний, не имеющих возможности доставки грузов по воде товары доставлялись лошадьми, а по дорогам тех времен это занимало много времени. Поэтому на Нижегородскую ярмарку начинали собираться сразу после Рождества. Первыми отбывали обозы с мехами из Якутии. Затем от китайской границы – с чаем. Заботами Всероссийского торжища жили и московские купцы. Велика же была их радость, когда в 1862 году 1 августа, в разгар ярмарочных дней, открылось железнодорожное сообщение между первопрестольной Москвой и Н.Новгородом – торговой столицей России.

В 1888 году управляющий ярмаркой губернатор Николай Михайлович Баранов писал в докладной записке Петербург: «Ярмарка представляет собой две площади: одна на суше – 16 340 магазинов и товарных складов; другая на воде – караваны судов до 3 тысяч стоящих одновременно».

1896 год был особым в истории ярмарки – это год Всероссийской выставки. Насколько значительным было это событие в России, можно судить по тому факту, что Н.Новгород стал третьим городом страны, где проводилась выставка. До этого она проводилась только в Петербурге и один раз в 1882 г. Москве. После Нижнего была ещё одна выставка в 1913 году в Киеве.

Для Нижегородской торгово-промышленно-художественной выставки был построен целый город. На все мероприятия из государственной казны было выделено 3 млн. рублей. Память о выставке хранят многие здания города с датой на фасаде. Среди них – драматический театр, его открывала Мамонтовская опера, в труппе которой пел Шаляпин. Благодаря выставке в Нижнем Новгороде появились многие технические новинки: электричество, телефонная связь, кинематограф, трамвай. Трамвай в Н.Новгороде появился раньше чем в Москве и Петербурге. Через Оку пролег новый понтонный мост, для подъема гостей в верхнюю часть города заработали подъемники – элеваторы или фуникулеры. На выставке можно было увидеть и первый русский автомобиль, сетчатые конструкции павильонов инженера Шухова, буровые установки Нобеля, стенды с золотыми слитками и пушниной и ещё тысячи самых разных экспонатов, размещенных в 200 павильонах. На выставку сразу после коронации прибыл царь Николай II. Здесь же были вице-король Китая, послы иностранных держав, министр финансов С.Ю.Витте и др. Выставка подводила итог 19 веку, в который Россия въехала на птице-тройке рассматривала перспективы развития в 20 веке, куда Россия въезжала на сормовском паровозе. Выставка проходила в обустроенной России, для развития промышленности был прекрасный фон: с 1876 г. до 1913 года Россия имела активный торговый бизнес. В это время приток золота и валюты в страну составлял 6,6 млрд. рублей. Началось строительство Транссибирской магистрали.

Но дальнейшие военные и революционные события привели к упадку как внешней, так и внутренней торговли, в советские годы ярмарка была сметена индустриализацией, т.к. её структура не вписывалась в Госплан и 16 марта 1930 года согласно постановлению Совета Труда и Обороны Нижегородская ярмарка была ликвидирована.

Нижегородская область – это один из староосвоенных и наиболее экономически развитых индустриальных регионов центра европейской части РФ. Хозяйственное «лицо» области в общероссийском разделении труда определяется развитием перерабатывающих отраслей тяжелой промышленности: машиностроения и металлообработки, передельной металлургии, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, лесной и целлюлозно-бумажной отраслей промышленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: