Взаимодействие субъектов рынка автотранспортных услуг

Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя.

Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя.

Среду любой организации можно определить как совокупность двух сфер внутренней среды и внешней.

Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные эле­менты: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организацион­ная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

Внешнюю среду фирмы составляют два других пространства: рабочая среда и общая среда. Рабочая среда - это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рын­ка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необ­ходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда - наемных работников, затем клиенты - потребители продукции фирмы, посредники - финансовые, торговые, маркетинговые, государст­венные экономические структуры (например, налоговая инспекция), во-вторых, к элементам рабочей среды относят конкурирующие фирмы и так называемые кон­тактные аудитории - средства массовой информации, общества потребителей и т.п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или не­благоприятного облика фирмы. Иначе рабочую среду организации называют микро­средой фирмы.

Общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса иногда называют "экологией фирмы". Общая среда - это среда косвенных контактов фирмы. Выделяют четыре основных фактора общей среды - экономические, технологические, политические, социальные. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них.

Если говорить о значении рабочей среды в практике планирования россий­ских экономических организаций, то в период перехода к рынку оно существенно возрастает. В централизованно управляемой экономике любые связи в рабочей среде предприятия осуществлялись при активном участии государства, которое самостоя­тельно, без учета интересов предприятий устанавливало им поставщиков и клиентов. Фактор конкуренции в экономике советского типа практически отсутствовал. Влия­ние контактных аудиторий было очень мало.

В условиях рыночных отношений любое предприятие, в том числе и автотранспортное, находится в постоянном взаимодействии с другими рыночными субъектами. Все элементы рынка связаны между собой и оказывают, в той или иной степени, влияние друг на друга, испытывая одновременно и воздействие внешней среды. Формирование рынка ин­тенсифицирует процессы обращения ценностей и перемещения людей, способствует существенному возрастанию роли транспортных и экспе­диционных предприятий, организующих и осуществляющих эти процес­сы. Особенно велико в условиях рынка значение автотранспортных предприятий, обеспечивающих прямую, надежную доставку грузов и пассажиров - фактор эффективного функционирования экономики.

Автомобильный транспорт как сфера бизнеса относится к мобиль­ному рыночному сектору экономики. Предприятия грузового авто­транспорта в условиях падения спроса на перевозки расширяют транспортно-экспедиторские и непрофильные виды услуг, открывают свои терминальные пункты со складской базой.

В условиях конкуренции потребители все в большей мере предъяв­ляют повышенные требования к качественным показателям выполне­ния грузоперевозок: срочности доставок, сохранности грузов, расшире­нию комплекса услуг, надежности транспортного партнера. Наметился повышенный спрос на доставку грузов в международном сообщении.

В специальной литературе, анализируя источники влияния на пред­приятие в условиях рынка, выделяют сферу прямого (рисунок 1) и сферу косвенного воздействия на АТП (рисунок 2).

АТП непосредственно взаимодействует с различными поставщика­ми: поставщики подвижного состава (автомобильные заводы или их ди­леры); поставщики топливных и смазочных материалов; поставщики инженерного, управленческого и рабочего персонала (вузы, технику­мы, ПТУ, школы подготовки водителей); поставщики капитала (банки); поставщики информации (средства массовой информации, специализи­рованные фирмы).

Потребителями автотранспортных услуг выступают промышленные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг и бы­тового обслуживания, предприятия сельского хозяйства, государствен­ные организации и учреждения, индивидуальные потребители.

Конку­рентами АТП являются другие АТП и автотранспортные предпринима­тели, предприятия других видов транспорта, грузовладельцы, исполь­зующие собственный автомобильный транспорт.


В качестве посредников могут выступать транспортно-экспедиционные предприятия и фир­мы, торгующие информацией о нахождении грузов и автотранспортных средств.

Рисунок 1 – Сфера прямого воздействия на АТП

Также с АТП могут непосредственно взаимодействовать органы го­сударственного управления: местные органы исполнительной власти, отделение Российской транспортной инспекции, органы Государствен­ной налоговой инспекции, другие органы.

Косвенное воздействие на деятельность АТП оказывают такие фак­торы, как научно-технический прогресс, общеэкономическая и полити­ческая ситуация, международная обстановка, деятельность профсоюзов и другие.

Разрабатываемые в ходе научно-технического развития идеи и кон­структорские решения влияют на деятельность АТП, заставляя руко­водство предприятия внедрять достижения НТП прежде своих конку­рентов. Стабильная политическая ситуация позволяет свободно заклю­чать сделки и обеспечивать их выполнение. Напротив, возникающие региональные конфликты затрудняют осуществление перевозок, а в ряде случаев приводят даже к транспортной изоляции целых террито­рий.

Стабильное, поступательное развитие экономики страны позволяет предприятиям вкладывать деньги в расширение и модернизацию произ­водства, накапливать средства на счетах в банках и т. д. При неста­бильной экономике, характеризующейся инфляцией и кризисами, лю­бым предприятиям, в том числе и АТП, становится невыгодным вкла­дывать средства в расширение и модернизацию производства. В этой ситуации начинается свертывание производства, средства вкладывают­ся в развитие «побочного» бизнеса, обеспечивающего более быстрый оборот средств.

Благоприятная международная обстановка положительно сказыва­ется прежде всего на развитии международных торговых связей, на базе которых и осуществляются международные перевозки.

Рисунок 2 – Сфера косвенного воздействия на АТП

Конфликты, возникающие в различных регионах мира, приводят к снижению деловой активности в этих районах, а, следовательно, и к спаду объема перевозок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: