double arrow

БИЛЕТ№22


Творческий путь Радищева

Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Книги его были грозным оружием, направленным против самодержавия, рабства и крепостничества. «Бунтовщик хуже Пугачева». При жизни Р. и после его смерти, вплоть до 1905г., его знаменитое «Путешествие» находилось под запретом. В 1797г. в ссылке в Кунгуре Р. видел копию своей книги.

Родился 20 авг. 1749г. в богатой дворянской семье. Отец его был грамотным и достаточно гуманным по отношению к крестьянам. Начальное образование получил дома. Его научил читать и писать крепостной Петр Мамонтов. С 1756г. живет у родственника в Москве и занимается на дому с преподавателем из Московского университета. В 1762г. был зачислен в Пажеский корпус в Питере, оттуда осенью 1766г. был отправлен в Лейпциг для обучения. Тогда ему было 17 лет. Там подружился с Ф.Ушаковым, Кутузовым и Рубановским. Опыт русской действительной жизни и пяти лет, провед. за границей, расширили умственный горизонт будущего писателя. Во многом ему помог Ушаков, которому Р. посвятил «Житие Федора Васильевича Ушакова», (1789). Пронизано пафосом революционной публицистики. В ноябре 71г. возвр. в Россию. Служба в департаменте Сената (71-73) в должности протоколиста познакомила Р. с ужасающим бесправии крестьян, беззаконием в судах, деспотизмом помещиков и чиновников. Спустя некоторое время сближается с Новиковым, Крыловым, Туманским, Кречетовым. Лит.деят-ть Р. началась в 70-х гг. и была связана с интересом к историч. Сочинениям. Так в 72-73гг. он изучает «Повесть временных лет». Внимание к истории Древней Руси сказалось в тв-ве Р. (поэма «Бова», «Песнь историческая»). Занимался переводами произведений Мабли («Размышление о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков»).




В ранний период своей лит.деят-ти отдал Р. дань и люб.лирике. «Песня». Его ранние стихи отличались большой чувствительностью и несли в себе черты автобиографизма. Автобиографизм свойствен и очень своеобразному в ТВ-ве Р. «Дневнику одной недели», произведению психологическому. Это страстная исповедь человека, оказавшегося вдали от друзей и испытавшего отчаяние от одиночества.

1) комедия Фонвизина «Бригадир»

«Бригадир» - бытовая комедия с любовной интригой.

Противостояние. Отрицательные персонажи прописаны лучше. Положительные получились резонерами. Показана жестокость семейных отношений. Ханжество и взяточничество – образ советника.

«Бригадир» построен как ряд комических сцен, прежде всего ряд объяснений в любви: Иванушки (сын бригадира и бригадирши) и Советницы, Советника и Бригадирши, Бригадира и Советницы, - и всем им противопоставлена пара образцовых влюблённых: Добролюбов и Софья (советничья дочь).



2) журнал Новикова «Трутень» (копии с отписок, рецепты)

I. Николай Иванович Новиков(1744 - 1818) Писатель-просветитель, издатель и книгопродавец. Всю свою сознательную жизнь защищал угнетенных крестьян. Он косяками создавал сатирические журналы, в которых вовсю обличал помещиков-скотов.

Журнал Новикова «Трутень»(1769). Эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите» (из «Жуки и пчелы»Сумарокова). Трутни-помещики-тунеядцы, кот. грабят крестьян. Сразу же разгорелась полемика со «Всякой всячиной» (журнал Екатерины), кот. проповедовала «человеколюбие» и «снисхождение к людским порокам». Началась полемика по поводу сущности сатиры. Н. счтал,что только та сатира,кот. писана «на лицо» может быть действенной.

Полемика «Т.» с «В.В.» носила политический хар-р. Н.под псевдонимом Правдолюбова опускал «В.В.», последн. Отвечал «На ругательства... мы ответствовать не хотим, уничтожая оные». Н. намекает на плохое знание императрицей русского языка.

Кроме полемики с «В.В.», «Трутень» резко критикует невежество, ханжество, внешнюю европеизацию дворянства.(Например приводится история о том как молодой поросенок ездил учиться и возвратился большой свиньей).Причина - ложное воспитание.Но осн. тема «Трутня» взаимоотношение помещиков и креп. кр.Н. верит в то,что убеждающее слово может пробудить спящую совесть. Видя зло в кр.пр. Н. Не поднимается до отрицания самого института крепостничества.

Жанры «Трутня»: письма к издателю, сатирич. заметки, рецепты, сатирич. объявления, литер.пр-я. В журн. «Т.» Были напечатаны «копии с отписок». В форме писем и документов Н. Передает картину бедственного положения кр-н. «В.В.» непрестанно следила за сатирой «Т.»и пыталась подействовать на его издателя, но бесполезно, а когда появились «Отписки», ж-л был закрыт на месяц.



В1770г «В.В.»,выпустив еще несколько номеров развалилась, да и вновь открывшийся «Т.» долго не протянул, т.к. не мог печатать былой сатиры и терял читателей. Н. Пытался выпустить другой журнал «пустомеля», но после того, как во 2-м номере напечатали «Послание к слугам» Ф. и др. подобные пр- я, его закрыли.

II. Журнал Новикова «Трутень»(1 мая 1769). «Т.» внес дух боевой полемики в русскую ж-ку этой поры, его выступления были по-настоящему смелы и злободневны и приковывали к себе общественное внимание. На страницах этого издания перед читателем во всем значении возникла крестьянская тема. Н. открыто заявил, что он сочувствует крепостным, и осудил их бесчеловеческих господ. Трутни-помещики - тунеядцы, кот. грабят крестьян. Эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите» (из «Жуки и пчелы» Сумарокова). И само название новиковского ж-ла было связано с этой основной его темой и полемически направлялось против ж-ла Екатерины. Сразу же разгорелась полемика со «Всякой всячиной» (журнал Екатерины), кот. проповедовала «человеколюбие» и «снисхождение к людским порокам». Только такой совет давала «В.в.» и только он был безопасен для гос. режима, который поддерживался этим журналом. Как бы предупреждая выступления Трутня, В.в. в 19-м номере поместила письмо А. Перочинова, направленное против критики и сатиры вообще. Автор рассказывает о своей встрече с человеком,который везде видел пороки, «где другие, не имев таких, как он, побудительных причин, насилу приглядеть могли слабости, и слабости, весьма обыкновенные человечеству». Началась полемика по поводу сущности сатиры. Н. считал, что только та сатира, кот. писана «на лицо» может быть действенной.

Полемика «Т.» с «В.В.» носила политический хар-р. Н.под псевдонимом Правдолюбова опускал «В.В.», последн. Отвечал «На ругательства...мы ответствовать не хотим, уничтожая оные». Н. намекает на плохое знание императрицей русского языка. В дальнейшем «В.В.» непрестанно следила за сатирой «Т.» и пыталась подействовать на его издателя, но бесполезно, а когда появились «Отписки», ж-л был закрыт на месяц. В1770г «В.В.», выпустив еще несколько номеров развалилась, да и вновь открывшийся «Т.» долго не протянул, т.к. не мог печатать былой сатиры и терял читателей. Н. Пытался выпустить другой журнал «пустомеля», но после того, как во 2-м номере напечатали «Послание к слугам» Ф. и др. подобные пр- я, его закрыли.

III. «Живописец» (1772). - третий сатирический журнал Н. Притворно ставит свой ж-л под «крышу» Е. Продолжает линию «Тр.» - обличение отриц. явлений действительности, просвещение -зе бест! В живописце печат. «Опыт модного словаря щегольского наречия» - отраж. Соц.-психолог. Хар-ры светской аристократии, нападает на распущенность их нравов.

«Отрывок» - некот. считают его автором Радищева. - форма путешествия. Повеств. ведется от лица путеш., который останавл. в теч. 3-х дней практически в каждом селе и деревне. И нигде не видел ничего хорошего. Во всем виноваты помещики. Деревня Разоренная: «Непаханые поля, худой урожай хлеба возвещали мне, какое помещики тех мест о земледелии прилагали рачение». Деревня из 2-х десятков бедных развалившихся хижин, покрытых соломою. «Улица покрыта грязью, тиною и всякой нечистотою, просыхающая только зимним временем. При въезде моем в сие обиталище плача я не видал ни одного человека».

«Письма к Ф.» - 5 очерков. Как ранее в «Копиях» стремится хотя бы к условной документальности. Один из очерков «Письмо уездного дворянина к его сыну» - психология крепостника, его убеждения, критика крепостн. двор-ства, произвол помещиков. Написано от лица дворянина. «худая честь, коли нечего будет есть», - пишет отец к Ф. во 2-ом письме.







Сейчас читают про: