Связь педагогики с другими науками

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология исследуют пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты – семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психологического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

1) творческое освоение научных идей синергетического* подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, системно-деятельностного отношения к развитию личности;

2) применение методов других наук, например, математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

3) использование результатов исследований, полученных различными науками: о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека (физиология); основные личностные психологические новообразования в процессе развития, психологические особенности личности как фактор ее успешной деятельности (психология);

4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем, например, перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания; внедрение бакалаврской и магистерской ступеней профессиональной подготовки специалистов;

5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений, например, диверсификация* образования, педагогическая квалиметрия*, моделирование.

1.3. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике.

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение как для личности, так и для всего социума. Современному человеку необходимо владеть информацией о стиле поведения, о формах и технологиях обучения и воспитания, системе образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ.16.03.2кМИХИ В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

В настоящее время изменяются роль и место образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной сфере, обусловливающими стабилизацию общества и уровень его культурного развития; образование выступает средством развития личности, общества в целом.

В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества и выступают критерием культуры личности, социума в целом. К ним относятся: 1) «знаниевая» и «культурологическая», 2) «технократическая» и «гуманистическая», 3) «социетарная» и «человеко-ориентированная», 4) «педоцентристская» и «детоцентристская». Каждая парадигма обучения и воспитания формировались в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социального феномена и культурной ценности. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе ее освоения; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становлением практического и теоретического опыта человека.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения и общения. В связи с развитием культуры и общества расширяется процесс овладения человеком ценностями: основами физической и эстетической культуры, экологии и права и др.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности.

Педоцентрическая парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.

Педоцентрическая парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

В качестве эталона социетарной парадигмы выступают принципы государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках же человеко - ориентированной (антропологической *) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Раскройте происхождение слова «педагогика».

2. Какой вклад в становление педагогики как науки внес Ян Амос Коменский?

3. Охарактеризуйте этапы становления педагогики. Кто из зарубежных и отечественных ученых разных эпох внес наибольший вклад в развитие педагогической науки и практики?

4. В каких значениях в современных условиях употребляется термин «педагогика»?

5. Определите объект и предмет педагогической науки.

6. Раскройте сущность основных категорий педагогики.

7. Назовите основные отрасли педагогики.

8. Каковы формы и типы связей педагогики с другими науками?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: