Регулирующая функция эмоций

Стимул

Итак, сдерживание аффективной разрядки, возникающих в процессе жизнедеятельности индивида эмоций, неизбежно приводит к нарушениям в иммунной системе организма и адаптивной способности в целом.

Когда определенная эмоция появляется в ответ на определенный образ, говорят о возникновении аффективно-когнитивной структуры. Чувство уныния, печаль могут потребовать от человека компенсации и подтолкнуть его к мысли, что он должен каким-то способом утешить себя. Если человек охвачен гневом – будет проявлять агрессию, а если испуган – затаится или бросится прочь. Когда человек счастлив – он склонен умиляться привычным вещам и игнорировать неприятные моменты в отношениях. Пример образования аффективно-когнитивной структуры (см. рис.2):

 
 


Эмоция

Когнитивный процесс (переработка имеющейся информации)

 
 


Ответная реакция

Рис. 2. Принцип образования аффективно-когнитивной структуры.

Рассматривая эмоции как средство адаптации Плутчик (Plutchik, 1962, 1980) выделил соответствующие базовым эмоциям аффективно-когнитивные структуры и проследил пути их формирования, начиная с раннего младенчества (см. табл. 4).

Таблица 4. Пути формирования адаптивных поведенческих реакций.

Стимул, или прототипический адаптивный комплекс – источник эмоции   Эмоция - первичная базовая эмоция Ответная реакция, или Аффективно-когнитивная структура
Поглощение пищи и воды Принятие Инкорпорация  
Реакция отторжения, экскреция, рвота Отвращение Отвержение
Устранение препятствий на пути удовлетворения Гнев Разрушение
Первоначально в ответ на боль или угрозу боли Страх Защита
Реакции, сопутствующие репродуктивному поведению Радость Репродуктивное поведение
Утрата объекта, приносящего удовольствие Горе Депривация
Реакция на контакт с новым, незнакомым объектом Испуг Ориентировка
Более или менее беспоря-дочная деятельность, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды Интерес, надежда или любопытство Исследование

Основное положение работы Плутчика заключается в том, что эмоция формируется и проявляется в раннем младенческом возрасте как ответная реакция на определенное воздействие со стороны внешней среды.

Например, радость вызывается появлением и прикосновением матери; отвращение – некачественной пищей, гнев – препятствиями при желании достичь чего-либо, недостаток материнского молока –голод, отобранная игрушка – злость, и т.д.

При этом само переживание будет оставаться в памяти ребенка и в дальнейшем составит его общий эмоциональный фон – настроение, даже при отсутствии (исчезновении) самого источника переживания.

Например, если в младенчестве ребенок часто пребывал в состоянии покинутости и одиночества и испытывал, связанные с ними испуг и страх, то, став взрослым, он будет нервным, раздражительным, будет вздрагивать при неожиданном появлении кого-либо или чего-либо. И, наоборот, если ребенок в младенчестве чаще испытывал эмоции радости при кормлении и общении с матерью, то, став взрослым, он будет веселым и жизнерадостным.

Плутчик (Plutchik, 1980) предлагает рассматривать эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов. В аффективно-когнитивной структуре на определенный образ (стимул) формируется определенная эмоция. В ответ на различные стимулы – различные эмоции.

                 
 
 
   
 
   
 
   
 
   


Рис. 3. Возникновение эмоции

по теории Джемса – Ланге.

Для разных эмоций – интерес, счастье, волнение, испуг, гнев, страх, - характерны определенные физиологические состояния, т.е. соответствующие телесные изменения. Именно органические изменения в системе организма, по теории Джемса – Ланге, являются первопричинами эмоций (см. рис. 3).

Но, в настоящее время, наибольшее распространение получила психоорганическая теория эмоций Кеннока – Барда, в которой показано, что телесные изменения и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают в ответ на стимул – активатор эмоции – практически одновременно (см. рис.4).

                   
   
 
   
 
   
 
   


Рис. 4. Возникновение эмоций по теории Кеннока – Барда.

Источниками эмоций (эмоциогенными стимулами), в настоящее время принято считать следующие типы активаторов:

1. Нейронные и нервно-мышечные активаторы:

1) естественно вырабатываемые гормоны и нейромедиаторы;

2) наркотические препараты;

3) экспрессивное поведение (мимика, пантомимика);

4) изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы.

2. Аффективные активаторы:

1) боль;

2) половое влечение;

3) усталость;

4) другая эмоция.

3. Когнитивные активаторы:

1) оценка;

2) атрибуция;

3) память;

4) антиципация (предвосхищение, представление о предмете или ситуации до того, как они появились в реальности).

Происхождение эмоций на нейронном уровне объясняется как результат деятельности определенных структур мозга; на аффективном уровне – это действие сенсорно-перцептивных процессов (процессов чувствования и восприятия); на когнитивном уровне – как протекание различных мыслительных процессов.

Эмоции возникают и развиваются довольно быстро и определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. В случае рождения детей без больших полушарий головного мозга, у них активизируются базовые эмоции – страх, гнев, удовольствие. То есть прекращение (недоступность) поступления сигналов в ЦНС не предотвращает возникновение эмоций. Но для когнитивной оценки стимула и дальнейшего управления эмоциональным состоянием необходимы такие структуры как гипоталамус, центральные части лимбической структуры мозга, кора мозга. Ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний:

- силу;

- продолжительность;

- изменчивость (лабильность) и др.

Эмоции, таким образом, имеют регулирующую функцию, они определяют и регулируют поведение человека, влияя на напряженность, длительность и способы деятельности.

На физиологическом уровне у человека, переживающего эмоцию, фиксируются изменения:

- электрической активности мозга;

- электрической активности лицевых мышц;

- функционирования дыхательной системы;

- функционирования кровеносной системы;

- работы сердечной мышцы; происходит учащение пульса на 40-60 ударов в минуту.

Эмоции активируют вегетативную нервную систему, которая воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы организма. Сильные эмоции вызывают в организме гормональный криз, побуждают к действию-разрядке. Гормональный криз или аффективное эмоциональное состояние – это ярко выраженное эмоциональное состояние с видимыми физиологическими изменениями. Аффект обычно сопровождается двигательным перевозбуждением или, наоборот, оцепенением и заторможенностью действий.

Разрядка аффекта приводит к расслаблению, снятию напряжения и переживается как получение удовольствия. Сдерживание аффекта и не проявление его во вне приводит к общему напряжению всех систем организма, и переживается как неудовольствие.

Любой адаптивно функционирующий организм стремится снизить внутреннее напряжение и пережить удовольствие как равновесное физиологическое состояние. Источники разрядки и достижения равновесного состояния (удовольствия):

Удовольствие от совершения приятного. Удовлетворение любой потребности завершается переживанием удовольствия. При нарушении в цикле удовлетворения потребности возникает напряжение и переживается неудовольствие.

Удовольствие избавления от неприятного. Если нарушение в цикле удовлетворения потребности уже возникло и проявилось как голод, потеря безопасности, отсутствие общения (одиночество), индивид будет испытывать страдание, появится стремление избежать его любыми путями. Действия человека становятся резко однонаправленными. Сужается его активное поле деятельности. Это состояние, внешне проявляющееся высокой степенью целеустремленности, можно определить как страсть. «Страсть – это сложное эмоциональное состояние, представляющее собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета. Объектом страсти может стать человек» (Немов Р.С., 1995). Устранение причины страдания изменит негативную эмоцию переживания на позитивную и проявится как радость, спокойствие, ликование или любовь.

Человек обладает специфическим способом получения удовольствия. Это способ сопереживания радости другого – эмпатия. Способность к эмпатии позволяет человеку без относительно к самому себе испытывать приятные или неприятные эмоции, связанные с другим человеком. Без этого становятся невозможны такие чувства как альтруизм и любовь, чувство эмоционального подъема, появляющееся при победе любимой команды и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: