Цена как экономическая категория

Лекция 13 Ценообразование и система цен на продукцию (работы, услуги)

1.Цена как экономическая категория.

2.Функции и виды цен.

3.Ценовая политика предприятия.

4.Ценовые стратегии.

Важнейшими категориями рыночной экономики являются цена и ценообразование. Цена – это денежное выражение стоимости товара, а ценообразование – процесс формирова­ния цен, определение их уровней и соотношений.

В рыночной экономике объективно действуют многие экономические законы, из которых наиболее важными для установления цен являются закон стоимости, закон спроса, закон предложения, законы рыночного ценообразования.

Закон стоимости проявляется прежде всего в том, что в условиях свободного рынка, конкуренции цены отражают общественно необходимые затраты труда. Предприниматель, учитывая закон стоимости, постоянно ищет пути для снижения затрат и тем самым способствует успеху предпринимательства и развитию общества.

Между ценой и величиной спроса существует обратная связь. Экономисты называют такую связь законом спроса.

Между ценой и количеством предлагаемой продукции существует прямая связь. Эта связь называется законом предложения.

С законами стоимости, спроса и предложения связаны законы рыночного ценообразования. Механизм их действия не сложен:

1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под влиянием неценовых факторов (например, мода) возрастает спрос при неизменном предложении или уменьшается предложение при неизменном спросе, то цена возрастает.

3. При неизменном предложении уменьшение спроса или при неизменном спросе увеличение предложения ведет к понижению цены.

В процессе развития рыночных отношений происходит взаимное приспособление продавцов и покупателей. Главную роль при этом играют цены, способствующие быстрому обмену нужной информацией. Цены делают условия обмена понятными и стандартизованными для всех участников рыночной экономики. Особенно важным понятием в таком обмене является равновесная цена, т.е. цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Рыночное ценообразование позволяет формировать цены не в сфере производства, не на предприятии, а на рынке под воздействием товарно-денежных отношений, спроса и предложения. Таким образом полезность товара проходит проверку рынком, цена окончательно определяется на рынке, т.к. стоимость товара получает общественное признание через механизм цен только на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: