double arrow

Стилистическая окраска текста


Стилистическая окраска текста

Чтобы пользоваться языком в речевой деятельности, необ­ходимо знать, по каким правилам следует проводить отбор язы­ковых средств в процессе создания текстов различных жанров.

Отбор языковых средств в рамках той или иной сферы дея­тельности человека регулируется различными обстоятельства­ми: спецификой сферы человеческой деятельности, на базе которой происходит общение, характером целей и задач обще­ния, особенностями условий, в которых оно происходит. Эти факторы прежде всего и определяют отбор и употребление язы­ковых средств в различных сферах общения, создают условия для возникновения в языке такого явления, как стиль.

Академик В. В. Виноградов дает следующее определение стиля: «Стиль — это общественно осознанная, функциональ­но обусловленная, внутренне объединенная совокупность при­емов употребления, отбора и сочетания средств речевого об­щения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими таки­ми же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа».




Попробуем вычленить основные признаки понятия «стиль», зафиксированные в приведенном высказывании. Во-первых, очевидно, что средства общенародного, общенационального языка употребляются в соответствии с определенными норма­ми, правилами, законами. Во-вторых, эти нормы, правила и за­коны формируются на основе того, какую роль (функцию) сред­ства языка могут сыграть в достижении целей общения в сфере той или иной человеческой деятельности. В-третьих, отбор и сочетание языковых средств в процессе употребления должны быть основаны на знании норм и правил, выработанных обще­ством и закрепленных на основании сложившегося опыта пользования языком.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в са­мой системе языка сложились, сформировались «слои языко­вых средств», обладающие достаточно большой частотностью употребления в определенных сферах общения, соотносимых с соответствующими видами деятельности.

Эти «слои языковых средств» называются стилями языка и представляют собой комплекс языковых средств, определен­ным образом (стилистически, функционально) окрашенных, отмеченных каким-либо образом. Эти комплексы потенциально существуют в системе языка и реализуются в речевой деятель­ности человека, образуя стили речи,т. е. уже реализованные сред­ства языка по законам его функционирования в соответствую­щих тем же сферам общения речевых разновидностях. Стили речи обычно называют функциональными (функция — назна­чение).



Существование стилей в языке и речи обеспечивается преж­де всего наличием синонимических средств в области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса, что дает возможность по-разному передавать примерно одинаковое содержание выска­зывания, а также выражать (если это необходимо) то или иное отношение к этому содержанию.

Функциональные стили фор­мируются под влиянием следующих условий:

  • 1. Особенности ситуации общения (официальная или неофи­циальная обстановка, количество участников общения и т. п.).
  • 2. Функции и цели общения (поговорить, сообщить, убе­дить, проинструктировать и т. п.).

Как правило, выделяются следующие сферы жизнедеятель­ности человека, каждая из которых имеет свои особые функ­ции и реализуется в определенных условиях.

  • 1. Сфера быта, бытового общения (общение реализуется в неофициальной обстановке, как правило, в форме диалога: цель общения — непринужденный разговор, беседа на бытовые темы).
  • 2. Сфера учебной и научной деятельности (общение реали­зуется, как правило, в официальной обстановке с целью сооб­щения, передачи или получения научных данных в письмен­ной или устной форме).
  • 3. Сфера делового общения (общение реализуется в офици­альной обстановке с целью сообщения, составления или изу­чения материалов инструктивного характера).
  • 4. Сфера публицистической деятельности (общение реали­зуется с помощью средств массовой информации, как правило, с целью воздействия на широкие массы читателей или слуша­телей, формирования общественного мнения и сознания).
  • 5. В соответствии с этим выделяют следующие функциональ­ные стили: разговорный, научный, официально-деловой, пуб­лицистический, каждый из них характеризуется ведущими сти­левыми чертами, которые проявляются как в содержании, так и в отборе языковых средств. Выделяют также и стиль художе­ственной литературы (художественный).
  • 6. Функциональные стили не образуют замкнутых систем, они взаимопроницаемы, взаимодействуют друг с другом, оказыва­ют влияние друг на друга.

7. Рассмотрим более подробно основные черты каждого из функциональных стилей речи, при характеристике которых по­стараемся ответить на следующие вопросы:



  • 1) где используется данный стиль речи? (сфера деятельности);
  • 2) с какой целью он используется? (основная функция);
  • 3) каковы его основные признаки? (стилевые черты);
  • 4) каковы его языковые особенности? (особенности упот­ребления средств языка).

Стиль разговорный. Используется в непринужденных бесе­дах обычно со знакомыми людьми в сфере бытовых отноше­ний. Реализует функцию общения. Непосредственность обще­ния, особенности содержания бесед, необходимость быстрой реакции (часто оценочной) на сообщение собеседника, возмож­ность использования невербальных способов общения (инто­нация, ударение, темп речи), внеязыковых факторов (мимика, жесты), особенности ситуации, характера взаимоотношений собеседника определяют ведущие стилевые черты высказыва­ний разговорного характера. Это — непринужденность, свобо­да в выборе слов и выражений, проявление своего отношения к сообщаемому собеседником, эмоциональность.

Разговорной речи присущи следующие языковые особеннос­ти: активность разговорных (некнижных) средств языка, вплоть до просторечных и фамильярных; использование оце­ночных, эмоционально-экспрессивных средств; неполная структурная оформленность языковых единиц; ослабленность синтаксических связей между частями предложения; актив­ность речевых стандартов и фразеологизмов разговорного ха­рактера.

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям. В основе этого противопоставления лежат прежде всего разли­чия в особенностях сферы общения, в которых реализуются функциональные стили: сфера индивидуального сознания и неофициальная обстановка вызывают к жизни разговорный стиль; сфера общественного сознания и официальный харак­тер общения — книжные стили.

Кроме того, с помощью средств разговорной речи реализу­ется, как правило, функция общения, средствами книжных стилей — функция сообщения. Все эти обстоятельства приводят к тому, что разговорный стиль воспринимается как достаточно обособленная однород­ная система, противопоставленная системе стилей книжных. Учитель пользуется разговорным стилем речи в ситуациях непринужденного общения с учениками и коллегами. При этом он должен демонстрировать хороший уровень разговорной речи, не допускать отклонения от норм и правил, предъявляе­мых к общению в целом. Это особенно актуально в настоящее время, когда в речевой практике проявляются такие негатив­ные явления, как неоправданное и нецелесообразное употреб­ление просторечий и жаргонизмов, сниженность и огрубение речи, употребление слов в качестве заполнителей пауз, фамильярность общения и т. п.

Стиль научный. Используется в сфере научной (или учеб­ной) деятельности человека. Специфика этой сферы общения — обобщение результатов научных исследований, научное опи­сание фактов и явлений действительности, законов, определя­ющих их «поведение». В зависимости от специфических задач, стоящих перед автором научного исследования, он излагает свои научные воззрения в учебниках, научных статьях, моно­графиях, диссертациях, докладах и других жанрах научной ли­тературы.

Научный стиль реализует функцию сообщения. Однако та информация, которая лежит в основе научного сообщения, имеет свою специфику: она носит интеллектуальный характер. Исходя из этого передача научной информации требует точно­сти, логичности, доказательности.

Названные особенности определяют важнейшие стилевые черты научного стиля, его специфику: отвлеченность, обоб­щенность, логичность, доказательность, объективность изло­жения, точность, скрытую эмоциональность, строгость и даже сухость.

Отличительные признаки научного стиля реализуются с помощью следующих языковых средств:

1. Использование лексических единиц языка для обозначе­ния слов-понятий. В этом случае лексические единицы, как правило, приобретают терминологическое значение, т. е. слу­жат «обозначением логически сформулированных понятий» (Л. Г. Барлас) и приобретают способность нести более полную логическую информацию. «...Строгость в выборе терминов, которые не должны допускать никаких двусмысленностей» (Л. В. Щерба) — специфическая черта научной речи.

2. Повышенное употребление имен существительных, ко­торые составляют 35% всех словоупотреблений (ср.: в художе­ственной речи — 23—25%, в разговорной — около 12%). Среди существительных преобладают формы среднего рода един­ственного числа, так как именно эти формы придают речи от­влеченный, обобщенный характер.

3. Повышенная употребительность имен прилагательных (13%) и причастий (6%) объясняется необходимостью точно­го обозначения видовых признаков понятий, их логической конкретизации. Именной характер научного стиля в целом по­зволяет передать обобщенно-отвлеченное значение поня­тий, суждений, умозаключений, абстрагировать явление и его признаки.

4. Преимущественное употребление таких глагольных форм, как инфинитив, формы настоящего-будущего времени, как правило, с вневременным значением, формы несовершен­ного вида, передающие значение длительности, постоянства и многократности действия. Очевидно, что выбор подобных форм определяется необходимостью обозначить связи между явле­ниями и понятиями, между объектом и признаком. Глагол в
научной речи сравнительно редко выражает конкретное дей­ствие.

5. В научной речи господствует логический синтаксис. «Фра­зы отличаются грамматической и смысловой полнотой и вы­сокой логико-информативной насыщенностью» (Л. Г. Барлас). Широко используются сложные и осложненные конструкции, особенно конструкции с деепричастными и причастными обо­
ротами. Логическая последовательность подчинительных со­юзов в структуре сложных предложений, вводных слов, специальных конструкций и оборотов связи (остановимся на..., пе­рейдем к..., отметим также...).

Для научной речи характерны особые «ссылочные» оборо­ты (по Павлову; как полагает...), широкое использование цепи родительных падежей (нанизывание падежей), конструкций, способствующих сосредоточиванию внимания читателей на каком-либо вопросе (вопросительные предложения).

Научный стиль реализуется в следующих его разновиднос­тях (подстилях): собственно научный, научно-учебный (учеб­но-научный), научно-популярный.

Научно-учебный подстилъ используется в ситуации учебного общения. К общей и основной функции научного стиля — пе­редача логической информации, доказательство ее истинно­сти, новизны, цельности — добавляется еще одна, обучающая, связанная с активизацией познавательной деятельности школь­ников и усвоением излагаемой учителем или авторами учебни­ков информации.

В связи с этим изложение сведений о сущности научных понятий, явлений, фактов, закономерностях должно быть адап­тировано с учетом возраста школьников, их подготовки в рам­ках изучения той или иной дисциплины, условий и задач обу­чения.

Адаптация научной информации обеспечивает доступность ее восприятия, понимания и усвоения.

Каким образом научная информация может быть адапти­рована, приспособлена к ситуации учебного общения? Каким образом собственно научный стиль общения трансформирует­ся в научно-учебный подстилъ?

С этой целью могут быть использованы следующие приемы:

1. Использование образных средств языка, способствующих «выражению понятийной мысли» (М. М. Кожина). К ним, прежде всего, относятся сравнение, метафора, аналогия. При этом нужно учитывать, что «образ в научной речи схе­матизирован и обобщен, лишен тех индивидульно-неповторимых свойств-признаков, которые присущи ему в художественном произведении» (М. М. Кожина). Метафора в научной речи раскрывает общие свойства явления, понятия, предмета, подчеркивает, делает доступными для понимания его сущностные характеристики.

2. Средств усиления выразительности высказывания: уси­лительные и ограничительные частицы, местоимения, коли­чественные наречия, эмоционально-экспрессивные прилага­тельные, прилагательные в превосходной степени.

3. Постановка вопросов проблемного характера, подчерки­вающих степень сложности, новизны, ценности, важности из­лагаемого материала.

При использовании названных приемов следует осознавать их функции в научных текстах, в том числе и в текстах научно-учебного характера — они используются для пояснения, разъяснения, конкретизации при изложении логической информа­ции.

Научно-популярный подстиль имеет еще одну дополнитель­ную функцию — функцию популяризации информации. «Если посредством собственно научного стиля специалист обраща­ется к специалисту... то посредством научно-популярного подстиля специалист обращается к неспециалисту, не знакомому в достаточной степени ни с данной наукой, ни с ее языком...» (Л. Г. Барлас).

Научная информация в процессе популяризации сообщает­ся не в полном объеме, выборочно, доказательства истинности информации порой опускаются или приводятся не системно.

Научные понятия в популярном изложении «непременно вовлекаются в цепь житейских ассоциаций» (А. В. Степанов), которые актуализируются в сознании читателя и слушателя с помощью привычных для них образов, представлений, знаний.

В связи с этим в текстах научно-популярного характера ис­пользуются средства других функциональных стилей, прежде всего тропы.

Приемы популяризации объяснительной речи будут опи­саны в последующих разделах настоящего учебного пособия.

Стиль публицистический. Используется в сфере обществен­ных отношений (общественно-политических, культурных, спортивных). Наиболее полно его черты проявляются в газет­ных публикациях, в изданиях общественно-политического характера (журналах, еженедельниках, специальной литерату­ре). Публицистический стиль используется на радио, телеви­дении, в документальном кино. Основными жанрами письмен­ной публицистической речи являются: статьи, различные виды заметок и информационных сообщений, очерк, репортаж, ин­тервью, фельетон, эссе, памфлет, записки (путевые, например) и т. п. Важнейшие жанры устной публицистической речи -выступления на митингах, собраниях, в государственных струк­турах, беседы политических комментаторов, прямой репортаж с места событий, интервью, которое берется непосредственно в момент теле- или радиопередач. Письменная и устная форма высказываний в публицистическом стиле нередко сближают­ся, тесно взаимодействуют в процессе коммуникации, оказы­вают друг на друга определенное влияние. Так, теле- и радиопе­редачи информационного характера, как правило, представляют собой устное воспроизведение заранее написанного текста.

Основными функциями публицистического стиля являют­ся воздействующая и информативная (функция сообщения).

Информация в газетных публикациях, на радио и телевиде­нии специфична: она отличается актуальностью, разнообра­зием, разносторонностью. Ее отбор и расположение направле­ны на формирование мировоззрения читателя (или слушателя), общественного мнения и общественного сознания. Следова­тельно, всем публицистическим произведениям свойственна функция воздействия: все сообщаемые факты получают опре­деленное толкование и оценку, сопровождаются соответству­ющими комментариями и выводами.

Сфера употребления и основные функции публицистичес­кого стиля определяют его важнейшие стилевые черты: эксп­рессивность, выразительность, стандартизированность, клишированность речи, открытая оценочность высказывания, призывность, простота, доступность, рекламность, докумен­тально-фактологическая точность, сдержанность, официаль­ность. Как видно, стилевая структура публицистической речи достаточно сложна, что обусловлено неоднородностью инфор­мации, лежащей в основе газетных сообщений, разнообразием задач, решаемых средствами массовой коммуникации, специ­фикой условий общения и т. п.

Язык публицистических произведений, «имеющий в виду широкие народные массы, должен схватываться на лету, дол­жен бить в одну точку и не размениваться на мелочи и оговор­ки...» (Л. В. Щерба).

Однако многообразие жанров публицистики, неоднород­ность задач, стоящих перед авторами публицистических про­изведений, создают предпосылки для широкого разнообразия использования языковых средств. В таких жанрах публицисти­ческого стиля, как очерк, фельетон, памфлет, зарисовки и др., применяются многие приемы, свойственные художественно­му стилю речи. Научно-популярные статьи, рецензии, обозре­ния, интервью тяготеют к аналитико-обобщенному изложению и характеру речи и стиля, близкого к научному. Однако все они публицистичны, так как характеризуются оценочным и экс­прессивно-воздействующим содержанием.

Многостильность, свойственная публицистике, тем не ме­нее не лишает ее специфических языковых средств, употреб­ление которых распространяется прежде всего на основные жанры периодики.

К ним относятся:

1. Газетизмы, специфические газетные слова, книжные сло­ва приподнятой стилистической окраски.

2. Газетная фразеология, газетные штампы, стандарты.

3. Активность суффиксов иноязычного происхождения (слова на -ия, -ция, -ация, изация; слова с суффиксом -нича); образования с суффиксом -щик).

4. Образное употребление слов, поиски новых сочетаемостных возможностей слова.

5. Активизация форм со значением собирательности.

6. Активность формы настоящего репортажа.

7. Широкое использование приемов поэтического синтаксиса (антитеза, инверсия, единоначатие, параллелизм конструкций).

8. Разнообразие конструкций с однородными членами (по­втор, градация, использование в ряду однородных членов уси­лительных местоимений, частиц, наречий).

9. Использование конструкций, активизирующих внима­ние, мысль и воображение читателей (риторические вопросы, восклицания, цепь назывных предложений и т. п.).

10. Конструкции разговорного характера.

Названные средства позволяют реализовать функцию воз­действия в публицистическом стиле.

Для реализации информационной функции используются средства, свойственные в той или иной степени научному и официально-деловому стилю: специальная лексика из разных областей знаний, официально-деловая и научная терминоло­гия, крылатые слова и выражения; прецедентные высказыва­ния, имена собственные, абревиатуры, сложносокращенные слова: пассивные конструкции, отыменные предлоги (в деле, в области, в отношении) и союзы (ввиду того что), глагольно-именные устойчивые словосочетания с ослабленным значени­ем глагола (вести переговоры) и т. п.

Представляется, что учитель должен владеть некоторыми жанрами публицистической речи, как устными, так и письмен­ными, в тех ситуациях педагогического общения, когда необ­ходимо выразить свое отношение к событиям, свидетелями которых являются школьники, отреагировать на ту или иную позицию, точку зрения, выступить в защиту определенных идей, мнений и т. п. Кроме того, некоторые приемы воздей­ствия на слушателя или читателя, свойственные публицисти­ческому стилю, могут быть использованы в учебном общении (дискуссия, обсуждение, дебаты).

Стиль официально-деловой. Используется в сфере официаль­ных деловых отношений. Реализуется при составлении государ­ственных актов, инструкций, договоров, законов, официаль­ных сообщений, документации различного характера (заявления, справки, отчеты, протоколы).

Официально-деловой стиль реализует функцию сообщения. Сообщение в данном случае регулирует отношения между людь­ми, между гражданами и государством, содержит инструкцию, разъясняет какие-либо нормы и правила, переводит отражен­ные в том или ином документе различные стороны человечес­ких отношений в разряд официально-деловых.

Ведущие стилевые черты: предписывающий характер, точ­ность, не допускающая инотолкования, объективность, связан­ная с правовой нормой. Официально-деловой стиль «имеет сво­ей задачей представить все обстоятельства дела во всех их логических взаимоотношениях вместе с выводом из них в од­ном целом» (Л. В. Щерба).

Языковые средства, способствующие речевому воплощению основных функций официально-делового стиля, таковы:

1. Высокий процент стандартных средств, клишированных конструкций, канцелярских штампов. Употребление слов в прямом, номинативном значении, специальной терминологии (ответчик, истец, арендатор, докладная, справка, акт, присут­ствовали, слушали и т. п.).

2. Ярко выраженный именной характер официально-дело­вого стиля: использование отглагольных существительных, от­носительных прилагательных (в текстах этого стиля самый вы­сокий процент их употребления — 85,5%), прилагательных со значением долженствования. Из глагольных форм преоблада­ют инфинитив со значением категорического предписания и формы настоящего времени, что позволяет придать речи в це­лом утверждающе-констатирующий или предписывающий ха­рактер.

3. «Синтаксис официально-делового стиля отражает тен­денцию к детализации и классификации, к рассмотрению в единстве констатирующей и предписывающей сторон, при­чинно-следственных и условно-следственных отношений» (Л. Г. Барлас). В соответствии с этим в текстах официально-де­лового характера используются значительные по длине пред­ложения, осложненные различными оборотами, сложные пред­ложения и синтаксические периоды, конструкции с повелительным и обобщенным значением. Для построения предложений и периодов часто используется система рубрика­ций, оформляющаяся с помощью разветвленной сети рядов од­нородных членов, причастных и деепричастных оборотов. Для официально-делового стиля характерна «особая культура слож­ных предложений, сконструированных по способу подчинения в канцелярском стиле. Подобным образом хорошо построен­ные предложения дают возможность читателю все сразу понять и сразу же принять соответственное решение» (Л. В. Щерба).

Официально-деловой стиль в профессиональной деятель­ности учителя реализуется при оформлении документации, написании характеристик, справок, отчетов, служебных запи­сок, при решении вопросов, связанных с организацией учеб­ного процесса и хозяйственной деятельности школы.

Стиль художественный (стиль художественной литературы), художественно-беллетристически и реализуется в процессе со­здания литературных художественных произведений различ­ных жанров. Специфика художественной литературы — отра­жение действительности при помощи слова, создание художественного образа с помощью слова — определяет осо­бенности использования в беллетристических произведениях общелитературного и общенародного языка.

Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, все структурные элементы языка, а также неко­торые внелитературные языковые средства. Но «они имеют совершенно другую направленность: они должны рисовать все то разнообразие разговорных, социальных и отчасти географи­ческих диалектов, которые объединяют данный литературный язык» (Л. В. Щерба).

Языковые средства, отобранные автором для создания ху­дожественного образа, начинают жить по новым законам, по законам целостного произведения, в котором привычные сло­ва, формы и конструкции приобретают способность переда­вать новые значения, выражать чувства и переживания, рисо­вать картины природы и т. п. В художественном произведении языковые единицы приобретают новое, художественное зна­чение, что проявляется, например, в их способности к метафо­рическому употреблению.

Таким образом, в речи мы пользуемся языковыми средства­ми с учетом их функциональных особенностей и стилистичес­кой принадлежности.







Сейчас читают про: