Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя.
Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя.
Среду любой организации можно определить как совокупность двух сфер внутренней среды и внешней.
Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.
Внешнюю среду фирмы составляют два других пространства: рабочая среда и общая среда. Рабочая среда - это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда - наемных работников, затем клиенты - потребители продукции фирмы, посредники - финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (например, налоговая инспекция), во-вторых, к элементам рабочей среды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории - средства массовой информации, общества потребителей и т.п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика фирмы. Иначе рабочую среду организации называют микросредой фирмы.
|
|
Общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса иногда называют "экологией фирмы". Общая среда - это среда косвенных контактов фирмы. Выделяют четыре основных фактора общей среды - экономические, технологические, политические, социальные. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них.
Если говорить о значении рабочей среды в практике планирования российских экономических организаций, то в период перехода к рынку оно существенно возрастает. В централизованно управляемой экономике любые связи в рабочей среде предприятия осуществлялись при активном участии государства, которое самостоятельно, без учета интересов предприятий устанавливало им поставщиков и клиентов. Фактор конкуренции в экономике советского типа практически отсутствовал. Влияние контактных аудиторий было очень мало.
В условиях рыночных отношений любое предприятие, в том числе и автотранспортное, находится в постоянном взаимодействии с другими рыночными субъектами. Все элементы рынка связаны между собой и оказывают, в той или иной степени, влияние друг на друга, испытывая одновременно и воздействие внешней среды. Формирование рынка интенсифицирует процессы обращения ценностей и перемещения людей, способствует существенному возрастанию роли транспортных и экспедиционных предприятий, организующих и осуществляющих эти процессы. Особенно велико в условиях рынка значение автотранспортных предприятий, обеспечивающих прямую, надежную доставку грузов и пассажиров - фактор эффективного функционирования экономики.
|
|
Автомобильный транспорт как сфера бизнеса относится к мобильному рыночному сектору экономики. Предприятия грузового автотранспорта в условиях падения спроса на перевозки расширяют транспортно-экспедиторские и непрофильные виды услуг, открывают свои терминальные пункты со складской базой.
В условиях конкуренции потребители все в большей мере предъявляют повышенные требования к качественным показателям выполнения грузоперевозок: срочности доставок, сохранности грузов, расширению комплекса услуг, надежности транспортного партнера. Наметился повышенный спрос на доставку грузов в международном сообщении.
В специальной литературе, анализируя источники влияния на предприятие в условиях рынка, выделяют сферу прямого (рисунок 1) и сферу косвенного воздействия на АТП (рисунок 2).
АТП непосредственно взаимодействует с различными поставщиками: поставщики подвижного состава (автомобильные заводы или их дилеры); поставщики топливных и смазочных материалов; поставщики инженерного, управленческого и рабочего персонала (вузы, техникумы, ПТУ, школы подготовки водителей); поставщики капитала (банки); поставщики информации (средства массовой информации, специализированные фирмы).
Потребителями автотранспортных услуг выступают промышленные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, предприятия сельского хозяйства, государственные организации и учреждения, индивидуальные потребители.
Конкурентами АТП являются другие АТП и автотранспортные предприниматели, предприятия других видов транспорта, грузовладельцы, использующие собственный автомобильный транспорт.
В качестве посредников могут выступать транспортно-экспедиционные предприятия и фирмы, торгующие информацией о нахождении грузов и автотранспортных средств.
Рисунок 1 – Сфера прямого воздействия на АТП
Также с АТП могут непосредственно взаимодействовать органы государственного управления: местные органы исполнительной власти, отделение Российской транспортной инспекции, органы Государственной налоговой инспекции, другие органы.
Косвенное воздействие на деятельность АТП оказывают такие факторы, как научно-технический прогресс, общеэкономическая и политическая ситуация, международная обстановка, деятельность профсоюзов и другие.
Разрабатываемые в ходе научно-технического развития идеи и конструкторские решения влияют на деятельность АТП, заставляя руководство предприятия внедрять достижения НТП прежде своих конкурентов. Стабильная политическая ситуация позволяет свободно заключать сделки и обеспечивать их выполнение. Напротив, возникающие региональные конфликты затрудняют осуществление перевозок, а в ряде случаев приводят даже к транспортной изоляции целых территорий.
Стабильное, поступательное развитие экономики страны позволяет предприятиям вкладывать деньги в расширение и модернизацию производства, накапливать средства на счетах в банках и т. д. При нестабильной экономике, характеризующейся инфляцией и кризисами, любым предприятиям, в том числе и АТП, становится невыгодным вкладывать средства в расширение и модернизацию производства. В этой ситуации начинается свертывание производства, средства вкладываются в развитие «побочного» бизнеса, обеспечивающего более быстрый оборот средств.
|
|
Благоприятная международная обстановка положительно сказывается прежде всего на развитии международных торговых связей, на базе которых и осуществляются международные перевозки.
Рисунок 2 – Сфера косвенного воздействия на АТП
Конфликты, возникающие в различных регионах мира, приводят к снижению деловой активности в этих районах, а, следовательно, и к спаду объема перевозок.